Для тишины души — псалмы царя Давида

Пророк Давид оставил после себя великое наследие — псалмы. В книге Псалтирь самому Давиду, согласно надписаниям в еврейском тексте, приписываются семьдесят три псалма. Однако на основе ясных новозаветных свидетельств, а также содержания псалмов исследователи полагают, что великому царю принадлежит более половины Псалтири. Эта книга пополнялась священными гимнами на протяжении почти всей ветхозаветной истории. Богодухновенная Псалтирь содержит как бы сокращенное выражение всего Священного Писания в форме молитвенно-благоговейных песнопений.

 

Чтение Псалтири 

 

Псалтирь с первых дней жизни Христовой Церкви занимает в ней особое место. Сам Господь наш Иисус Христос Своим примером освятил богослужебное употребление Псалтири, заключив последнюю вечерю с учениками пением псалмов: И, воспев, пошли на гору Елеонскую (Мф 26, 30).

В 17 главе Типикона ясно оговорен богослужебный устав чтения Псалтири. Православное богослужение в основе своей состоит из Псалтири. Псалмы читаются практически за каждым богослужением, являясь основанием службы. В современном богослужебном уставе православной Церкви принято деление Псалтыри на 20 разделов – кафизм.

Наряду с чтением кафизм на Вечерне, Утрене и Великопостных Часах в богослужениях используются отдельно псалмы (например Часы в основе своей имеют три псалма) и стихи из них (прокимны, запевы к стихирам).

Для мирян Псалтирь стала незаменимой книгой в домашней молитве. Здесь нет особых указаний, как следовало бы читать Псалтирь дома, но общие правила схожи с богослужебными. Псалтирь читают с молитвами о здравии, о упокоении усопших, особо в периоды постов.

За неделю в храмах Псалтирь обязательно прочитывается один раз полностью, в период Великого Поста дважды в неделю.

Псалтирь не читается лишь с четверга Страстной седмицы (за исключением 17 кафизмы перед плащаницею) и всю Светлую седмицу до Фоминой недели. В течении этих дней отменяется всякое чтение псалмов как в храмах, так и келейно.

Святые апостолы, славя Господа пением псалмов, завещали это делать и всем христианам: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Кол 3, 16).

 

Как правильно читать Псалтирь Великим постом?

 

Нельзя относиться к чтению Псалтири, как к рецепту от всех бед. Прежде всего пост — это время покаяния. Не нужно забывать об этом. Ведь не зря Псалтирь содержит не только хвалебные, но и покаянные псалмы.

На чтение Псалтири по усопшим или по другой причине нужно обязательно взять благословение у священника в храме. Псалмы должно читать с умилением и сокрушением сердечным, не торопясь, со вниманием вникая в читаемое.

Часто именно постом многие добавляют к обычному молитвенному правилу один или несколько избранных псалмов. Обычно любое издание Псалтири имеет сопроводительную статью о порядке чтения. Также всегда можно спросить совет у духовника или приходского священника.

 

Опыт чтения Псалтири на приходе нашего храма

 

Традиция чтения постовой Псалтири прихожанами сложилась в храме давно. По словам настоятеля храма, иеромонаха Спиридона (Савина), такое молитвенное чтение объединяет людей: «Это старая практика читать молитвы совместно с единомышленниками, прося Господа о чем-либо или о ком-либо. По слову Спасителя, «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».
(Мф. 18, 20). Сам я познакомился с ней ещё работая в Свято-Троицком соборе г. Саратова и лично ощутил на себе великую силу совместной молитвы».

Псалтирь – это книга Священного Писания, состоящая из двадцати частей или кафизм. Каждая кафизма, в свою очередь, делится на три части – славы. Прихожане собираются группами по 20 человек (иногда больше). Бремя составления графика чтения Псалтири на весь пост взяла на себя певчая хора Наталья Сергеевна Спиридонова. Она систематизирует списки имен, делит их на группы, записывает имена о здравии и упокоении — каждый подает по пять имен о здравии и упокоении, которые и поминаются по первой и второй славе. По третьей части (славе) читающий поминает остальных своих родных и близких, которые не вошли в общие списки. Каждый читает в день всего только одну кафизму. Таким образом в день прочитывается вся Псалтирь. Чтение можно включить в состав молитвенного правила, а можно и читать отдельно.

Накануне Великого поста совершается в храме молебное пение на начало чтения Псалтири, где все сомолитвенники испрашивают благословение у Господа на этот подвиг.

«Святые отцы говорят о великой пользе чтения Священного Писания и, в частности, Псалтири», — поясняет отец Спиридон.

 

Наставления святых отцов

 

Святитель Василий Великий называет псалмы духовным фимиамом:

«Псалом — тишина душ, раздаятель мира; он утишает мятежные и волнующиеся помыслы; он смягчает раздражительность души и уцеломудривает невоздержность. Псалом — посредник дружбы, единение между далекими, примирение враждующих. Ибо кто может почитать еще врагом того, с кем возносил единый глас к Богу? Посему псалмопение доставляет нам одно из величайших благ — любовь, — изобретя совокупное пение вместо узла к единению и сводя людей в один согласный лик. Псалом — убежище от демонов, вступление под защиту Ангелов, оружие в ночных страхованиях, упокоение от дневных трудов, безопасность для младенцев, украшение в цветущем возрасте, утешение старцам, самое приличное убранство для жен. Псалом населяет пустыни, уцеломудривает торжища. Для нововступающих это начатки учения, для преуспевающих — приращение ведения, для совершенных — утверждение; это глас Церкви» (Беседа на первую часть 1-го псалма).

 

Святитель Афанасий Великий также пишет о духовном богатстве Псалтири:

«В ней, как в раю, насаждено все, что по частям содержится в других священных книгах, и всякий читающий ее может найти в ней все, что для него нужно и полезно. В ней ясно и подробно изображена вся жизнь человеческая, все состояния духа, все движения ума, и нет ничего в человеке, чего бы не содержала она в себе. Хочешь ли ты каяться и исповедоваться, постигла ли тебя скорбь и искушения, гонят ли тебя, уныние и беспокойство овладело тобою или что-нибудь подобное терпишь, стремишься ли к добродетели и преспеянию в ней и видишь, что враг препятствует, желаешь ли хвалить, благодарить, славословить Господа? В Божественных псалмах найдешь наставление для всего этого» («Послание к Маркеллу»).

Христос вручает свиток (Псалтирь) царю Давиду. Византия, XII в.

Святитель Амвросий Медиоланский:

«Во всем писании дышит благодать Божия, но в сладкой песне псалмов дышит она преимущественно. История наставляет, закон учит, пророчествует, предвозвещает, нравоучение убеждает, а книга псалмов убеждает во всем этом и есть самая полная врачебница спасения человеческого».

 

Святитель Игнатий Брянчанинов называет книгу псалмов возвышенной:

«Книга Псалтирь — возвышеннейшая духовная книга. В ней глубоко и подробно описан внутренний подвиг воина Христова. Часто употреблены преобразовательные тени и иносказания, дающие книге таинственность и темноту (не без причины на ней завеса!). Не надо принимать ее буквально: буквальное разумение Писания убивает душу. Необходимо разумение духовное: оно оживотворяет, поставляет на стези правые, святые».

 

Хлебом небесным считает Псалтирь святитель Григорий Богослов:

«Псалтирь есть хлеб Ангельский, имже питаются души, Бога алчущие».

 

Святой праведные Иоанн Кронштадский говорит о большой пользе псалмочтения:

«Боговдохновенные песнопения Давида руководят всех к молитве, преданности к Богу, славословию и благодарению Бога за все; они просвещают, питают, услаждают и укрепляют души верующие; прогоняют невидимых врагов, врачуют страсти душевные, научают любить Бога и хранить Его заповеди, молиться за всех и непрестанно возноситься к Богу; и сладость их, польза их для душ благочестивых неисчислима…»

 

Преподобный Амвросий Оптинский объясняет силу словес Псалтири:

«На самом опыте увидишь, как велика сила богодухновенных псаломских словес, которые опаляют и прогоняют врагов мысленных, как пламень. И молитва всегда сильнее псаломскими словами, нежели собственными нашими».

 

 

Подготовила Наталья Морозова

По материалам православных сайтов

Просмотров: (497)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *