Вас не двое, вас трое: вы, духовник и Бог

Кто такой духовник? Каково его значение в жизни православного христианина? Как должны строиться отношения меж духовником и окормляемым? Следует ли выбирать духовника, долго и сознательно его искать, или нужно просто идти, к кому Бог привел? Зависит ли наше спасение от личности духовника? Что делать, если духовник не устраивает? На вопросы о духовнике и духовничестве отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма во имя святого благоверного князя Александра Невского — Патриаршего подворья при МГИМО.

 

— Отец Игорь, начнем с определения — кто такой духовник? Это просто священник, к которому я регулярно прихожу на исповедь, или слово «духовник» означает нечто большее?

— Духовник — это духовный отец. Это человек, который призван родить нас для новой жизни — жизни во Христе Иисусе. Крещение вводит нас в эту жизнь, а научить нас жить с Ним, дать человеку необходимые для этого знания — дело духовника.

— Но ведь не всегда, не везде мы можем найти человека, который действительно может учить нас духовной жизни. Как быть, если мы такого человека не встретили? Искать, пока не найдем?

— На самом деле есть два пути обретения духовного отца. Об одном из них замечательно говорил Алексей Ильич Осипов. По его мнению, духовника нужно выбирать не спеша, серьезно, ответственно; прежде чем доверить этому священнику себя и свое спасение, нужно убедиться, что он действительно человек духовный, что он настроен на волну Христа, что он не заведет тебя в дебри ереси, не подменит истинное благочестие ложным, чисто внешним. А есть другой путь: просто пойти в ближайший храм, вверить себя первому попавшемуся священнику и в дальнейшем проходить свой жизненный путь вместе с ним.

— Однако Ваши слова о том, что нужно пойти и довериться первому попавшемуся батюшке, несколько пугают. К сожалению, батюшки у нас бывают разные…

— Если вас только двое — вы и священник — и никого меж вами больше нет, тогда да: такое вот безоглядное доверие может к трагедии привести. Но мы ведь с вами верующие люди и знаем, что Господь никогда нас не оставляет, что меж нами и священником, которому мы доверились, стоит Он Сам.

На Афоне многим рассказывают такую историю, случившуюся в начале ХХ века. Один молодой инок весьма усердно подвизался, и братия стала с подозрением на него смотреть, стала ему говорить, что он в прелести. Он и сам испугался. И пошел к своему наставнику: не в прелести ли я? А наставник сказал этому иноку, что в такой-то пустыни живет один затворник, иди к нему; если ты у него в послушниках одиннадцать лет выдержишь, ты точно не в прелести. Инок пошел к затворнику, указанному духовником; у затворника был очень тяжелый характер, но инок прожил у него в послушании одиннадцать лет. А в конце срока подумал: «Если я сейчас от него уйду, будучи очень доволен тем, что я все это выдержал, тогда я точно в прелесть впаду; поэтому дай­ка я проживу у него еще одиннадцать лет». Впоследствии этот инок сам стал одним из афонских духовников, а тот старец перед кончиной покаялся перед ним, сказав: «Прости мне мою жестокость; твои смирение и усердие в служении Христу не только тебе самому принесли пользу, но и для меня стали духовным уроком».

Весь вопрос в том, что мы ставим во главу угла. Если у нас дальше духовника (а скорее, дальше наших эмоций) ничего нет, если мы даже не задумываемся о том, для чего нам дан духовник, тогда, конечно, какие-то его человеческие недостатки для нас — трагедия. А если духовник для тебя — средство ко спасению, тогда у тебя все будет нормально. Отрицательный опыт общения со священником, с духовником — это тоже опыт. При правильной установке человека он служит ко спасению. Конечно, мы все хотим для себя священника прямо-таки равноангельного… и чтобы он еще говорил нам исключительно то, что мы хотим слышать. Но ведь ни один сознательный родитель не дает ребенку всего того, чего тот хочет: если бы это было так, наши дети ели бы одни чипсы, запивая их колой. Но большинство родителей все же хорошо ориентируются в вопросе, что ребенку нужно на самом деле.

— Родитель в данном случае — это, скорее всего, Господь, Который знает, какой духовник нам нужен — мягкий, жесткий, приятный, «вредный» и т. д.?

— Конечно. Мы должны доверять, прежде всего, Богу, Который послал в нашу жизнь вот этого священника. Мы ведь очень разные люди, и путь к Богу очень разным бывает, и средства на нем нужны разные. В школе тоже ведь всегда разные учителя — и добрые, и не очень, и строгие, и не слишком. Но они все нужны, наверное, тому, кто хочет действительно получить образование.

— Мне пришлось однажды слышать такие сетования неофитки: батюшка, дескать, у нас хороший, добрый, участливый, но простой, а мне нужен глубокий духовник с высокими познаниями… Что бы Вы посоветовали сетующей?

— Если бы ко мне вот так кто-то пришел и сказал: «Батюшка, извините, мне нужен другой человек, не такой, как вы», — я бы ответил: «Ну что ж, ступай с Богом, ищи того, кто тебе подходит». Дело вот в чем: пока человек сам не наступит на грабли своей самости («Мне нужен другой духовник»), пока он не поймет, что Господь ему уже даровал все, что нужно для его спасения, он так и будет ходить и искать. А когда поймет, вернется к тому, что было уже дано. Повышенные притязания — «Этот духовник меня не удовлетворяет» — они от гордости в нас.

 

— И все же, как быть, если духовник не отвечает на возникшие у нас вопросы? Искать ответы в книгах?

— Духовник не отвечает на вопросы не потому, может быть, что он не знает ответов, а потому, что эти ответы нам сейчас не нужны. Мы еще не перегорели своей страстью, той страстью, которая породила эти вопросы, и готовые ответы нам пользы не принесут. Что же касается тех ответов, которые мы можем найти в книгах святых отцов, — с ними все равно нужно прийти к батюшке и показать, и спросить, насколько это к нам применимо.

— Но как можно не искать ответа, если вопрос встал ребром?

— Попробуйте его поискать, посмотрите в нескольких разных местах. И если ответа действительно нет, значит, он вам не нужен. Это не трагедия. Когда будет нужно, ответ появится. Нужно искать не готовые формулы, а приближения ко Христу, Который отвечает на все наши вопросы.

— А заочный духовник у христианина может быть? Могу ли я, скажем, считать своим духовником святителя Феофана Затворника, отца Александра Ельчанинова или игумена Никона (Воробьёва)?

— Я считаю, что нет. Чтение — это одно, общение с духовником — другое. В советское время, когда на всю область был один храм, можно было удовлетвориться тем, что ты читаешь Феофана Затворника, и другого духовника не искать. Но сейчас у нас достаточно возможностей позаботиться о своей духовной жизни. Естественно, что нельзя при этом чтение духовной литературы сбрасывать со счетов. Но нужно помнить: каждый из духовных наставников исходит не только из опыта, накопленного веками, но и из своего личного опыта, и преломляет евангельскую истину для своих современников, для тех, кто живет в условиях той же эпохи. И применить его опыт к собственной личности, если ты в эту эпоху не живешь, трудно. Готовы ли мы жить в тех условиях, которые были тогда? Не всегда. Я считаю, что духовником для христианина может быть только его современник, тот, кто живет в том же обществе, в тех же проблемах, в той же культуре.

— Другая крайность — человек считает, что постоянный духовник ему не нужен, предпочитает обходиться без него, оправдывая это тем, что в наше время оскуде преподобный (см.: Пс. 11, 2). Это правильно?

— Вряд ли здесь можно дать категорический ответ — правильно или неправильно. Для чего вообще нужен духовник? Для спасения. Можно ли спастись без духовника? А можно ли выучить китайский язык без учителя? Можно, но с учителем вы будете учить его два года, без учителя — двадцать два. Духовник — это человек, который на себя берет за тебя ответственность перед Богом. Решив, что духовник ему не нужен, человек берет эту ответственность на себя. Поэтому в таких решениях нужно осторожность соблюдать. Конечно, никто не запретил христианину самостоятельно строить собственную жизнь. Но ведь мы все знаем, что самому себя построить, просто самому себя со стороны увидеть сложно. И намного проще, когда есть опытный человек, который всегда может сказать тебе то, что ты сам себе не скажешь.

Напомню, что в советское время и духовенства, и возможности жить церковной жизнью, посещать храм было гораздо меньше, чем сейчас. Но духовников для себя верующие все равно находили. Бывало так, что духовник жил где-то в другом городе, и человек мог приехать к нему раз в полгода, раз в год, но духовная польза от этого была очевидной.

— Приходится слышать еще и такого рода обиды на духовников: «Я к нему на исповедь с такими проблемами, с таким комком грехов, недоумений, вопросов, а он, ни слова мне в ответ не сказав, накрывает меня епитрахилью и благословляет причащаться». Обоснована ли такая обида?

— Конечно, нет. Я повторюсь: нужно помнить, что меж нами и нашим пастырем стоит Господь, и Он воспитывает нас, действуя через духовника. Без смирения и доверия к Богу у нас вообще никакой духовной жизни не получится. Если духовник нам ничего не говорит, значит, нам и не нужно сейчас никаких слов. Достаточно того, что мы сами осознали и исповедали свои грехи, задумались о корнях наших проблем.

— А если мы все же выбираем духовника, то чем следует руководствоваться?

— Здесь, наверное, нужно не о выборе духовника говорить, а о том, что мы все, коль скоро мы христиане, выбрали Христа. И, если я выбираю из всех священников одного, значит, я считаю, что он близок ко Христу. И раз я его выбрал, я должен полностью ему довериться. Об этом хорошо сказал митрополит Сурожский Антоний: «Как легко прийти к Богу, если ты видишь на лице другого человека отблеск Божественной славы». Вот если ты это видишь, тогда ты счастливый человек, ты нашел того, кого искал. И дай Бог, чтоб у тебя все сложилось и получилось. Когда я учился в семинарии, в Троице-Сергиевой Лавре, я выбрал там одного батюшку — отца Илию — и стал ходить именно к нему. А почему… Трудно сказать.

— По интуиции?

— Скорее, по счастью. Бог к нему привел. А позже духовником всей нашей семьи — я считаю, что семья должна окормляться у одного священника — был отец Василий Владышевский. Но я не хотел бы останавливаться на подробностях своих взаимоотношений с духовниками или как-то афишировать их присутствие в моей жизни.

— Почему Вы считаете, что семья должна окормляться у одного священника?

— У духовника в нашей жизни много функций: он и миротворец, и третейский судья, и многие твои вопросы, в том числе и семейные, он может разрешить гораздо лучше, чем ты это сделаешь самостоятельно, своим умом. И очень важно то, что духовник хорошо знает и тебя, и твою супругу или супруга, и детей.

— А можно ли не соглашаться с духовником? К примеру, в какой-то конфликтной житейской ситуации. Предположим, духовник мне говорит: «Поступайте вот так-то», а я ну никак не согласна!

— Не соглашаться с духовником можно сколько угодно. Но сделать нужно все равно так, как велит духовник. А иначе какой смысл в его духовничестве? Или тебе нужен карманный духовник, который будет всегда говорить только то, что тебе хочется слышать? Вы понимаете, духовник — это очень и очень серьезно и важно. И не надо думать, что вот мы с вами поговорили, и все сразу поймут, насколько это серьезно. Это не всем легко сразу понять. Но об этом надо хотя бы начать задумываться.

 

Журнал «Православие и современность» № 43

Протоиерей Игорь Фомин. Беседовала Александра Васильева

Просмотров: (137)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *