Беззаветное служение

Господь не только Сам исцелял больных в дни земной жизни, но и Своих учеников, которые подражают Ему в чистоте и святости, наделяет благодатным даром исцеления. Среди них святые врачи-бессребреники Косма и Дамиан Асийские, подвизавшиеся в III веке в малоазийском городе Фереман. Их память верующие празднуют 14 ноября.

 

Святые Косма и Дамиан были родными братьями. Они родились в Асии (так в древности называлась часть Малой Азии). Их отец умер, когда святые были еще совсем малыми детьми. Мать Феодотия больше не выходила замуж и всю свою жизнь посвятила Богу и воспитанию сыновей в благочестии, за что позже была канонизирована Церковью в лике преподобных. С самого младенчества своих детей она старалась внушить им страх Божий и любовь к добродетели.

 

Подражая милосердию Христа и вдохновляясь памятью о явленных Им исцелениях, братья избрали для себя благородное поприще врачевания. Они стали изучать медицину, узнавать целительные свойства трав и растений. Видя, что юноши хотят помогать страждущим, Господь даровал им особенную благодать — дар исцелений и чудотворений. Болезни прекращались, как только начинали лечить молодые лекари. Это привлекало к ним множество больных: слепые, хромые, расслабленные, бесноватые окружали чудотворцев. Но святые этим не тяготились. Более того, они сами искали немощных, переходя из города в город, и всем, без различия пола и возраста, звания и состояния, подавали исцеление.

 

Праведный печется и о жизни скота своего (Пр. 12, 10) — говорит Господь. Следуя этому слову, братья не оставляли своей милостью и животных. Исцеленные благодарные животные знали своих благодетелей и ходили вслед за ними целыми стадами.

 

Святые были убеждены, что раз они даром получили благодать от Бога, то даром должны и раздавать ее, проповедуя заповедь Спасителя: Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте, даром получили, даром давайте (Мф. 10, 8). Поэтому ни от кого и никогда не принимали они никакой награды за свои труды, даже самой незначительной. Об одном только просили: чтобы те, кто был исцелен, твердо веровали во Христа и старались жить благочестиво. Если же врачуемые еще не были просвещены светом Евангелия, то старались обратить их к христианской вере.

 

В делах милосердия прошла вся жизнь святых бессребреников. Братья повсюду были вместе, были едины в устремлении к Всевышнему, в подвигах молитвы и поста; братская любовь укрепляла их в трудах, была их радостью. Но в один из дней их союз был разрушен мучительным для них обоих недоразумением. Однажды братья исцелили женщину. Та в знак благодарности просила принять в подарок три яйца, от чего братья отказались. Тогда женщина, тайно придя к Дамиану, просила, чтобы он принял этот дар во имя Святой Троицы. Святой не смог отказать искренней просьбе женщины.

 

Святой Косма же, услышав об этом, сильно опечалился, что брат нарушил их строгий обет бессребреничества. Когда ему пришло время умирать, он завещал, чтобы святого Дамиана не хоронили рядом с ним. В ту же ночь святому Косме явился Господь и сказал: «Для чего ты скорбишь ради взятых трех яиц? Они взяты не ради мзды, но ради клятвы жены в Мое имя…». Святой Косма утешился, но никому не сказал о своем видении. Вскоре он мирно скончался. Через некоторое время умер и святой Дамиан. Люди были в затруднении — где погребать святого, так как помнили о завещании святого Космы и не смели положить возле него брата. Но неожиданно случилось чудо — на похороны пришел верблюд, когда-то исцеленный святыми врачами, и проговорил человеческим голосом, чтобы не сомневались положить Дамиана и Косму вместе, так как «не ради мзды принял Дамиан дар женщины, а ради Господа». Таким образом, братья были похоронены вместе.

 

Вскоре на месте погребения святых чудотворцев стали совершаться многочисленные исцеления больных. В IV–V веках их уже стали почитать как покровителей врачей и аптекарей, а позже — всех нищих. Мощи святых сегодня хранятся в древнем городе Амид, в Турции.

 

В Церкви известны разные подвиги: пустыннической жизни и столпнического стояния, затвора и молитвы, мученичества, апостольства и преподобничества. Но подвиг бессребреничества — один из наиболее редких чинов святости, который основан на том, что любой талант — это дар от Бога и должен быть употреблен для Его прославления и беззаветного служения людям. Подвигом всей своей жизни святые явили истинное христианское употребление своего таланта.

 

В наш век расчета и корысти пример святых бессребреников особенно знаменателен, потому что учит нас избегать страсти сребролюбия, которая так часто владеет нашей душой. Конечно, их подвиг недостижим для нас, но мы можем подражать им хотя бы в малой степени, стараясь бескорыстно делиться своим временем, силами и средствами с теми, кто нуждается в этом.

 

Подготовила Наталия Бондаренко

Источник: Православное Заволжье

Просмотров: (34)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *