На вопросы подписчиков отвечает настоятель храма. Выпуск №5

Добрый вечер!

Скажите пожалуйста можно ли молится за человека, умершего от передозировки наркотиков?

Ее отпевали на кладбище, крещёная.
С уважением, С.

 

Отвечает настоятель храма, иероманах Спиридон (Савин):

 

Здравствуйте, дорогая С.!

Нельзя не признать, что наркотики — это добровольный путь в погибель. Это факт.

 

Людей, которые встают на этот путь называют самоубийцами. Очень сложно с этим не согласиться.

 

Но нужно обязательно учесть и другой факт — хотел ли наркозависимый свернуть с этого пути? Боролся человек или нет?

 

Передо мной встает образ одной молодой женщины, которую мне довелось соборовать, а потом и отпевать… Ей было где то 25 лет, двое детишек — но «химия», которой она так увлеклась за два года свалила её в постель, заставила наблюдать, как её молодое тело начало гнить…

Она каялась и переживала, но спасти ситуацию в таких случаях бывает невозможно. Она умерла.

Что, за неё не молиться? Не думаю.

 

Однако, советую — прежде чем подъять молитвенное правило за усопшую, начать за нее молится — все же спросите благословение у священника на приходе, в храме. И — это важно — попросите неравнодушных людей, чтоб тоже молились.

 

Мы знаем, Христос победил диавола, но как? Через несение Креста, Страдания, а затем и Распятие. Но всё это привело к славе и победе над адскими силами.

 

Эта победа дарована и нам, простым людям, надо только прийти к Нему, к Чаше. И также нужно понести молитвенный крест, как когда то Христос понёс за нас.


Если дома мироточат иконы, то почему? И можно ли об этом кому-то рассказывать, например, чтобы прославить Бога или святого? Действительно ли такое бывает перед каким-то важным, значимым событием?


Спаси Господи!

 

Отвечает настоятель храма, иероманах Спиридон (Савин):

Здравствуйте!

 

Это довольно обширный вопрос, который требует очень спокойного и внимательного отношения.

Для начала, я рекомендовал бы ознакомится со статьей “Знамения от икон в конце ХХ века в России: духовные итоги”. Это поможет получить общие представления о том, что именно считается знамениями и как стоит к ним относится.

В частности, стоит обратить особенное внимание на некоторые выдержки из статьи.

Церковь рассматривает икону как особую форму откровения Божественной реальности. Согласно православному догмату иконопочитания, утвержденному VII Вселенским Собором, «честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней». Собор особенно подчеркивает, что мы воздаем иконам почитание, а не поклонение, подобающее одному только Богу.


Все канонические иконы в храмах или домах священны благодаря своему духовному содержанию и смыслу. Однако некоторые избираются Промыслом Божиим для особых знамений. Исходящие от них неизреченный свет, благоухание, св. миро – вещественные знаки явления мира горнего, Царствия Божиего.

 

История Православной Церкви насчитывает около тысячи образов, прославившихся чудотворениями за всю историю христианства. Большинство их – образы Божией Матери, Небесной Заступницы человеческого рода. От некоторых образов чудесным образом источались кровь, слезы, миро.

 

Истечение крови, как правило, происходило из нанесенной образу раны – для вразумления людей, оскорбивших святыню. Слезы, истекавшие из очей Пресвятой Богородицы, воспринимались и как знак скорби Божией Матери о грехах человеческих, и как знак милосердия Владычицы, плачущей о своих чадах. Истечение мира принято считать знамением совершившегося милосердия Богоматери.

 

Само по себе мироточение не было событием, на основании которого икона считалась чудотворной. Обычно она обнаруживала свою исцеляющую силу по молитвам перед ней до или после мироточения, которое лишь указывало на избранность иконы.


Вплоть до ХХ века мироточение или слезоточение иконы было редким, исключительным явлением. Массовые знамения наблюдаются в России только в ХХ веке.

 

Часто приходится слышать, что знамение от иконы – предвестье беды, призыв готовиться к грядущим потрясениям. Действительно, в истории были такие случаи. Но если рассмотреть периоды множественных чудес, то наблюдается несколько иная картина. Массовые знамения 1920-х годов происходили не до, а после катастрофы 1917 года, и как бы сопутствовали скорбям тех лет. Точно так же массовые знамения 1990-х происходили после грандиозного перелома в жизни России, одновременно с нелегкими испытаниями последнего десятилетия.


Но, конечно, нужно крайне осторожно относится к каждому случаю знамений. Лукавый, «обезьяна Бога», спешит примазаться ко всему святому и профанировать его. Сегодня, как никогда остро встает необходимость снова и снова напоминать изречения святых отцов о различении духов, о чудесах ложных.

Поистине настольной книгой каждого христианина должна стать работа свт. Игнатия (Брянчанинова) «О чудесах и знамениях», чрезвычайно актуальная в наши дни, так как именно сейчас на ложных «чудесах» происходит огромное количество спекуляций.


Православная Церковь всегда призывала к осторожности и духовной трезвости по отношению к чудесам. Область эта сокровенна и опасна, руководствоваться здесь нужно советами святых отцов. А они предупреждали, что ни в коем случае нельзя добиваться чуда или стремиться к нему. Иначе можно впасть в поистине страшные искушения, в настоящую прелесть.

 

А с практической точки зрения — надо сообщить о таких случаях священнику на приходе, епископу. Может быть за этими событиями что то скрыто, надо разбираться в каждом конкретном случае.


Интерактивная рубрика: «Вопрос к батюшке» продолжается!

Вы тоже можете прислать свои вопросы к настоятелю храма отцу Спиридону в комментарии к этой публикации, в сообщениях групп в соц сетях (кнопка «написать сообщение») или на почту: spiridon-site@yandex.ru.

Ответы будут публиковаться каждый четверг на нашем сайте и в социальных сетях!

Если вопрос очень личный и вы не хотите, чтобы ответ для вас публиковался — укажите это в письме (и ответ придет только вам).

Просмотров: (91)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *