Сораспятие со Христом

В наших храмах Великим постом принято совершать такую, уже привычную всем, службу, как Пассия. Это особое богослужебное последование читается четыре раза в год, по числу евангелистов, — во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья (или пятницы) Великого Поста. За каждой Пассией прочитываются евангельские повествования о Страданиях (Страстях) Христа. Это служба неуставная, но дает нам возможность уже на второй неделе поста прочувствовать Страстную седмицу.

История возникновения

Пассия — самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм. В то время Пассия представляла собой последовательное чтение евангельских отрывков, повествующих о последних днях и часах земной жизни Спасителя. Долгое время эта служба совершалась только в юго-западных епархиях, но с конца XIX в. интерес к ней возрастает, она появляется и в центральных русских епархиях.

Митрополит Киевский Петр (Могила)

К XX веку пассии стали совершать повсеместно. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования о страданиях Господа Иисуса Христа: на первой – 26 и 27 главы от Матфея, на второй – 14 и 15 от Марка, на третьей – 22 и 23 от Луки, на четвертой 18 и 19 от Иоанна. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.

Кроме того, на пассии мы слышим некоторые трогательные песнопения из богослужения Великой Пятницы – дня телесной смерти Господа. Так, исполняется стихира «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного», которую поют во время целования Плащаницы Христовой; перед чтением Евангелия звучит прокимен «Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий…» Эти и другие молитвы возносят нас на Голгофу, вновь и вновь напоминая о конечной цели Поста – сораспятии со Христом. Ранний чин этой службы не предусматривал каких-либо частей, но народное благочестие добавило к Евангелию и проповеди еще и акафист – Кресту Христову или Страстям Господним, которые обычно поются не только певчими, но и всеми богомольцами. Поэтому, не стоит удивляться, что это богослужение так любят христиане.

Духовный смысл Пассии

Мнение, что Пассия порождение католицизма, ничем необоснованно. Митрополит Петр не без основания составлял последование в противовес пышным католическим богослужениям, где пассия порой была похожа на театральное представление.

Дух пассии совершенно православный: случайное сходство с католическими службами по форме растворено глубочайшим духовно-нравственным содержанием.

В православном понимании сопричастность страданиям Христа выражается прежде всего словами апостола Павла о необходимости распинать плоть «со страстьми и похотьми» (Гал. 5, 24). Слова и смысл молитвы, а отнюдь не эмоциональное переживание причастности историческому моменту, имеют главное и первостепенное значение в этом богослужении для православного христианина. Служба Пассии заставляет нас задуматься о страданиях нашего Спасителя, точно взвесить свои ощущения – представить себя присутствующими при Страданиях и Смерти Господа Иисуса Христа. Можем ли мы распинать свои страсти и греховные желания, уподобляясь добровольно принявшему Распятие и смерть за нас? Ведь наши грехи подобны тем ранам и язвам, которые наносили Христу Его мучители.

В центре Пассии душа любого человека, которая сораспинается с Христом или отвергает Его. Пассия вновь напоминает людям о главной цели поста: покаянии  и приведении своего духовного облика в состояние сопричастности Пасхальной радости о Воскресшем Христе Спасителе.

Подготовила Наталья Морозова

Просмотров: (58)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *