Крест для христианина. Крестопоклонная неделя

«Вы взошли на крест, давши противиться греху».
святитель Феофан Затворник (Вышенский)

О Крестопоклонной неделе

Третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «Крестопоклонными». В воскресенье за Всенощной после Великого славословия выносится на середину храма Святой Крест и предлагается верующим для поклонения. При поклонении Кресту поют: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Эта песнь поется и на Литургии вместо Трисвятого.

Крест для христианина

Казалось бы, Крест — орудие смерти и символ страданий. Как можно с таким благоговением относиться к нему? Тут особенно важно остановиться на одном из основных смыслов святой Церкви — на символе и сути Святого Креста.

Не делая попыток объяснить столь сокровенный смысл самостоятельно, обратимся к мудрым словам святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси:

«С понятием о кресте у нас соединяется не только понятие о страданиях, но и о славе, которая следует за страданиями. Так, на кресте Спаситель терпит тяжкие страдания. Неповинный осуждается на позорную казнь и пригвождается ко кресту; увенчанный терновым венцом, в ребро прободается, терпит поругания и поношения и испытывает тяжелые муки.

Но в то же время на Кресте Он совершает то великое дело искупления людей, для которого Он и пришел на землю, и тем не только прославляет Себя, но вводит в Царство славы и других и прославляет даже самый Крест: с того времени крест – уже не позорное орудие казни, а, напротив, предмет самый дорогой и священный для христиан.

Посему и христиане, если идут путем подвигов и борьбы с грехом, если покорно и с усердием несут свой крест, то есть различные бедствия, лишения, огорчения и т.п., пусть утешатся: Царствие Божие силою берется, и они, как употребляющие для этого усилия, при помощи Божией возьмут его. Если они участвуют в страданиях Христовых, то будут участвовать и в славе Христовой; если они с Ним умирают, то с ним и воскреснут».

 

Евангельское отношение к потребностям души и тела

 

Значит, поклонение Кресту призвано подкрепить христианина Постом, утвердить его в собственном добровольно принятом кресте — в борьбе «со страстьми и похотьми». Вот как замечательно говорит Святейший Патриарх Кирилл в проповеди на Крестопоклонную неделю:

«Неслучайно именно в середине поста предлагается нам подумать о страданиях Спасителя. Через крест открывается сама тайна бытия, и в свете того, что означает крест, нам легче понять и смысл воздержания, смысл поста.

Отрывок из Евангелия от Марка, который мы только что слышали, как раз дает нам возможность поразмышлять о смысле креста. Хорошо известны слова: «Кто хочет идти за Мной, отрекись от себя и возьми крест свой и следуй за Мной» (Мк. 8, 34).

 

В этих замечательных словах открывается нечто очень важное для понимания человеком смысла его бытия. Дается некая евангельская норма того, как человек должен относиться к потребностям души и тела. Удовлетворение этих потребностей есть не что иное как Божий замысел о человеке. А греховным является пристрастие.

Почему же нужно преодолеть пристрастие, чтобы следовать за Христом? Почему нужно преодолеть пристрастие, чтобы взять на себя свой крест?

Связь между господством страсти и неспособностью преодолевать реальные страдания и утверждается так ярко и очевидно словом Божиим. Человек, живущий под властью страсти, не способен нести крест. Он слаб, у него нет терпения, нет мужества, он несвободен, потому что страсть господствует над ним. Принять же крест может только духовно свободный и сильный человек. Потому нельзя взять крест, не отвергнувшись себя.

Человек, побеждающий страсть, освобождает душу от похоти плоти, обретает и силу, и терпение, и внутреннюю свободу. И тогда всякое принятие креста, всякое преодоление страданий, что посылает нам жизнь и что возлагает на нас Господь, становится бременем благим и легким.

К этой внутренней духовной силе и к внутренней свободе призывает нас крест Христов. А для того чтобы мы могли обрести эти спасительные силы и качества, нам дается пост как некая школа борьбы со своими пристрастиями».

 

Утешение на Пути Поста

 

Так зачем же именно в эти дни — напряженные седмицы Великого Поста — установлена Крестопоклонная неделя? Снова читаем у святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси:

Путники, проходящие далекий и тяжкий путь, если находят на дороге ветвистое дерево, садятся под тень его, отдыхают здесь и затем, собравшись с силами, продолжают свой путь. Так и проходящим во время поста путь подвигов, трудов и лишений Церковь предлагает живоносное дерево Креста Господня для «облегчения, прохлаждения и утешения их».

Спасительный образ Креста Господня

 

Укрепившись поклонением Живоносному Древу Креста, продолжим путь Поста. Постараемся не забывать о нем и в другие дни. И по словам архимандрита Тихона (Шевкунова), «проходя мимо храма, увенчанного крестом, никогда не пренебрежем драгоценной возможностью почерпнуть силы и поклониться всему тому святому, великому и животворящему, что заключено в спасительном образе Креста Господня».

Подготовила Светлана Костюкович

Просмотров: (33)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *