Частица ризы Христа и голгофский гвоздь

 

23 июля Церковь вспоминает положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625). В Храме Христа Спасителя хранятся ларцы с частицей Ризы Господней и с Гвоздем от Креста Господня.

 

Гвоздь от Креста Христова

 

Когда в IV веке равноапостольной царицей Еленой, матерью императора Константина был найден Крест Господень, то вместе с Ним были найдены и четыре гвоздя, которыми Спасителя распяли в Страстную пятницу.

 

Хранящийся в Храме Христа Спасителя Гвоздь был привезен в Россию в конце 17 века грузинским царевичем Арчилом.

 

До революции Гвоздь выставляли только один раз в году – 10 (23) июля в день Ризы Господней.

 

 

29 июля 2008 года он был передан Русской Православной Церкви из запасников музеев Московского Кремля. После Литургии и благодарственного молебна по случаю завершения Архиерейского Собора и празднования 1020-летнего юбилея Крещения Руси президент Российской Федерации Д.А. Медведев вручил 9 реликвий Патриарху Алексию Второму, в том числе и Гвоздь от Креста Господня.

 

 

Риза Господа

 

Честную Ризу Спасителя не следует отождествлять с нешвенным Его Хитоном – они ясно различаются в Священном Писании: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Ин.19,23-24Пс.21,19).

 

По преданию Грузинской Православной Церкви, Хитон Господень был принесен еврейским раввином Элиозом из Иерусалима в Мцхету и поныне пребывает под спудом в основании Мцхетского Патриаршего собора Светицховели.

 

Риза Господня, вернее, одна из ее четырех частей, а именно срачица (известны также части Ризы Господней в Западной Европе – в г. Трире, Германия, и Аржантейле, близ Парижа, Франция), как и Хитон Господень, оказалась в Грузии. В отличие от Хитона, Риза хранилась не в земле, а в сокровищнице собора Светицховели вплоть до ХVII века, когда персидский шах Аббас I, опустошивший Грузию, вывез вместе с другими сокровищами и Ризу Господню.

 

 

Чтобы расположить к себе царя Михаила Феодоровича, шах прислал в 1625 году Ризу Господню в дар Патриарху Филарету (1619–1633) и царю Михаилу. Подлинность этой ризы была засвидетельствована Нектарием, архиепископом Вологодским, патриархом Иерусалимским Феофаном, прибывшим из Византии, и Иоанникием греком, в особенности же чудесными знамениями, явленными Господом над больными через принесенную святыню.

 

Впоследствии две части Ризы Господней находились в Петербурге: одна в соборе Зимнего Дворца, другая в Петропавловском соборе. Часть Ризы хранилась также в Успенском соборе в Москве и малые частицы – в Киево-Софийском соборе, в Ипатьевском монастыре близ Костромы и в некоторых других древних храмах. В Москве ежегодно 10 июля (23 июля) Риза Господня торжественно выносилась из придела во имя святых апостолов Петра и Павла Успенского собора, и она полагалась на аналое для поклонения во время Богослужения. После Литургии Ризу уносили на прежнее место.

 

В этот день полагается также служба Животворящему Кресту Господню, ибо положение Ризы в Успенском соборе в 1625 году совершилось 27 марта, в день, который тогда приходился на Неделю крестопоклонную.

 

По материалам сайтов ФОМА и АЗБУКА ВЕРЫ
Фотографии сайта ФОМА

Просмотров: (115)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *