Воскрешение Лазаря

Суббота шестой недели Великого поста особенная — в этот день Церковь вспоминает чудо воскрешения Христом праведного Лазаря. По этому событию православные христиане называют субботу Лазаревой. И бывает она всегда за 8 дней до Пасхи, накануне Вербного воскресенья (Входа Господня в Иерусалим).

 

В Евангелии повествуется о том, что Лазарь, житель города Вифании, был болен. Мужчина приходился братом Марии, той самой девушки, которая отерла своими волосами ноги Спасителя. Христос не стал исцелять Лазаря, несмотря на то, что знал о его болезни. Он отправился в Вифанию с учениками, чтобы они могли воочию увидеть чудо грядущего Воскресения. Христос сказал так: «Это болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий» (см. Ин.11:4).

 

Лазарь скончался за четыре дня до прихода Иисуса в Вифанию. Придя и узнав, что Лазарь уже четыре дня в гробу, «Иисус прослезился», – говорится в Евангелии (Ин. 11, 35). Из Писания мы знаем о том, что Христос плакал трижды в земной жизни, сейчас это были слезы «о том, что Лазарь должен был умереть, потому что мир во зле лежит и всякий человек смертен из-за того, что грех владеет миром. Христос тут плакал о Своем друге Лазаре, и в более широком смысле – об этом ужасе: Бог дал всей твари вечную жизнь, а человек грехом ввел смерть, и вот светлый юноша Лазарь должен умереть, потому что когда-то грех вошел в мир», – поясняет митрополит Сурожский Антоний.

 

Вместе с учениками Христос приблизился к пещере и сказал окружающим его людям, чтобы отвалили камень, закрывающий вход. На что Марфа воскликнула, что брат ее уже «четырехдневный» и смердит. Иисус напомнил ей о беседе по дороге в Вифанию: «Не сказал ли Я тебе, что, если уверуешь, увидишь славу Божию?» И камень отвалили (см. Ин. 11:38-40).

 

Стоя перед открытой гробницей, Спаситель начал молиться: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон» (Ин. 11:41-43).

После молитвы Христа из пещеры вышел Лазарь, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами», с лицом, обвязанным платком. Иисус повелел развязать его. Иоанн Богослов пишет, что, увидев это чудо, многие люди уверовали в то, что Христос — Сын Божий. О вот с этого дня и был составлен заговор убить Христа, потому что видело иудейское священство любовь народа к Нему.

Мощи праведного Лазаря в городе Ларнака. Фотография сайта http://stroimmonastir.ru/

Лазарь же после воскресения из мертвых, как говорит Церковное Предание, прожил еще 30 лет. Он стал епископом на острове Кипр, где и был похоронен после своей смерти. В наши дни мощи святого пребывают под алтарем храма праведного Лазаря в городе Ларнака. Именно в этом городе их обрели в в 890 году. Они лежали в мраморном ковчеге, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов». Частично при императоре Льве Мудром в 898 году мощи Лазаря были перенесены в Константинополь.

Церковь почитает воскрешение Лазаря как одно из самых важных, знаковых чудес, совершенных Христом за время Его земного пути. Это символ того, что Господу подвластно все — и жизнь, и смерть человека. Это надежда на то, что всех верующих во Христа и исполняющих Его заповеди ждет воскресение. Это чудо — свидетельство того, что Господь любит каждого из нас.

Песнопения Лазаревой субботы 

 

Тропарь, глас 1: Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже. Темже и мы яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

Перевод: В удостоверение пред Твоими страданиями общего воскресения Ты, Христе Боже, воскресил из мертвых Лазаря. Поэтому и мы, как дети, с символами победы в руках, восклицаем Тебе, победителю смерти: осанна в Небесах! Благословен Идущий во имя Господне!

Стихира на вечерне в пятницу, глас 8: Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея, просим видети Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение Твое, единомудренно воспевающе: Господи слава Тебе.

Перевод: Окончив полезный душе сорокадневный пост, мы просим, Человеколюбец, {дать} нам увидеть и святую неделю Твоих страданий, чтобы в течение ее прославить великие дела Твои и Твое несказанное о нас попечение, единомысленно воспевая: Господи, слава Тебе!

Подготовила Наталья Морозова

 

 

Просмотров: (43)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *