Протоиерей Димитрий Смирнов

Протоиерей Димитрий Смирнов, фотография сайта Православие и мир

21 октября 2020 года в возрасте 69 лет скончался протоиерей Димитрий Смирнов — почетный председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства. Многим православным христианам он стал близок по духу. Предлагаем вам отрывки из его рассказов, его слова, когда-то произнесенные. Говорят, что глаза — это зеркало души. Но и слова часто показывают мудрость и веру человека. Отрывки из интервью, из проповедей отца Димитрия для вас…

 

  • Подходит ко мне маленький человек, ещё ребёнок, и говорит: «Я люблю вампиров». То есть в душе человека запечатлены вампиры, понимаете? Очень важно, какие образы в человеке. Вот я помню, когда я был подростком, все дети были увлечены фильмом «Фантомас». Сами изображали из себя, играли в этот фильм, как бы примеривали на себя. Очень важно, какие образы роятся в душе и сердце человека. И вот современный мир предлагает человеку маленькому образ вампира. Церковь хочет, чтобы в каждом из нас, особенно в наших детях, запечатлелся образ Христа как Человека совершенного, ибо Он Богочеловек, и не имел никакого греха, для того чтобы мы сравнивали свою жизнь с тем впечатлением от Иисуса Христа, которое получило наше сердце. А современный мир безбожный предлагает вместо этого вампира. Это очень показательно и наглядно. Поэтому очень важно, что в наших детях больше в сердце найдёт сочувствие: вампир, кровососущее существо, которое у людей пьёт кровь, или же Христос, Который Кровь Свою дал для того, чтобы спасти людей от греха. Очень наглядный пример. Вот на каком уровне идёт борьба. К чему дети наши склонятся: либо к вампиризму, либо к подвигу ради Христа.

 

  • И вот, чтобы человек сделал первый шаг, нужна вера. Этой веры Господь ждёт. И если у человека она появляется, возникает, Он готов даже сделать много шагов, чтобы эту веру укрепить. Поэтому у каждого человека, у которого открылось сердце навстречу Богу, обычно бывает чудесный период в жизни: что бы ни попросил, Господь обычно даёт. А когда вера уже укрепилась, Господь хочет, чтобы человек начинал верой жить. Поступал не так, как выгодно, как подружка посоветовала, как диктует так называемое общественное мнение, а поступал так, как говорит об этом вера. Даже если это наперекор всем и всему.
    Даже если все смеются, даже если показывают пальцем, даже если преследуют вплоть до смерти – всё равно. Но это после того, как вера укрепилась. А почему же для Бога так важна эта наша вера, что даже в Писании есть такие слова о том, что без веры невозможно угодить Богу? А вера – это просто видение, но видение не глазами телесными, а видение душой. Как вот душа однажды почувствовала присутствие Бога в мире, обратилась к Нему, почувствовала ответ Божий, а иногда даже прямо услышала, бывает, прямо через человека, и тогда человек остаётся верным Богу и идёт с Ним до конца. Веруя каждому Его слову. И даже если он что-то не понимает, это не страшно. Может быть, человек подразовьётся и поймёт. Ясно, что первоклассник не может так всё понять, как человечек, учащийся уже в восьмом классе или в институте. И потом, молодому человеку вообще многое понять нельзя. Кое-что он поймёт уже к старости, в этом тоже ничего страшного нет, лишь бы он оставался с Богом, лишь бы они держались за руку. Лишь бы человек верил (или доверял – однокоренное слово) своему Богу и любил бы Его, потому что это есть главная заповедь, которая и открывает двери.

 

  • Был недавно удачный случай: к нам направили мальчика (у него, по-моему, умерли оба родителя), и тут же появилась женщина, у которой уже был опыт усыновления – она воспитывает девочку, которая чуть его постарше, на два года. 

    Я поехал к ним домой, и увидел, что они живут в своем доме, два этажа, собака. Женщина – такая бизнес-леди, деловая, очень хорошая. Мальчик для нас был новый, еще не воцерковленный – она сразу его взяла. Я посмотрел на то, как она с ним общается: мальчик вписался, как будто резьба под него сделана. Я считаю, что это Бог послал семью прямо для этого мальчика, потому что у Бога сирот нет. В общем, все были довольны. Бывают такие случаи.

    Есть и другая история: одна семья усыновила мальчика у нас, это было, слава Богу, лет 16 назад. Мальчик, сейчас это высокий юноша (чуть ли не выше меня ростом), вообще на папу похож стал. Они усыновили сразу. Сам процесс занял какое-то время, но получилось идеально.

(Из интервью с отцом Димитрием, записанном в 2015 году — о детских домах, школах приемных родителей, и почему почитать родителей лучше на расстоянии. Источник Православие и мир)

 

  • Господь говорит: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6, 31). Часто большую часть времени, которое священнику приходится тратить, это отвечать на всякие вопросы. Человек говорит: «Я не знаю, как поступить». И чтобы самому научиться, нужно этот алгоритм, это правило очень твёрдо запомнить. Ещё бы неплохо, чтобы каждый из вас, придя домой, взял бы Евангелие от Луки, нашёл бы это место и крупными буквами написал, над кроватью повесил, и постепенно через очи наши это запомнится. Это такой универсальный алгоритм. И если мы будем всегда так поступать, то в большинстве случаев мы найдём выход из создавшейся ситуации.

 

  • Главное дело человека на земле — это семья. Всё остальное — барахло. А если у него в семье всё прекрасно, то можно и каким-то делом заняться. Одно другому никак не противоречит. Бывает так, что некое дело, например, молитва, для человека самое важное. Иди в монастырь! Масса учёных, художников не были женаты — Микеланджело Буонаротти, например. не был женат, и его творчество, например, известно всему миру. Хочешь заниматься искусством? Пожалуйста. Наукой? Пожалуйста. Просто семья даёт человеку наибольшую полноту счастья, потому что Бог создал человека, как семью. Не как индивидуума, а как семью. Человеку одному быть нехорошо. Ему хорошо быть женатым, а женщине в десять раз лучше быть замужем. Она когда не замужем — страдает.

 

  • Наше спасение, каждого из нас, в нашем ближнем. Каждый человек, который встречается нам в жизни на одну секунду, а другой наоборот – мы вынуждены сорок лет вместе жить в одном доме, по-разному бывает, но каждый человек – это дверь. Мы можем её пройти, проходя вот эту анфиладу, которая ведёт в Царство Божие, а можем застрять на этом месте. От чего это зависит? Это зависит от того, встретим мы этого человека с любовью или наоборот. Если будем трудиться над тем, чтобы преодолеть рознь века сего, то дверь открывается – мы проходим. Если нет, то злоба, ненависть, раздражение, обида закроют перед нами эту дверь.
    На земле семь миллиардов людей, и каждый из них – это дверь. Конечно, в своей жизни мы столько дверей не пройдём, у каждого свои возможности и свой крест, который Господь каждому даёт нести, но мы черпаем благодать Божию только из взаимоотношений с людьми. Потому что от Бога мы получаем знание истины, мы черпаем её из Евангелия. А встреча с каждым человеком – это либо экзамен, либо зачёт. По-славянски – «искушение», по-латыни – «экзамен», по-русски – «испытание». Каждый человек – это испытание для нас. Наши дети – испытание, наши родители – испытание, наши учителя – испытание, пассажиры в транспорте, в котором мы ездим каждый день, – это тоже для нас испытание, включая и водителя часто. Всё – испытание: страна, в которой мы живём, ментальность окружающих нас людей, которые приехали ненадолго, а теперь уже на три года будут приезжать.
    Испытанием является и собственное здоровье, потому что, когда нам нездоровится, мы раздражительны, а тот человек, с которым мы сталкиваемся в жизни, – ему до нашего нездоровья вообще-то дела особенно нет, потому что он тоже себя плохо чувствует. И так обычно люди в ответ на то, что «у меня болит голова», отвечают: «А у меня тоже». И человеку сразу легче от того, что у другого тоже. Это тоже испытание. И пища, которую мы едим, – испытание, и воздух, которым мы дышим; всё: и погода, и осенняя темень. Всё от начала до конца. Но так Бог этому попустил, потому что для спасения каждого из нас это лучшее место на земле. Та семья, в которой мы живём, – это лучшая ситуация для нашего спасения. Ну, а на детей вообще нечего сердиться: это, вообще-то, твои дети, твоё произведение. Гены, которые они почерпнули, от тебя, и то антивоспитание – это они всё восприняли, во-первых, от тебя, во-вторых, от школы, куда ты их отдал. От этого не легче, но надо понимать, что мы должны это преодолеть.
  • О сиротах и детской любви

    Вот я сейчас вожусь с сиротами – у меня на попечении три детдома – и нужно их так устроить, чтобы дети социализировались. Это очень сложно, поэтому после государственных детдомов в жизни устраиваются и не оказываются в тюрьме только десять процентов воспитанников.

     

    В наших приходских детдомах в общей сложности всего пятьдесят детей, и это очень хорошо, потому что при таком размере можно обустроить жизнь детей, как в семье.

     

    Так вот, в одном из детдомов такая случилась история. К нам приехала мама и привезла сына. Сама она сирота, сейчас во втором браке, в котором у неё уже есть четверо детей, а её муж больше похож на животное. В итоге сын этой женщины от первого брака три года нигде не учился – значения учёбы его новый отец, похоже, даже не понимает.

     

    За полтора года мы довели мальчика до четвёртого класса. Дети у нас катаются на лошадях, играют в пейнтбол, ездят на экскурсии, занимаются английским. И всё равно ребёнок просится домой, к маме. Сейчас мы поставили ей условие, чтобы он хотя бы посещал православную школу, и чтобы «отец» его не бил, как было раньше.

     

    Другого мальчика мама забирает на лето, а ближе к осени пристраивает в очередной детдом; наш для него – уже пятый. И всё равно, когда она приезжала, он от неё не отходил. Вот такие примеры детской любви!

    (Встреча с протоиереем Дмитрием Смирновым в молодёжном клубе «Донской», 2014 год.
    Источник — сайт Православие и мир)

 

  • У молитвы должен быть единственный плод – сокрушение сердца. Часто мы откладываем молитвослов или Псалтирь с таким чувством, что хорошо помолились. Это значит, мы помолились плохо. Потому что когда человек оценивает себя и начинает похваливать, это не есть результат доброй молитвы. Добрая молитва – та, которая кончается слезами, когда человек сокрушает свое сердце, когда чувствует, что он такой грешник, что не достоин быть половой тряпкой в бане или у входа в метро, о которую все ноги вытирают. Вот когда в результате молитвы человек приблизится к этому чувству, значит, молитва была истинная.

 

  • В Писании сказано: «злоречивые … Царства Божия не наследуют» (1Кор. 6, 10). Хоть пятьсот храмов построй, хоть всех сирот усынови – ничего не выйдет, не проходит. Потому что слово Божие нельзя изменить никак. Это совсем не пустяк. А что у человека в душе, внутри? Давайте откроем, а чего там? А там у него матерщина. А всякие внешние действия, ну там из своих миллиардиков несколько миллионов уделил, построил – и что это тебе? Хорошее дело сделал? Хорошее. А когда ты ботинки чистишь перед тем, как на улицу выйти, – это что, не хорошее дело? Тоже хорошее: ботинки сохраняются. Бережное отношение к вещам. А это хорошо или плохо? Хорошо. А влияет это на то, войдёшь ты в Царство Божие или нет? Не влияет. Очень много хороших всяких дел можно делать, которые никак не влияют на то, войдёшь ты в Царство Божие или нет. Влияет только, каково устроение твоей души.

 

Подготовила Наталья Морозова

Просмотров: (39)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *