Псалтирь преподобного Ефрема Сирина. Псалмы 28 — 55

28. Уроки жизни
(2, 100).

 

Желаешь ли правой жизни? Упражняйся в смиренномудрии, потому что без него правая жизнь невозможна.

Все дела свои делай во имя Спасителя нашего Иисуса Христа, и чрез это плод твой вознесен будет до неба.

Начало отступления в человеке – есть удаление его от смирения. Оставленнаго же Богом давит лукавый дух, как Саула.

Сети врага намазаны медом; увлекшийся сладостию меда запутывается в сети и исполняется всякой горечи.

Возлюби смирение, и никогда не впадешь в диавольскую сеть; потому что, воспаряя на быстрых крыльях его, всегда будешь выше вражеских сетей.

Гордыня подобна весьма высокому согнившему дереву, у котораго ломки все сучья; и если кто взберется на него, тотчас обрушится с высоты.

Блажен утучненный благими надеждами и озаренный благими помышлениями: слава его велика и нескончаема.

Будем стремиться к трезвенному вниманию, чтоб, видя свои прегрешения, постоянно нам смиряться и не воспитывать в себе, как змия, помысла самомнения или лукавства.

Возлюбим трезвение, чтоб иметь чистое сердце и чтобы вверенный нам храм сохранить неоскверненным от греховнаго растления.

Прекрасна молитва с воздыханиями и слезами, особенно если слезы проливаем втайне.

Кто молится умом с верою, тот зрит пред собою Господа; о Нем бо живем, движемся и есмы.

Если окаменело сердце твое, плачь пред Господом, чтоб источил Он на тебя озарение ведения и дал с горячностию сердца возноситься к Нему.

 

29. Исповедание Богочеловечества во Христе Иисусе, Господе
(2, 85).

 

Тот, Кто от Бога, Бог Слово, от Отца единороднаго Сын, единосущный Отцу, Сущий от Сущаго, рожденный от Отца без матери прежде всех веков неизреченно – Сей самый в последок дней рождается от Дщери человеческой, от Марии Девы без Отца, рождается Бог воплощенный, понесший на Себе заимствованную от Нея плоть, – соделавшись человеком, которым не был, и пребыв Богом, Которым был, чтобы спасти мир. – И Он есть Христос, Сын Божий, единородный от Отца, единородный от матери.

Одного и Того же исповедую совершенным Богом и совершенным человеком, – в двух естествах, ипостасно или лично соединенных, познаваемых нераздельно, неслиянно, неизменно, – Богом, облекшимся в плоть, одушевленную словесною и разумною душею, и соделавшимся нам подобным во всем, кроме греха.

Один и Тот же есть земный и небесный, временный и вечный, подначальный и безначальный, безлетный и подлежащий времени, созданный и несозданный, страдательный и безстрастный, Бог и человек, в том и другом совершенный. Один в два естества, и в двух Один.

 

30. Вот-вот смерть. Отрезвись, душа
(1, 310).

 

Время жизни моей истрачено в суете и срамных помыслах. Даруй же мне, Господи, врачевство, чтобы вполне излечиться мне от сокровенных язв моих, и укрепи меня хотя один час усердно потрудиться в винограднике Твоем. Ибо время суетной жизни моей уже во единонадесятом часе.

Ладью с моею куплею управь заповедями Твоими, и мне, ничтожному купцу, даруй благоразумие продать свою куплю, пока есть еще время.Время плавания приблизилось к концу; и будто слышится уже глас Судии ко мне, разсеянному: покажи теперь, ленивый, куплю, какую имел ты в продолжение своей жизни.

Час смертный устрашает меня, беднаго. Ибо смотрю на дела свои, и душа моя трепещет, вижу нерадение свое и леность, и цепенеют кости мои.

Час разлучения предстал очам моим, и я пришел в потрясающий страх, помыслив о нем. Вместо того, чтобы радоваться, еще более убоялся я; потому что при благодати не делал дел, достойных Бога.

Увы, душа моя! Зачем нерадишь ты о жизни своей! Зачем в разсеянии проводишь немногие дни ея? Не знаешь разве, что вот-вот позовут тебя? Что же будешь делать там, живя нерадиво здесь? Что станешь отвечать в оправдание свое, представ Престолу страшнаго Судии? Враг обманывает тебя и изо дня в день расхищает достояние твое; а ты и не разумеешь того.

Отрезвись же, войди в себя и молись к Богу со слезами, взывая к Нему с сердечною скорбию; даруй мне, Господи, возлюбить Тебя всею силою моею и усердно послужить Тебе исполнением св. заповедей

Твоих, чтобы, когда придет час разлучения, нашел Ты меня готовою и с великою радостию ожидающею сретения Твоего, и ввел в Царство Твое вечное, в сорадование со всеми святыми, Тебе благоугодившими.

 

31. Дай память о жизни вечной, чтоб достойно приготовиться к ней
(1, 313).

 

Спаси меня, долготерпеливый Господи! Спаси меня, Сыне Божий, безгрешный Христе! И даруй мне помышление о жизни вечной, чтоб, ничего не имея в сердце своем кроме сего помышления, всегда исполнять мне волю Твою, при содействующей мне, грешному, благодати Твоей, и охотно ходить в повелениях Твоих, с пользою употребив в дело мнас, который дал мне Сам Ты, Небесный Царь, – и, на него совершив добрую куплю, сподобиться похвалы от Тебя, Владыко; и когда приидешь Ты, Господи, сказать с дерзновением от чистаго сердца: блажен я, что пришел Ты, Владыко!На брак Твой, Господи, облеки меня в достойное одеяние, которое да уготовит во мне еще здесь благодать Твоя. Сподоби меня возжечь тогда и светильник, который да дарует мне Твоя щедродательность.

Так, – с радостию изыду во сретение Тебя, прославляя и благословляя Тебя, в надежде быть сопричастником праведных и святых, от века Тебе благоугодивших.

 

32. Ищешь милости? Будь сам милостив
(4, 268).

 

Оставляются долги тем, кто просит о помиловании. Но, смотри, не питай ненависти к братиям своим, когда просишь оставления долгов.

За дверьми остаются те молитвы, которыя, возносясь к Богу, не имеют при себе любви; потому что одна любовь отверзает двери молитве.

Если брат твой гневается на тебя, то гневается на тебя и Господь. И если примирился ты с братом своим долу, то примирился и с Господом горе. Если восприемлешь брата своего, то восприемлешь и Господа твоего.

Итак, примирись с Господом в лице оскорбленных, возвесели Его в лице опечаленных, посети Его в лице больных, напитай в лице алчущих.

В лице утомленнаго путника уготовь Ему мягкое ложе, омой ноги Его, посади на первом месте за трапезою своей, преломи хлеб свой и удели Ему, подай Ему и чашу свою.

Он оказал уже тебе большую любовь, раздробил для тебя тело Свое, и кровь Свою дал тебе в питие.

 

33. Прощение грехов за прощение обид
(3, 3).

 

Господь как бы так говорит всякой душе: прости согрешения брату твоему, и Я прощу тебе грехи твои. Ты простишь малыя ошибки, может быть, несколько оволов, или динария с три; а Я дарю тебе тысячи талантов. И ты прощаешь только, ничего не давая в дар; а Я грехи тебе оставляю и дарую исцеление и Царствие.

И дар твой тогда приму, когда примиришься с тем, кто враждует на тебя. Когда не будешь иметь никакой вражды, когда солнце не зайдет во гневе твоем, когда со всеми у тебя будет мир и любовь, – тогда и молитва твоя благоприятна, и приношение твое благоугодно, и дом благословен, и сам ты блажен.

А если не примиряешься с братом своим, то как же у Меня просишь прощения. Я, Владыка твой, повелеваю тебе, и ты не внемлешь; ты же, раб, как дерзаешь приносить Мне молитву, или жертву, или начатки, имея на кого-нибудь вражду? – Как ты отвращаешь лице от брата своего, так и Я отвращу очи Мои от молитвы твоей и от дара твоего.

 

34. Дай слезы, чтоб омыться, и освободи от уз страстей
(4, 17).

 

Человеколюбче, Иисусе Христе, Боже наш, на щедроты Твои твердо надеясь, умоляю Тебя, не поставь меня ошуюю Себя с козлищами, преогорчившими Тебя, и не скажи мне: аминь, аминь, говорю тебе, не вем тя; но, по благости Своей, дай мне непрестанныя слезы, дай сокрушение и смирение сердцу моему и очисти его страхом Твоим, да соделается оно храмом благодати Твоей.

Хотя много я грешен и недостоин, однакож ударяю непрестанно в дверь Твою; хотя нерадив и ленив и небрегу о своем спасении, однакоже желаю Твоим идти путем. Спаси меня ради милости Твоей; потому что благ Ты, Господи, всяческим, и щедроты Твоя на всех делех Твоих.

Буди в помощь мне, Владыко всех, защити душевную мою немощь, чтоб избавиться мне от греховнаго растления и стать свободным от уз страстей, да не мучительствует во мне злоба, и мною как пленником, да не обладает враждебный демон, но да приидет на меня Царство Божественнаго и покланяемаго Твоего Духа, чтоб удалились от меня скверныя страсти, которыя теперь преобладают и царствуют во мне. Ибо Ты Бог милосердия, человеколюбия и щедрот.

 

35. К Богородице – об очищении от страстей и внутреннем благонастроении
(4,71).

 

Пресвятая Владычица Богородица, единая чистейшая душею и телом, призри на меня, мерзкаго, нечистаго, душу и тело очернившаго скверною страстной и сластолюбивой жизни моей, очисти страстный мой ум, непорочными соделай и благоустрой блуждающие и слепотствующие помыслы мои, приведи в порядок чувства мои и руководствуй ими, освободи меня от мучительствующаго надо мною злаго и гнуснаго навыка к нечистым предразсудкам и страстям, останови всякий, действующий во мне грех, омраченному и окаянному уму моему даруй трезвение и разсудительность для исправления моих поползновений и падений, чтобы, освободившись от греховной тьмы, сподобился я с дерзновением прославлять и песнословить Тебя, единую истинную Матерь истиннаго Света – Христа, Бога нашего; потому что Тебя с Ним и о Нем благословляет и славит всякая невидимая и видимая тварь.

 

36. Уроки жизни – блаженства
(1, 531).

 

Блажен, кто всегда исполнен духовной радости и неленостно несет благое иго Господне; потому что будет он увенчан во славе.

Блажен, кто очистил себя от всякой греховной скверны, чтоб с дерзновением принять ему в дом свой Царя славы, Господа нашего Иисуса Христа.

Блажен, кто со страхом и трепетом, благоговейно приступает к пречистым Тайнам Спасителя, сознавая, что приемлет в себя неразрушимую жизнь.

Блажен, кто ежечасно помышляет о смерти, и привел в себе в бездействие постыдныя страсти, гнездящияся в сердце у нерадивых; потому что такой будет утешен в час кончины своей.

Блажен, кто непрестанно помнит о муках геенских, и спешит со слезами и воздыханиями искренно покаяться Господу; потому что он избавится от всякой скорби.

Блажен, кто всегда добровольно смиряет себя самого; потому что он будет увенчан Тем, Кто добровольно смирил Себя за нас.

Блажен, кто со всяким благоговением, как Мария, пребывает у ног Господа (молитвою), и, как Марфа, спешит принять Господа и Спасителя (благотворением).

Блажен, кто, разжигаемый страхом Божиим, всегда имеет в себе теплоту Святаго Духа и попалил терния и волчцы лукавых помыслов.

Блажен, кто с духовным благоразумием любит кротость, и не дает себя в обман лукавому змию, возлагая надежду на благаго и милосердаго Господа.

 

37. Исповедание Пресвятыя Троицы
(2, 86).

 

Одно лице Отца, и одно лице Сына, и одно лице Духа Святаго, – одно Божество, одна сила, одно царство в трех Лицах, или Ипостасях.

Так славим Святую единицу в Троице и Святую Троицу в единице, Так исповедует Святая, Божия вселенская Церковь!

О сей Святой Троице крестит она в жизнь вечную, Ее святит равночестием, Ее исповедует нераздельно и неотлучно, Ей поклоняется непогрешительно, Ее прославляет немолчно.

Сей Триипостасной единице – Отцу и Сыну и Святому Духу подобает слава, благодарение, честь, держава, величие, – во веки.

 

38. Вспомни второе пришествие, – и отрезвись
(1,315).

 

Возведи очи свои на небо, когда оно, подобно чистому зеркалу, со славою осиявает звездами землю и в удивлении скажи: если звезды сияют с такою славою, то кольми паче праведные и святые, сотворившие волю Св. Бога, в тот час, когда приидет Господь, возсияют неизглаголанным светом спасительной славы.

Вспомнив же о страшном оном пришествии, содрогнись телом и душею, и с сердечною болезнию скажи себе: каким же я, грешный, окажусь в этот страшный час? Как предстану Престолу страшнаго Судии? Как мне, разсеянному иметь место с совершенными? Или как мне, козлищу, стать с овцами одесную Христа? Или как мне, безплодному, оказаться в числе Святых, совершивших здесь плоды правды?

Мученики покажут свои муки, подвижники – свои добродетели; а я что покажу, кроме своего нерадения и всегдашних себе поблажек?

О душа грешная, душа безстыдная, душа ненавидевшая всегда Богоугодную жизнь! Долго ли увлекаться тебе худым навыком к лукавым помыслам? Чего ждешь в нерадении своем?..

Думаешь, что укоснит прийти Судия? Не укоснит Он, но как страшная молния будет пришествие Его с небес.

Постарайся же оказаться готовою в тот страшный час, чтобы не плакать там во век века.

 

39. Здесь накажи, и благодатию исправь, чтоб там не постыдиться
(1, 319).

 

Пощади, милосердый Господи, пощади раба Твоего, чтоб не оказаться мне там предстоящим судилищу Твоему в страхе и великом стыде и не стать позором для Ангелов и человеков.

Здесь, Спаситель мой, накажи меня как чадолюбивый и сердобольный Отец, а там прости, как единый безгрешный и многомилостивый Бог.Ибо, если здесь не вразумишь несчастнаго и не дашь ему сердечнаго озарения, чтобы ежедневно без стыда приносил он покаяние во грехах своих, – что там делать ему, не имеющему оправдания?

Когда не было еще меня на земле, угодно было Тебе, Владыко, по великим щедротам Твоим, образовать меня во чреве грешной матери моей; когда же родился я, то по милости Своей сподобил Ты меня стать сосудом благодати. Но, получив дар, я, слабый и грешный, по лености уклонился от воздаяния за него.

Почему, припадая ко благости Твоей, молюся Тебе, Сыне Единородный, Спасителю наш, отрезви меня и возстави, и паки осени благодатию Твоею, да озаряет она помраченный мой ум, как угодно Твоей благости, и, всегда пребывая со мною, своим невидимым руководством соделает меня достойным Царствия Небеснаго; дабы как здесь сия благодать Твоя была для меня, недостойнаго, на всякий час озарением, покровом, защитою, убежищем и радостию, так и там, Спаситель мой, под покровом ея укрылся бы я от страшнаго суда, и в Царствии Твоем, ущедренный ею, спасенный милостию Твоею, стал одесную, воспевая и прославляя долготерпение Твое, Пречистый Создатель мой, потому что не презрел Ты слез непотребнаго и грешнаго раба Твоего.

 

40. Возбуди, дай энергию и слезы
(4, 25).

 

Простри, Господи, руку помощи мне, лежащему во прахе. Ибо хочу встать, и не могу; бремя греховное подавило меня, лукавый навык держит меня прикованным к земле, – и весь я – как разслабленный. Даю обет перемениться, – и пощусь, – но все остаюсь тот же; ревностен я славить Тебя устами, но благоугождать Тебе делами не усердствую.

Как осмелюсь просить об оставлении прежних грехов, не положив начала к оставлению прежняго грехолюбия? Или, как совлекуся ветхаго человека, не пресекши вожделений греховнаго обольщения?

О, Господи, воздвигни меня, разслабленнаго, возбуди спящаго, воскреси умерщвленнаго грехом! Спаси бедную душу мою от смерти, Господи, имеющий власть над жизнию и смертию!

Прежде кончины истреби во мне всякий грех и даруй мне, Человеколюбче, во всю эту краткую жизнь мою источать из сердца слезы к очищению душевных скверн моих, чтобы там мог я спастись под кровом всесильной руки Твоей, когда всякая душа вострепещет пред страшною Твоею славою.

Ей, Владыко, услыши и приими прошение грешнаго и недостойнаго раба Твоего, спаси меня туне, по благодати Твоей, – потому что Ты, милосердый и человеколюбивый Бог, и Тебе славу, благодарение и поклонение возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу.

 

41. Внутренне я не то, что наружно: исцели
(4, 27).

 

Увы мне, какому подлежу я осуждению и какого достоин посрамления! Сокровенное мое не таково, как наружное; беседую о безстрастии, а сам день и ночь помышляю о срамных страстях; веду речь о непорочности, а сам мысленно занимаюсь непотребством.

Увы! Какое предстоит мне испытание? Подлинно, ношу я на себе образ благочестия, а не силу его. С каким лицем приступлю к Господу Богу, знающему тайны сердца моего, будучи повинен в таком непотребстве? Стоя на молитве, боюсь, чтобы не сошел огнь с неба и не попалил меня, как некогда принесших чуждое кадило в пустыне пожег огонь от Господа.

Чего ожидать мне, на котором лежит такое тяжкое бремя грехов? Сожжено сердце мое, омрачен ум, изменился благочестивый помысл: как пес всегда обращаюсь на свою блевотину.

Нет у меня дерзновения пред испытующим сердца и утробы; нет у меня чистых мыслей; нет слез во время молитвы, – хотя и воздыхаю я, и склоняю ниц покрытое стыдом лице свое, и бью себя в грудь, – это жилище страстей, эту рабочую храмину лукавых помыслов.

Знаешь Ты, Господи, скрытыя во тьме страсти мои; известны Тебе язвы души моей. Исцели же мя, Господи, и исцелею. Если не Ты созиждешь дом души моей, всуе потружусь, зиждя его сам.

Правда, уготовляюсь иногда и сам я к противоборству страстям, когда оне воюют на меня: но злокозненность змия разслабляет душевныя силы мои сластолюбием, – и я уступаю. Хотя никто не вяжет мне руки видимо, невидимыя страсти влекут меня, как пленника.

О, Господи, просвети очи сердца моего, чтобы познать мне все коварство и злобу страстей. Благодать Твоя да приосенит меня, чтоб я мог стать и устоять, препоясав чресла свои мужеством.

Ты, Господи, некогда для народа Твоего непроходимое море сделал удобопроходимым. Ты из твердаго камня жаждущим людям Твоим дал воду. Ты один, по благодати Своей, спас впадшаго в разбойники. Умилосердись и надо мною, который также попался в руки разбойникам и, как узник, связан злоумием.

Никто не силен исцелить страстность души моей, кроме Тебя, Господи, ведущаго глубины сердца моего. Преклонись убо милосердием Твоим, и спаси меня!

 

42. Пал я; возставь и дай хоть немного потрудиться, чтоб на суде не быть посрамленным
(4, 218).

 

Очисти меня благодатию Твоею, милосердый Отец; отри скверны мои всеочищающим иссопом Твоим, и исцели язвы мои, чтоб возблагодарил я благодать Твою!

Я пал: возставь и укрепи меня, Господи; ибо Ты возставляешь всех падших. Простри ко мне Руку и снова оживотвори меня Твоими щедротами!

Противник обманул меня, совлек с меня и похитил все мое убранство, сделал, что остаюсь безплодным и должен идти (туда) обнаженный от всего. Милость Твоя да будет мне ризою в день Суда!

Велик страх в тот день Суда, когда каждый даст отчет в делах своих, и в помыслах и даже в мановении очей. Ты оправдай меня тогда, Судия мой; ибо хоть и виновен я, но имею волю каяться.

Терзаться и безпредельно мучиться будет сердце наше, когда прейдет все, возбуждавшее в нас похотения, когда всякий предстанет обнаженным и поведен будет к ответу.

Тогда горе тому, кто, подобно мне, соделал множество беззаконий, кто грешил и скрывал свои грехи, чтоб не быть посрамленным здесь! Там в день суда будут указывать на него перстами.

Беззакония мои умножились, дни мои протекли и исчезли, приближается время конца, а покаяния нет во мне. Если не будет места щедротам, горе мне в день суда!

Блажен человек, который потрудился немного в этом мире; ибо он наследует Царство в мире непреходящем. За малый труд приобретет он великое наследие.

На суде Твоем, Господи наш, нет лицеприятия: тогда каждому воздано будет по делам его: у кого дела хороши, тому Царство, а у кого худы, тому мучение.

Отверзи мне дверь щедрот Твоих, Надежда кающихся, и простри ко мне руку Твою, исполненную врачевств, чтобы обвязала струпы мои и исцелила язвы мои.

Воля моя отказывается следовать Твоей воле. Ты Сам покори меня воле Твоей, чтобы чрез то получил я спасение и прославил волю Твою, которая благоволит к кающимся.

Милостиво приими молитву мою о примирении с Тобою и, по благости Твоей, даруй мне жизнь в пришествие Твое; и посрамится лукавый, когда увидит, что помиловала меня правда Твоя.

 

43. Уроки жизни
(2, 103).

 

Видя приятности жизни, остерегайся, чтобы оне не увлекли тебя. Ибо в них сокрыта сеть смертная. Так и рыболов не пустую закидывает уду.

Враг, как приманку на уде, употребляет в дело прелесть сласти, раздражающей вожделение, чтоб чрез то уловлять души и ставить их в зависимость от себя.

Душа, прежде уловленная в волю врага, делается для других душ вражьею сетью, кажущимся наслажденьем своим прикрывая горечь греха.Прилежа добродетели, не приходи в уныние от трудов; потому что без труда нет добродетели.

Во время труда возводи душевное око горе, и, созерцая оную радость, не будешь отрекаться от трудов.

Труды праведных произращают плод жизни, а труды грешников исполнены гибели. Предаваясь первым и удалясь от вторых, не давай, однакож, места и трудам пустым, не приносящим плода добра.

Терпи для Бога скорби настоящей жизни и не напрасно будешь водиться упованием святых.

Трудящиеся для суетной жизни стараются запнуть трудящихся в делах Божиих, чтобы близ себя не иметь обличения; но тем увеличивают только венцы внимательных тружеников.

Держи смиренномудрие, чтобы не утратить плода добрых дел. Если отринешь оное, то будешь причислен к трудящимся всуе.

Хочешь ли стать стражем души? Отвсюду приведи себя в безопасность, чтоб не прокрались где сластолюбивые помыслы и не погрузили ладьи твоей в пристани.

Если хочешь, чтобы пристань была безопасна, огради ее оплотами, которые бы не вдруг колебались от бури страстей; иначе пристань обратится в место крушения.

Слова страстныя, если найдут себе место в душе, как крючьями влекут ее на зло, в ров пагубы.

Избегай душевредных сходбищ, и душа твоя всегда будет наслаждаться тишиною.

 

44. Славословие Искупителю
(4, 354).

 

Благодарение Благому, освободившему род наш от рабства диаволу и смерти и примирившему нас с горнею Правдою, которая гневалась на нас за неправду нашу.

Благословен Милосердый, взыскавший нас, не искавших Его, возрадовавшийся нашему спасению, и в притче о заблудшей овце представивший образ, как мы блуждали и возвращены.Наследник и Сын воззвал и возвратил заблудшее естество наше, умер и воскрес, и нашим покаянием и обращением возвеселил сонмы духов.

Неизреченна великая любовь, какую явил Человеколюбец; ибо из нашего рода взял Он Ходатая, и Им примирил мир с величием Своим.

Великое для нас и для всей твари новое чудо совершил Бог в нашем человечестве. Ибо тело наше соделал храмом, чтобы наполнить его тем, что досточтимо всеми.

Приидите, земные и небесные, дивитесь и изумляйтесь пред величием достоинства; потому что род наш возведен на чрезмерную высоту недостижимаго Божества.

Небо и земля и все, что в них, да славословят вместе с нами возвеличившаго род наш; потому что обновил Он образ Свой в нас, изгладил грехи наши, дал нам имя Свое и все покорил нам.

Всякаго прославления от чтущих Его достоин Тот, Кто над всем превознес нас. Все единогласно воспоем хвалу Ему, и Отцу, пославшему Его, и Духу Святому.

Свят, Свят, Свят! Благословен уничиживший Себя, по благоизволению Своему, и обручивший Себе святую Церковь!

Свят Твой, Господи наш Иисусе, возсиял над тварию и разсеял тьму заблуждения. Да возсияет ныне и в душах наших свет Твой, Иисусе, Царь наш, Свет истинный.

Избавь нас от всяких пагубных помыслов, смущающих душу. Тогда с чистым умом будем восхвалять Тебя, Сын сокровеннаго Отца; ибо Ты – истинный Свет.

 

45. Непонятно невнимание к вечным благам и мукам нескончаемым. Призвание к сокрушению
(1, 327).

 

Увы мне! Какия утешения и какия сладости уготованы нам; а нет подвизающагося, нет вожделевающаго! Напротив того предпочитаем мы настоящее, временное, непостоянное; а вечных оных благ и на мысль себе не приводим. Какое ослепление! Какой вражий обман!

Увы мне! Какия мучения уготованы в наказание подобным мне грешнникам, живущим нерадиво, и нет боящагося и трепещущаго; но как бы пустословием почитаем внушаемое нам, увеселяясь страстями плотскими, потому что связаны мы ими, как железными цепями, и нет протиборствующаго, – но связуемы радуемся.

О всегубительныя козни нечистаго змия! Как помрачил он умы всех, чтоб думать нам превратно и пагубное любить паче будущих благ.

Приидите же, сокрушим сердца свои и будем день и ночь плакать пред Господом. Приидите, напомним себе оный час и неотвратимую нужду и в сокрушении прольем слезы. Приидите, воспомянем неизреченныя и неописанныя оныя блага и сокрушимся. Приидите, воспомянем оный страшный и в ужас приводящий Престол и тот стыд, какой ожидает нас пред ним, – и восплачем о себе.

Приидите, напомним себе, как праведники просветятся, яко солнце, и грешники окажутся подобными пригари на горшке, и, сокрушившись сердцем, возревнуем о добрых делах.

Приидите, утвердим себя в страхе Божием, чтоб сподобиться нам вечных благ.

Приидите, в сокрушении и в простоте сердца припадем к Богу, потому что Он благ и милосерд, и спасает кающихся.

Будем умолять Его, чтобы ввел Он нас в Царство Свое, неописанно блаженное и не имеющее конца.

 

46. К Богородице; сам не имею дерзновения; помолись Ты, – скорая Помощница
(4, 72).

 

Дева Владычица Богородица, Преблагословенная и Богоблагодатная, приклони ухо Твое и выслушай слова мои, произносимыя скверными и нечистыми устами моими. Не презри меня, беднаго, не попусти до конца погибнуть мне, недостойному рабу Твоему, но употреби Матерния Твои молитвы и исцели окаянную мою душу, немилосердно сокрушенную лукавыми моими страстями. Злый враг, сокрушив ее грехами сластолюбия, попрал в прах. Потому, исполненный всякаго стыда, не смею я, и лица не имею, чтоб у человеколюбиваго Бога моего просить прощения во множестве грехов и уврачевания неисцеленных моих язв. Ибо осквернил я храм телесный, непотребными пожеланиями своими внес в него множество нечистот и все чувства повредил непозволительными делами. Почему не имею дерзновения воздеть к небу руки, оскверненныя худыми занятиями. Посему пред Твоими неизреченными щедротами, всенепорочная Владычица, повергаюсь я, бедный и блудный. Ибо нет у меня иного прибежища, кроме Тебя, единственнаго моего утешения и скорой защиты. На Тебя уповаю: не оставь меня. Приятны прошения Твои единородному Сыну Твоему; радуется Он ходатайством Твоим и скоро исполняет Твои о нас молитвы. Не презри меня, беднейшаго; и непотребство дел моих да не пресечет безмерной милости Твоей, Богородице. Приими сие ничтожное прошение мое и Матерними Твоими молитвами соделай его благоприятным Сыну Твоему и Богу, Небеснаго Царствия сподобив меня, хвалящаго и благословляющаго Отца и Сына и Святаго Духа.

 

47. Сам не смею: помолитесь, святые
(4, 30).

 

Кто не будет плакать о мне, который за малое удовольствие презрел вечное царство, ни во что ставя нескончаемый огнь? Предавшись страстям, погубил я достоинство души своей, и стал подобен скотам несмысленным.

Почивал я некогда обогащаемый дарованиями, а теперь возлюбил нищету страстей. Чужд стал добродетелей, отлучившись в дальнюю страну порока. Полумертв я, и весьма малый являю в себе остаток жизни.

Будучи таков самопроизвольно, и очей не могу я возвести к благосердому Господу. Плачьте, преподобные и праведные, о мне, объятом страстями и грехами. Плачьте, подвижники воздержания, о мне, чревоугоднике и сластолюбце.

Плачьте, милостивые и снисходительные, о мне, немилосердом и преогорчевающем.

Плачьте, благоугодившие Богу, о мне, человекоугоднике.Плачьте, приобретшие кротость, о мне, раздражительном и гневливом.

Плачьте, смиренномудрые, о мне, высокоумствующем и горделивом.

Плачьте, приобретшие Апостольскую нестяжательность, о мне, приверженном к вещественному и обремененном любоиманием.

Плачьте, возлюбившие плач и возненавидевшие смех, о мне, возлюбившем смех и возненавидевшем плач.

Плачьте, содержащие в уме суд по смерти, о мне, который утверждаю, что помню суд, а делаю противное.

Молитесь, святые Божий, о душе, обуреваемой всякими страстями; чем можете, тем и помогите, святые Божий.

Ибо знаю, что, если будете умолять Человеколюбца Бога, все будет даровано вам из моря Его благости. И как Бог человеколюбив, так и вы, умоляемые мною, грешным, не презрите прошения моего; потому что сам я по множеству грехов своих не имею дерзновения.

Ваше дело, святые, ходатайствовать за грешных; дело Божие – миловать отчаянных.

Умоляйте же, святые Божий, Царя о пленнике; умоляйте Пастыря об овце: умоляйте Жизнь о мертвеце, – чтобы послал руку помощи и подкрепил смиренную душу мою в ея поползновенности.

 

48. Там все въявь придет. Спеши исправиться, пока время
(4, 32).

 

Припадаю к щедротам Твоей благости, Владыко всех! Приими моление грешнаго; услади душу, томимую горечью греха; напой жаждущего из источника жизни и руководи меня путем ея.

Как Владыка, раба Своего исхити из плена, чтоб стал я свободен от рабства страстям безчестным, коими опутано сердце мое.

Да предварят меня щедроты Твои, Господи, прежде, нежели повлечен буду во ад вместе с делающими беззаконие.

Тогда въявь придет все, что я делаю теперь во тьме. Увы, какой стыд обымет меня, когда увидят меня осужденным думающие теперь, что я неукоризнен, тогда как, оставя духовное делание, я, бедный, работаю страстям.

Увы, душа моя, зачем у тебя умное солнце омрачается мглою страстей? И для чего эта мгла не исчезает при появлении лучей света? Для чего дозволяешь страстям влечь тебя к земле, и вместо свободы избрала ты узы?

Боготканную одежду соделала ты негодною для употребления и недостойною царскаго брака, добровольно отдала себя грехам, поработилась врагу жизни.

Что скажешь Судии в тот страшный и трепетный день?! – Прииди же в себя, пока есть еще время. Пока ты еще госпожа помыслов, пока еще в действии ум твой, и тело в движении, пока еще благодать может касаться сердца твоего, и ты можешь излить очистительныя слезы, – возстань мужественно против страстей и, с Божиею помощию, доблестно сразись с Голиафом.

Спеши, и не дай предупредить тебя какому-либо разбойнику, или предвосхитить вход какой-либо блуднице, или заградить дверь кому-либо из восхищающих Царствие Божие силою.Спеши; ибо, когда кончится ристалище, неуместно уже искать состязаний; когда прекратится торг, неуместно искать купли, и когда запечатлеются дела, неуместно искать деятельности.

Пока есть время, спеши вступить в брань, чтоб, преодолев врагов, явиться достойною принять венцы.

 

49. Блаженство помилования
(4, 285).

 

Блажен, кого по любви Своей вразумляешь Ты, Господи; потому что не отвращаешься от тех, кого любишь. Не отвратись и от меня, Господи, чтоб не погубил меня лукавый.

По благости Твоей пощади меня, немощнаго, и удостой меня прощения многих грехов моих, чтобы со всеми блаугодившими Тебе, прославил и я благость Твою.

Пощади, Господи, по благости Твоей, и помилуй всех нас, отринутых правдою Твоею за то, что не соблюдали слова Твоего, соблюдя которое, получили бы спасение.

И я отвержен со всеми такими, даже более всех их. Итак, соделай меня достойным, по благости Твоей, получить прощение грехов, а по силе сего прощения упование спасения.

С любовию всякий день поучался я слову Твоему. Удостой меня вместе с праведными возглашать и славословие сие: хвала Помиловавшему меня! Слава Простившему мне!

Тебя благословляет высота, Тебя величает глубина, Тебе поклоняются всяческая; потому что все сотворено Тобою. Все песнословит Тебя, милосердый Господи!

 

50. Упование помилования
(4, 49).

 

Помилуй мя , Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Ибо если помилуешь меня, освободив от жалкаго недуга страстей, – если только помилуешь меня, то желаю быть послушным Твоей благости.

Если сотворишь по множеству благости Твоей, то избавишь меня. Если излиешь на меня благость Свою, то спасусь.

Уверен я, что сие возможно Тебе. Знаю, что Ты миловал и милуешь всех, обращающихся к Тебе всею крепостию своею.

Исповедаю, что и я многократно пользовался благодатию Твоею; но после, отринув благодать Твою, грешил, как не грешил никто другой.

Но Ты, воскрешавший мертвых, возставь и меня, умерщвленнаго грехом. Ты, исцелявший слепых, просвети омраченныя очи сердца моего. Ты, избавивший Адама из уст змиевых, извлеки меня из тины беззаконий моих; потому что и я принадлежу к числу овец Твоих, и по своим хотениям стал пищею львов.

Грехи сделали меня псом; но, исцеленный благодатию Твоею, буду сыном. Брошен был я, как мертвец; но, если восхощешь, оживлен буду.

Знаю, что грешил я с ведением; но имею за себя молитвенниками святых Твоих. Знаю, что превосхожу всякую меру грехами своими, но благость Твоя непреодолима.

Ты, давший преимущество мытарю, дай оное и мне, который (сознаюсь) еще более делал худаго. Ты, Господи, помиловал Закхея, как достойнаго, меня же помилуй и недостойнаго.

Волком был некогда Павел и гнал овец стада Твоего; по благости же Твоей стал он пастырем, усердно ходившим за овцами.

Знаю, что по неведению сделал он грех, и как неведавший сподобился отпущения грехов и вящшей благодати. Но Ты, Господи, осудив мой, в ведении учиненный грех, помилуй меня по преизбыточествующей благодати Твоей.

 

51. Уроки жизни: – блаженства
(1, 533).

 

Господа; таковый получит облегчение от страстей и от лукавых помыслов.

Блажен, кто любит прекрасный, добрыя речи, ненавидит же слова срамныя и тлетворныя; потому что не попадется он в плен лукавому.

Блажен, кто назидает ближняго страхом Божиим и не обольщает души своей, ежечасно боясь железнаго жезла великаго Пастыря.

Блажен, кто послушен ближнему по Богу и терпит скорби с благодарением; ибо таковый будет увенчан, став исповедником о Господе.

Блажен, кто любит воздержание по Богу и за чрево свое не подвергается осуждению, как сластолюбец и нечистый: ибо таковый возвеличен будет о Господе.

Блажен, кто не упивается вином, но всегда увеселяется памятованием о Господе, Которым непрестанно увеселяются все святые.

Блажен, кто по Богу распоряжается своим имением и не подлежит осуждению от Бога Спасителя, как сребролюбец и немилосердый к ближнему.

Блажен, кто бодрствует в молитвах, чтении и добрых делах; он просветится и не уснет в смерть.

Блажен, кто стал прекрасною духовною мрежею и многих уловил благому Владыке; он весьма будет восхвален о Господе.

Блажен, кто стал прекрасным образцем для ближняго и не уязвил совести подобнаго себе раба делами непотребными: он будет благословляем о Господе.

 

52. Жалоба на врага. Молитва об избавлении от него и пощадении на суде, ради искупления
(4, 288).

 

О Судия, Котораго суд праведен, и Которому ведомо все сокровенное, не осуди меня на праведном суде Твоем, когда обнаружены будут все тайны!

Грешница слезами, какия принесла Тебе, уничтожила рукописание долгов своих. Вот и я приношу в дар Тебе слезы. Приими их и от меня, Господи, как принял от нея.

Лукавый обманул меня своими ласкательствами и пленил ум мой своими обольщениями. Отжени его, Господи наш, от меня, беднаго, исхить из руки его, чтобы не растерзал меня.

Суди меня, Господи, и разсуди прю мою с немилосердым врагом. Он поставил меня целию для стрел своих. По щедротам Твоим да пронзят его самого стрелы сии.

Будь помощником мне, бедному, Господи; потому что нет у меня иного помощника; и не попусти врагу посмеяться надо мною, побежденным, как посмеялся он над нашею праматерью.

Горе мне, если все тайны мои будут открыты и подвергнуты испытанию там, где не уважится никакое оправдание. Содрогается дух мой, Господи; ибо слышу, что нечестивых огнь искусит, – а я – сено и солома. И если Ты, Господи, воззришь на вины мои, то я погиб.

Благость Твоя, Господи, которая некогда вознесла Тебя на крест для искупления рода нашего, – она у Тебя да предварит меня, беднаго, чтобы сподобиться мне оставления грехов моих.

Ты, Иисусе, искупивший всех Своею кровию и смертию Своею связавший крепкаго, сними с меня путы лукаваго, сокруши оковы и узы его.Запрети ему, чтоб удалился он от меня, беднаго, и не исполнял на мне воли своей. Согласи волю мою с Твоею волею, Господи, милосердием Своим изглаждающий грехи мои.

Не оставь меня в руках ненавистика и не давай ему власти надо мною; потому что плоть и кровь Свою уготовал Ты в снедь мне, и крест Твой напечатлен на челе моем.

Подкрепи меня, Господи, потому что я немощен; загладь вины мои, потому что много согрешил я; уцеломудри чувства мои, чтоб с покорностию держались они царскаго пути.

Да возсияет свет Твой в помыслах моих, да просветятся они лучами Твоими, и величественное сияние Твое да возвеселит их; потому что Ты всеозаряющее солнце.

Иссопом Твоим очисти скверны наши, кровию Твоею омой язвы наши, телом Твоим освяти сокровенныя движения помыслов наших.

Славославие Тебе, искупившему погибший человеческий род, подъявшему его на рамена Свои и принесшему в дом Отца Твоего.

 

53. Плач об оскудении святых
(1, 340).

 

Сердце мое болит, страждет душа моя и внутренности мои раздираются! Где взять мне слез, где взять сокрушения и воздыханий, чтоб достойно оплакать осиротение наше и оскудение святости среди нас?

Вижу, Владыко, что святых Своих, как избранное золото, берешь Ты из суетнаго мира сего в упокоение жизни.

Как земледелец, видя плоды хорошо созревшими, с предусмотрительностию поспешает собирать их, чтобы не потерпели они повреждения от чего-нибудь, так и Ты, Спаситель, собираешь избранных, трудящихся праведно.

А мы, ленивые, слабые произволением, пребываем в ожесточении своем, и плод наш остается всегда незрелым; потому что нет у нас решимости потрудиться, не жалея себя, чтоб созреть в добрых делах и праведно быть собранными в житницу жизни.Увы мне, увы! скажи, душа, и плачь, лишившись так скоро совершенных отцев и праведных подвижников. Где у нас отцы? Где святые? Где бденники? Где трезвенники? Где смиренные? Где кроткие? Где безмолвники? Где воздержники? Где сокрушенные сердцем, которые в чистой молитве стояли пред Господом, как Ангелы Божий? – Переселились отсюда к Святому Богу, имея светильники свои горящими.

Горе нам! В какия живем мы времена? В какую пучину зол зашли мы? Отцы наши вошли в пристань жизни, чтоб не видеть им скорби и соблазнов, постигающих нас за грехи наши. Они венчаются, а мы дремлем, спим и предаемся самоугодию.

О Господи, сжалься над нами! Отрезви мысли наши, кружащиеся в суете. Даруй нам сокрушение и слезы, чтобы ими несколько просветлилась слепота сердца нашего, и мы могли узреть путь, которым шли в след Тебя отцы наши. Даруй нам желание и силу идти сим же путем, чтобы вместе с ними получить нам и часть спасаемых, во славу имени Твоего.

 

54. Дни проходят; не отлагай покаяния
(4, 36).

 

Любовь побуждает меня вещать к Богу, а недостоинство мое заставляет меня молчать. Мучительныя болезни душевныя вынуждают меня говорить, а грехи заставляют хранить молчание. Душа моя болезнует, глаза мои вожделевают слез.

Согрешила ты, душа; покайся. Ибо вот дни наши проходят, как тень. По страшным и ужасным пойдем мы местам. Не откладывай же день за день обращения своего ко Господу; приди, наконец, в сокрушение, душа моя.

Приди в сокрушение при мысли о всех благах, которыя получила ты от Господа и не сохранила; приди в сокрушение при мысли о том, что сделала ты, и как Бог был долготерпелив к тебе; приди в сокрушение, чтоб на страшном суде Христовом не предали тебя кромешней тьме.

Горе мне, грешному! Ибо по слабости своей осквернил я, и всегда скверню чистоту сердца своего. Нерадение и леность посрамили дерзновение сердца моего; лукавое вожделение повелевает мною, как властелин рабом, и я, как ребенок, тотчас со страхом повинуюсь ему. Оно вводит меня в прегрешения, и я услаждаюсь тем.

Увы мне, Господи! Благодать Твоя влечет меня к жизни; а я предпочитаю скорее смерть. Ты прилагаешь попечение о том, чтобы я стал равночестен Ангелам; а я, по испорченности своей, унижаю сам себя. Умножились грехи мои, Господи, и непрестанно умножаются, и нет предела их множеству.

И кто оплачет меня, или умолит за меня? Ты Сам, Спаситель мой, преклоняемый на милость благостию Твоею, милосердо воззри на меня, отчаяннаго! Ибо как стану умолять Тебя, Владыко, когда уста мои исполнены злословия? Или как буду песнословить Тебя, когда совесть моя осквернена? Или как возлюблю Тебя, когда полон я страстей? Или как будет обитать во мне истина, когда поругал я себя ложью? Или как призову Тебя, когда не сохранил я заповедей Твоих?

 

55. Образец самоиспытания и самоукорения
(4, 37).

 

После того, как уже приобрел я познание истины, стал я убийцею и обидчиком, ссорюсь за малости, стал завистлив и жесток к живущим со мною, немилостив к нищим, гневлив, спорлив, упорен, ленив, раздражителен, питаю злыя мысли, люблю нарядныя одежды; и доныне еще очень много во мне скверных помыслов, вспышек самолюбия, чревоугодия, сластолюбия, тщеславия, гордыни, зложелательства, пересудов, тайноядения, уныния, соперничества, негодования.

Не значу ничего, а думаю о себе много; непрестанно лгу, и гневаюсь на лжецов; оскверняю свой храм (тело) блудными помыслами, и строго сужу блудников; осуждаю падающих, а сам непрестанно падаю; осуждаю злоречивых и татей, а сам и тать, и злоречив. Хожу с светлым взором, хотя весь нечист.

В церквах и за трапезами хочу быть на первом месте. Вижу иноков, и величаюсь; вижу монахов, и кичусь. Домогаюсь того, чтоб казаться приятным для женщин, величавым для чужих, смышленым и благоразумным для своих, совершеннейшим для благоразумных; с благочестивыми обхожусь, как мудрейший, неразумных презираю, как безсловесных.

Если оскорблен, мщу; если почтен, гнушаюсь почтившим; если требуют чего от меня по праву, начинаю тяжбу; а кто говорит мне правду, тех почитаю врагами. Обличаемый, гневаюсь; но если льстят мне, не совсем недоволен.

Не хочу почтить достойнаго, а сам, будучи недостоин, требую почестей. Не хочу утруждать себя; а если кто мне не услужит, гневаюсь на него. Не хочу идти вместе с работающими; а если кто мне не поможет в деле, злословлю его.

Брату, когда он в нужде, горделиво отказываю, а когда сам нуждаюсь, обращаюсь к нему. Ненавижу больнаго, а когда сам болен, желаю, чтобы все любили меня. Высших знать не хочу, низших презираю.

Если удержу себя от неразумного пожелания, тщеславлюсь; если преуспеваю в бдении, впадаю в сети непокорности и прекословия; если воздержусь от снедей, утопаю в кичливости и высокомерии; если неусыпен в молитве, препобеждаюсь раздражительностию и гневом; если вижу в ком добродетель, не останавливаюсь на нем вниманием.

Презрел я мирския приятности, но не отстаю от суетнаго пожелания оных. Если вижу женщину, развеселяюсь. По наружности смиренномудрствую, а в душе высокоумствую; по видимому не стяжателен, а на самом деле страдаю любоиманием. И к чему распространяться? По видимости отрекся я от мира, а на деле опять все думаю о мирском.

Во время службы занимаюсь все разговорами, блужданием помыслов, суетными припоминаниями. Во время трапезы вдаюсь в пустословие: имею алчность к подаркам; принимаю участие в чужих падениях, вдаюсь в гибельное соперничество.

Такова моя жизнь! Столько худаго противополагаю я своему спасению! И мое высокомерие, мое тщеславие не дозволяет мне подумать о своих язвах, чтоб уврачевать себя. Вот мои доблестные подвиги! Таким множеством грехов ополчается на меня враг! – И при всем том я домогаюсь прославиться святостию, окаянный. Живу во грехах, а желаю чтоб почитали меня праведником.

Одно у меня оправдание во всем этом: диавол опутал. Но это не послужило в оправдание Адаму. Конечно, и Каина научил диавол; но и он не избежал осуждения. Что же буду делать, если посетит меня Господь? Никакого нет у меня оправдания в нерадении моем.

Боюсь, чтобы и мне не быть в числе тех, которых Павел наименовал сосудами гнева, которые подвергнутся подобной с диаволом участи, и которых Бог за пренебрежение их к Нему предал в страсти безчестия. Итак, опасно, чтоб и на меня не было произнесено такое же определение.

Если хочешь спасти меня, недостайнаго, милостивый Господи, положи покаяние мне, грешному, оживотвори умерщвленную грехами душу мою, Жизнодатель. Изгони каменное ожестение из беднаго сердца моего и даруй мне источник сокрушения, – Источивший нам жизнь из животочнаго ребра Своего.

Просмотров: (92)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *