Величие Святого Духа

Каждый год в следующий за Пятидесятницей понедельник совершается праздник в честь Святого Духа. Этот праздник был установлен Церковью «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.

Святой Дух един с Отцом и Сыном во всем, посему Он и совершает с Ними все, будучи самовластным, всесильным и благим. Через Него подается всякая мудрость, жизнь, движение, Он — источник всякой жизни. Он имеет все, что имеют Отец и Сын, «кроме нерождения и рождения», исходя от единого Отца.

Святой Афанасий говорит: «Дух Святый от Отца не создан, не сотворен, не рожден, но исходит». Но в чем состоит исхождение Святого Духа от Отца для нас непостижимо, как непостижимо и рождение Сына. Поэтому Святая Православная Церковь никогда не решалась подвергать эту тайну Божества человеческому рассуждению, но всегда исповедовала ее, согласно с учением Спасителя нашего Иисуса Христа (Ин.15:26). Господь открывает человеку только то, что необходимо для его спасения, и многие тайны остаются для нас за непроницаемой завесой.

Обогащая человека духовными дарами и растя в нем плоды духовные, Дух Святой украшает человека и многообразными добродетелями, делает его, по слову Писания, древом добрым, творящим и плоды добрые (Мф.7:17). Жизнь по Духу Святому ясно обнаруживается в плодах Духа, к которым относятся, по словам апостола Павла, «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22-23).

 

Святые отцы о Святом Духе

 

 

Преподобный Антоний Великий:

«Дух Святый непрестанно веет благоуханием приятнейшим, сладчайшим и неизъяснимым для языка человеческого. Но кто знает сию приятность Духа и Его сладость, кроме тех, которые удостоились того, чтоб Он вселился в них? Дух Святый вселяется в душах кающихся не иначе, как после многих трудов».

Святитель Филарет, митрополит Московский:

«Святой Дух — невещественный огонь: свет веры, теплота любви, огненные языки, изрекающие в сердце закон Божий… Он пробуждает от очарования миром, ведет к упованию на Бога, побуждает к покаянию… Если мы не препятствуем Его действию, — Он направляет тесным путем самоотвержения… Благодать превращает в бесценное сокровище все, к чему прикасается… Но иные не ждут, не просят даров Святого Духа, пребывают в беспечной праздности, довольствуются обычной мирской честностью, внешне выполняют христианские обязанности… Все это и есть фарисейство… Только Бог может создать в нас чистое сердце, и нужно родиться свыше, чтобы видеть Царствие Божие (Ин. 3, 3)… Пока Бог сохраняет бытие Своей Церкви, до тех пор Дух Святой пребывает в ней… Как при сотворении мира Он носился над водами, так и ныне — над бездной расстроенного естества нашего… Предадим себя Его всесильному действию и воззовем к Нему из глубины отпадения нашего: Царю Небесный!..»

Святитель Феофан Затворник:

«Празднуем Духа пришествие… Неужели не было в нас Духа? — Да, не было. Ибо еще не было на них Духа Святого (Ин. 7, 39)… Ныне Бог дает человеку новый Дух (Иез. 36, 26), вдыхает в него новое дыхание жизни… Апостолы были первыми сосудами Святого Духа… Как от зимнего холода цепенеет жизнь в растениях, так замирает дух человека, когда он предан греху… В семени есть росток жизни и в растениях, замирающих на зиму, есть жизнь; но если Господь не пошлет духа весны, то они не созиждутся и не обновится лицо земли (Пс. 103, 30)… Покаяние отверзает дверь действием Духа Божия, а нераскаянность затворяет ее… И тогда-то оживленная и очищенная Святым Духом душа светится Троическим единством.. — Мы не можем постигнуть, как совершается это дивное дело благоволения к нам, но Слово Божие верно… Вот путь, которым Дух Божий ведет приемлющих Его к совершенству… Начало всему — покаяние, средина-труды и подвиги очищения сердца от страстей и насыщение добродетелями, конец — священнотайное Богообщение… Где нет Богообщения — там нет Духа… Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал. 6, 7-8)».

Святитель Василий Великий:

«Дух пишет на сердцах более или менее; по мере предуготовительной чистоты пишет или для всех явственно или неявственно. По скорости же написуемого, целая уже вселенная наполнена благовестием».

«Неверующий в Духа не имеет части и в истинном поклонении. Ибо не иначе можно поклоняться Сыну, как только во Святом Духе, и не иначе можно призывать Отца, как только в Духе сыноположения».

Святитель Григорий Нисский:

«Дух же Святый, во-первых, свят по естеству, так же, как Отец по естеству свят, равно как и Единородный. Таков же Дух Святый и по животворности, и по нетлению, и неизменности; Он вечен, праведен, мудр, прав, владычествен, благ, силен, Дарователь всех благ, и прежде всего самой жизни; Он есть всюду сущий, и каждому присущий, и наполняет землю, и на небе пребывает, изливается в премирных силах, все наполняет по достоинству каждого, и Сам пребывает полным; Он есть со всеми достойными, и не отделяется от Святой Троицы. Он всегда испытует глубины Божии, всегда приемлет от Сына, и посылается и не отделяется, и прославляется и имеет славу».

Святитель Лука Крымский:

«Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний… Господь смешал языки тех народов, которые строили Вавилонскую башню… Этой постройкой люди задумали достать до самого неба… Они хотели сравняться по могуществу с Богом, хотели возвысить самих себя… Господь расстроил это предприятие, ибо в основе его лежала гордыня… Когда же в день Пятидесятницы Он разделил огненные языки над головами апостолов, то весь христианский мир был призван к единению… К какому же единению призывает нас Господь? — К единству веры, единству истины, единству святости и высшей форме единства — единству в любви».

Преподобный Марк Подвижник:

«Как солнце, будучи совершенно, изливает от себя всем совершенную, простую и равную благодать; но каждый насколько имеет очищенное око, настолько и принимает солнечный свет; так и Дух Святый верующих Ему соделал от крещения способными к принятию всех Своих действий и даров, однако дары Его действуют не во всех в одной мере, но каждому даются по мере делания заповедей, поколику он засвидетельствует благими делами и покажет меру веры во Христа».

Святитель Игнатий Брянчанинов:

«Святый Дух действует самовластно, как Бог; приходит в то время, как смирившийся и уничиживший себя человек отнюдь не чает пришествия Его».

Использованы материалы сайта Азбука веры

Просмотров: (73)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *