Святитель Спиридон Тримифунтский

По благословению епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Храм святителя Спиридона Тримифунтского

города Покровска (Энгельса)

Покровитель Храма

Святитель Спиридон, епископ Тримифунтский. Его жизнь, подвиги и чудотворения, изложенные по греческим рукописям (А.В. Бугаевский, Москва, издательство "Скиния", 2005 г.)



Спиридон родился в простой крестьянской семье на острове Кипр в деревне, носившей название Аския. Благочестивому отроку были чужды суетные развлечения многолюдной толпы. Все помыслы и упования юный пустынножитель возложил на Вечного Царя.

Вступив в законный брак с целомудренной женой, родившей ему детей, Спиридон недолго прожил с супругой. Что, кроме преждевременной смерти, могло разлучить столь праведного мужа с его благочестивой избранницей?! В надежде на вечную жизнь славный угодник Божий не впал уныние – он, не давая себе отдыха, ночью возносил молитвы, а днем пас овец и коз.

Когда Спиридон достиг высшего совершенства и принял благодать священства, Господь ниспослал преподобному служителю дивную власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью (Лк. 10, 19), исцеляя душевные и телесные недуги людей. Спиридон, по милостивому промыслу свыше, удостоился стать первым предстоятелем святой Церкви города Тримифунта.

Вскоре после избрания Спиридона епископом на острове Кипр случилась страшная засуха. Сострадательный архиерей благоговейно призвал Всевышнего Бога помиловать тримифунтскую паству. Слова молитвы были еще на его устах, когда по воле Господа небо покрылось тучами и начался сильный ливень. День за днем над островом шел проливной дождь. Тогда верный служитель Христов снова смиренно обратился к Творцу и Промыслителю:
–Боже, Владыка неба, земли и всякой твари! Сохрани жизнь Своим рабам, уповающим на Тебя. Ведь ради спасения их я просил Тебя оросить поля, чтобы они принесли плоды. А затопленная земля обречет человеческий род на смерть вместо радостной жизни.

С завершением молитвы святителя небо очистилось от туч, и дождь прекратился.

Многие купцы в погоне за большой прибылью вовремя засухи не соблюдали установление Божье: раздели с голодным хлеб твой (Ис. 58, 7).Перекупщики придерживали зерно и наживались на горе людей. К одному из таких пришел крестьянин из предместья. Селянин попытался одолжить зерно под проценты. Но его слезы и мольбы не тронули окаменевшее сердце купца.

–За плату, – ответил одержимый сребролюбием стяжатель, – я дам тебе все, что ты хочешь.

Не получив помощи, нищий селянин отправился к Спиридону.
Великодушный святитель пожалел несчастного человека и, по наитию свыше, пророчески предрек:

–Не горюй, чадо. Богач, не захотевший сегодня спасти от неминуемой смерти твою семью, завтра сам станет уговаривать тебя взять у него как можно больше зерна. Он будет жалок и смешон в глазах людей, а твой дом наполнится яствами. Это мне открыл Святой Дух.

С наступлением ночи по мановению Божьему на землю обрушился мощный ливень. Упал заполненный до самого верха амбар алчного лихоимца. Разбросанные потоками воды, плоды и злаки лежали повсюду.

Утром владелец рухнувшей житницы бегал по Тримифунту и умолял прохожих помочь ему собрать хлеб, ячмень и бобы, однако ни у кого не нашел сочувствия. Ведь кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, – и не будет услышан (Притч. 21, 13).Вся городская беднота ринулась подбирать с земли даровую пшеницу и плоды. Среди них был и наш разорившийся селянин. Увидев вчерашнего посетителя, лихоимец предложил ему в долг без барыша набрать побольше валявшегося на дороге хлеба. Земледелец, посмеиваясь над лицемерием скряги, взял даром довольно много зерна. Крестьянин от всего сердца восславил человеколюбивого Господа и Его угодника Спиридона.

Милосердный святитель всегда помогал бедным, а богатых, ради их же спасения, наказывал за жадность, ибо корень всех зол есть сребролюбие (1 Тим. 6, 10).

Хозяин амбара, хотя и пострадал от стихии, все же не разорился. Вскоре после наводнения другой крестьянин пришел к нему с просьбой одолжить зерно для посева и пропитания семьи.

Алчный торгаш потребовал от селянина немалый залог. Бедный хлебопашец пошел к своему близкому другу епископу Спиридону и со слезами на глазах поведал святому о неудачном визите к купцу. Пастырь с сочувствием сказал:

–Не унывай, чадо, ведь ты христианин. Я беден, но всегда надеюсь на моего Богатого и Благого Отца... Положись на Бога и помни:никто из уповающих на Него не погибнет (Пс. 33, 23).

Наследующий день великий архиерей пришел в дом бедняка и принес ему для залога дивное украшение – золотую змею, якобы взятую им в долг у богатого друга. Землепашец с благодарностью взял украшение и пришел к торговцу зерном. Блеск золота и изумительная красота изделия привели в восторг жадного корыстолюбца.

Он ласково произнес:

–Бери столько пшеницы, сколько нужно твоей семье. Отныне ты мой лучший друг и брат.

По молитвам Тримифунтского чудотворца пашня, засеянная земледельцем, принесла небывалый урожай.

После жатвы селянин продал хлеб, отправился к заимодавцу отдать деньги и забрать залог. Но богач не захотел расстаться с прекрасным украшением, говоря, что ничего не брал и денег взаймы не давал. Крестьянин вынужден был покинуть двор богача. Он направился к Спиридону и рассказал ему о бесчестном поступке коварного кредитора.

– Не грусти,чадо, – утешил своего друга святитель. – Ступай домой и жди. Скоро жадный купец сам будет разыскивать тебя. Ты только не потрать эти деньги.

Богач захотел полюбоваться украшением, открыл сундук, и, о ужас, вместо золота там лежала живая змея. Мерзкая тварь бросилась на купца, и он едва успел спастись. На следующий день к селянину явился раб хлеботорговца:

–Возьми деньги, которые ты должен моему господину, и следуй за мной.

После того, как должник вернул деньги, хитрый хозяин достал ключ, дал его земледельцу и ласково произнес:

– Отопри сундук,там лежит твоя драгоценность.

Крестьянин открыл сундук и вынул из него украшение. Богач увидел, что в руках бедняка сверкает золотая змея.

– Богом заклинаю тебя,скажи мне, чье это сокровище? – воскликнул изумленный купец и услышал в ответ:

–Когда ты потребовал у меня залог, я пошел к нашему архиерею и попросил святителя помочь моей голодавшей семье. У владыки не было денег, но он одолжил мне очень ценную вещь.

Селянин покинул дом хлеботорговца и поспешил к великодушному епископу.

Спиридон взял драгоценность из рук друга и сказал ему:

– Пойдем со мной! Мы должны поблагодарить одного Господина и отдать Ему то, что заняли у Него.

Великий чудотворец привел земледельца к своему маленькому огороду, положил около трещины в ограде золотое украшение и, взирая на небо, громким голосом призвал щедрого Подателя благих даров:

– Господь мой, Иисус Христос,святой волей Твоей все созидается и воплощается! Некогда перед лицом фараона в Египте Ты превратил жезл Моисея в змею, а у меня в огороде обратил ее в золотую вещь. Ныне верни змее изначальный облик живой твари, дабы мой друг увидел, какое попечение Ты имеешь о нас, и рассказал людям об удивительном чуде, сотворенном Твоей Всемогущей десницей. Пусть он постигнет истину: Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах (Пс. 134, 6).

Бог услышал доброго предстателя нищих и в тот же миг превратил драгоценный металл в живую змею, которая, извиваясь, уползла.

В любое время года, дня или ночи Спиридон с искренним радушием принимал утомленных от путешествия гостей – и добрых, и злых. Владыка безропотно прислуживал путникам и стремился изо всех сил никого из них не обделить.

Поведаем о непримиримой борьбе Спиридона с пагубными суевериями и душегубительной арианской ересью.

Богу было угодно прославить всеблаженного святителя среди многих иерархов Церкви и даже перед лицом самого императора.

После окончательной победы благочестивого царя Константина над соправителем империи Ликинием, богоненависником и гонителем христиан, тьма идолопоклонничества уступила свету истинной веры во всех концах огромной римской державы. Но враг рода человеческого пробрался в Церковь Христову и разбросал в нем семена терний и плевел многочисленных лжеучений. Самым опасным среди них была ариева ересь.

Ради благоденствия своего государства Константин решил раз и навсегда определить незыблемые основы христианской веры и посему со всех концов великой империи почтительными грамотами созвал епископов на Вселенский Собор в Никею. Впервые в одном месте собрались служители Божьи из православных Церквей, наполнявших Европу, Африку и Азию. Прибыли в Никею и великие чудотворцы - Николай Мирликийский и знаменосный раб Божий Спиридон Тримифунтский. Одни служители Божьи прославились строгим подвижничеством, другие – словом мудрости, третьи отличались кротостью нрава и смирением.

Важнейшим деянием Собора стало утверждение православного исповедания веры и уяснение ее противоположности учению нечестивого пресвитера Ария и его последователей. Арий утверждал, что Господь наш Иисус Христос не вечен, ибо имеет начало Своего бытия. Он есть творение Отца, порожденное Им ради создания мира. По Арию, Сын по рангу ниже Отца, обладает иной сущностью и Бог только по имени, а не истинный Бог, поскольку Божественная слава сообщается Ему от Отца причастием благодати.

На Соборе верные исповедники Христа подвергли тщательному исследованию учение Ария и размышляли, как следует опровергать его богомерзкую ересь. Император велел пригласить на Собор известных философов. Но вскоре один из них присоединился к Арию и искусно противостоял обвинителям еретиков. Так произошло столкновение истины и искусного языка, однако победа осталась не за пустой риторикой, а за святым учением Церкви.

Спиридон увидел, что философ кичится своими знаниями. Преподобный служитель Христов попросил отцов Собора позволить ему вступить в борьбу с надменным еретиком. Но святитель нигде не учился и до посвящения в сан был пастухом в деревне. Сторонники благочестия, дабы избежать позора и насмешек над известным простотой и кротостью нрава владыкой, стали убеждать его не выступать на Соборе. Однако Спиридон не послушал их и обратился к усердному арианину:

–Во имя Иисуса Христа, послушай меня, о философ!

–Если ты сможешь хоть в чем-нибудь возразить мне, говори, – ответил ученый муж.

–Един Бог! – воскликнул святитель. – Он, сотворив небо и землю, а из земли человека, создал все видимое и невидимое Словом и Святым Духом. Сын Божий и есть Слово, которому мы поклоняемся и веруем, что Христос ради нашего спасения родился от Девы. Он одной сущности с Отцом и имеет с Ним равную власть и достоинство. Поэтому Их должно почитать наравне. Сын Божий крестом и смертью освободил нас от древнего осуждения, а Своим воскресением даровал нам вечную жизнь. Христос, как мы ожидаем, придет вновь и будет Судьей всех наших дел и слов. Веруешь ли ты в это, философ?

Пламенное исповедование Триединого Бога произвело неизгладимое впечатление на участников Собора. Обитавшая в мужественном иерархе благодать Святого Духа оказалась полезней для убеждения, чем изысканные речи многих ученых. Философ был потрясен. Он склонил голову и долго, словно немой, молчал. Искусный оратор не смог возразить епископу из Тримифунта, ибо теперь, благодаря досточудному отцу, постиг всю глубину пагубного заблуждения.

А Спиридон увидел, какая перемена произошла в душе философа, и сказал ему:

–Раз ты согласен со мной и знаешь, что Христос Истинный Бог, вернись в лоно Церкви и прими учение нашей веры.

Отступник услышал блаженного иерарха и обратился от ереси к благочестию. В присутствии всех участников Собора он покаялся и призвал своих учеников и соблазненных арианами честных отцов последовать за ним:

–Пока, о мужи, мы состязались в ораторском искусстве, я мог опровергнуть все разумные доводы и обвинения, которые мне предъявляли. Но когда заговорил этот старец, не слова, а неизъяснимая сила Всемогущего Господа, исходящая из уст святого, стала противостоять мне. Я не стыжусь моего поражения, ведь человек не может соперничать с Богом. Всем, кто не хочет погрешить против правды, я советую верить во Христа так, как Его исповедует Спиридон.

Спасительная благодать Тримифунтского архипастыря вразумила друзей философа, и многие из ариан отказались от душегубительной ереси. Собор принял Символ веры, а благоразумный император утвердил его, радуясь единомыслию иерархов Церкви. Следуя поучению Священного Писания: прогони кощунника, и удалится раздор, и прекратятся ссора и брань (Притч. 22, 10),Константин отправил в ссылку непримиримого врага истины Ария вместе с четырьмя отступниками. Самодержец сам присутствовал на Соборе и был весьма доволен деяниями святых отцов и верного служителя Живоначальной Троицы Спиридона.

В Тримифунте славного пастыря ожидало печальное известие - умерла его дочь Ирина. Благочестивая дочь была очень близка Спиридону. Она усердно ухаживала за великим старцем, во всем помогала ему и отличалась особой набожностью. Праведная Ирина провела свою недолгую жизнь в безбрачии, уневестив себя Христу.

Незадолго до внезапной кончины дочери Спиридона некая знатная дама дала ей на хранение очень ценное украшение. Ирина надежно спрятала золотое изделие. Когда святитель вернулся в Тримифунт, хозяйка драгоценности пришла к нему и попросила возвратить золото. Владыка тщательно обыскал весь дом, но не нашел чужого сокровища. Искренне желая помочь хозяйке драгоценности, Спиридон отправился вместе с обливавшейся слезами гостьей и несколькими спутниками на кладбище. Святитель вошел в склеп и с непоколебимой верой и твердым упованием на Бога обратился к ней, как к живому человеку:

–Дочь моя Ирина! Во имя Господа нашего Иисуса Христа скажи мне, куда ты спрятала украшение этой женщины?

По соизволению Божьему Ирина словно пробудилась от крепкого сна и, внимая владыке, ответила:

–Господин мой, я хранила золото в нашем доме.

И поведала, в каком месте зарыто сокровище.

Когда голос Ирины смолк,отец ласково произнес:

– Теперь,дитя мое, упокойся, пока не воскресит тебя Христос после Второго пришествия.

Всеславный иерарх вернулся домой, сразу нашел украшение и возвратил владелице ее золото.

После смерти императора Константина его сын, Констанций, унаследовал восточную часть государства. В Антиохии он тяжело заболел, и никто из светил медицины не мог излечить василевса. Царь обратился к Милосердному Господу. Бог внял усердным молитвам Своего избранника на престол. Ночью в сонном видении императору явился Ангел, показал двух святых архипастырей и сказал, что только они обладают даром исцелить Констанция от болезни. Император был убежден в истинности видения и приказал разослать письма с повелением иерархам Церкви явиться в его резиденцию. Из многих епархий в Антиохию стали прибывать епископы. Милостивый монарх с подобающими почестями принимал гостей, но никто из владык не походил на тех целителей, которых в сонном видении ему показал Ангел.

В то же время Ангел сообщил Спиридону о сонном видении государя и об одежде, в которую надлежало ему облечься, однако владыка не отправлялся в путь, пока не получил послание, повелевавшее прибыть к самодержцу. Когда приказ императора достиг Кипра, святитель отплыл в Килесирию с дьяконом Артемидором и учеником Трифиллием.

В Антиохии Спиридон вместе с его спутниками отправился во дворец василевса. Тримифунтский епископ был в простом одеянии, с пальмовым посохом в руке и с глиняным кувшинчиком на шее. Убогий наряд владыки вызвал гнев у одного из придворных монарха. Надменный сановник не знал, кто перед ним, и ударил епископа по лицу. А блаженный Спиридон, следуя заповеди Христа, подставил вельможе другую щеку(ср. Мф. 11, 8). Царедворец был поражен кротостью Спиридона. Он устыдился и с горячим покаянием стал просить прощение за нанесенное оскорбление. Добрый владыка ласково вразумил дерзкого обидчика и направился к императору.
Сопровождавший владыку Трифиллий, ученик святителя, был молод и еще не стяжал духовной мудрости. Поэтому его очаровали богатство и пышность великолепного убранства дворца. Спиридона глубоко огорчило восторженное отношение благонравного ученика к привременным сокровищам и пустой славе. Желая вразумить своего спутника, владыка спросил:

–Трифиллий, скажи мне, где император?

Юноша указал на восседавшего на высоком троне василевса.

–Чему ты так удивляешься, брат? – произнес святитель. – Неужели царское величие и эта роскошь могут сделать самодержца праведником? Разве монарха не обуревают те же страсти, которые присущи простым людям? Сегодня Констанций жив, а завтра умрет, предстанет перед Неподкупным Судьей и будет судим Им подобно безвестному нищему. Поэтому не восхищайся земным могуществом и тленными сокровищами. Постарайся же стать созерцателем истинных небесных чудес и любить лишь одну все превосходящую вечную славу Господню!

Констанций сразу узнал лики целителей, явленных ему Ангелом в сонном видении. Сходство было полным. К тому же в руках Спиридон держал пастырский посох, на голове владыки покоился кидарь, сплетенный из пальмовых веток, а на груди висел глиняный сосуд, наполненный маслом от Честного и Животворящего Креста, – именно с такими посохом и кувшинчиком Констанций видел во сне долгожданного спасителя. Император поспешил навстречу к Божьим людям и со слезами на глазах умолял их о заступничестве перед Господом.

Спиридон обратился к Богу и, когда рука архиерея коснулась головы августейшей особы, страшная боль, мучившая долгое время Констанция, тотчас прошла, и василевс почувствовал себя совершенно здоровым. Внезапное выздоровление самодержца великой империи стало настоящим праздником для окружавших его людей. У всех на устах было имя святителя: Спиридона призывали, на Спиридона смотрели, и все говорили о Спиридоне. Однако сердобольный пастырь прежде всего заботился о душе человека и поэтому сказал Констанцию:

–Радуйся,государь, и благодари Бога за чудесное исцеление. Никогда не забывай о Его великой милости к тебе и следуй заповеди Христа: просите, и дано будет вам;ищите,и найдете; стучите, и отворят вам (Мф. 7, 7–8, Лк. 11, 9–10).Пока не завершилась твоя жизнь, делай добро всем: не отвергай тех, кто просит, ищет и стучится к тебе. Пойми, от простых граждан монарх, отличается лишь высшим достоинством. Господь дарует императору трон, дабы самодержец был попечительным отцом для народа. Если ты не станешь простирать заботливую царскую десницу над всеми подданными, особенно бедными и нищими, то люди возненавидят тебя и назовут тираном. Да будут руки твои щедры, а сердце исполнено человеколюбия.

Констанций внимал словам Спиридона так, словно они исходили из уст Самого Бога. Государь решил последовать советам духоносного старца, но сначала, в знак благодарности, царь велел принести для него довольно много золотых монет.

–Возьми, преподобный отец, это вознаграждение из моей руки, которую ты исцелил молитвой, – ласково произнес император.

Великий архиерей Божий не собирал земные сокровища. Спиридон решительно отказался от целого состояния.

– Ты платишь злом за любовь к тебе, ведь золото часто приносит вред, – произнес богомудрый владыка. – Я прибыл сюда, чтобы ты, благодаря дивным чудесам нашего Господа, познал Триипостасное и Единосущное Божество, Отца, Сына и Святого Духа, утвердился в православной вере и со страхом Божьим исполнял Его повеления. А золота брать я не желаю.

Поскольку государь продолжал настойчиво упрашивать Спиридона, смиренномудрый архиерей решил не отказывать самодержцу в его просьбе. Владыка принял щедрый дар от Констанция, простился с императором и вышел из тронного зала. Спиридон раздал все деньги встретившимся ему по дороге слугам и воинам василевса. Благодаря тримифунтскому архипастырю многие из царских слуг избавились от рабства сребролюбия.

Когда Констанцию доложили, как Спиридон поступил с царским золотом, государь воскликнул:

–Истинно сказано: нет лицеприятия у Бога (Рим. 2, 11), ибо всякому труждающемуся Господь подает благие дары.

Легкость, скоторой святитель расстался с целым состоянием, произвела сильное впечатление на императора. Монарх задумался и произнес:

– Неудивительно, что такой человек способен творить великие чудеса.

Владыка, выйдя из дворца, отправился к одному христолюбивому горожанину, приютившему святителя в Антиохии. Возле его дома Спиридона ожидала жена простого солдата с мертвым грудным ребенком на руках. Несчастная мать умоляла старца на варварском языке, ибо она не знала греческого, сжалиться над ней и оживить дитя. Добрый пастырь хотел помочь ей, однако, опасаясь суетной славы, он старался умерять не только в своих чадах, но и в себе стремление к особым подвигам. Поэтому владыка решил посоветоваться с дьяконом Артемидором:

–Скажи-ка, брат, как мне следует поступить?

–Зачем, преподобный отец, ты спрашиваешь меня? – ответил благонравный спутник епископа. – Обратись ко Христу. Разве Всемилостивый Бог, исцеливший по твоему предстательству монарха, откажет в помощи безвестным нищим? Он Податель жизни и Врач не только царю. Поэтому призови Владыку Христа, Который, воскликнув: восстань,чадо (Мк. 5, 41), воскресил девицу из мертвых.

Спиридон, преклонив колени, с крепкой верой и надеждой стал просить Христа вынуть младенца из пасти смерти. И Господь услышал - мертвый ребенок словно очнулся от сна и заплакал. Женщину так потрясло произошедшее на ее глазах великое чудо, что она от избытка чувств замертво рухнула на землю. Внезапная смерть варварки сильно огорчила Спиридона, и святитель снова кротко обратился к Артемидору:

–Скажи, друг мой любимый, как я должен теперь поступить? Грудной младенец лишился родительницы.

– В твоих руках, святой отец, жизнь матери осиротевшего дитя, – с улыбкой на лице ответил Артемидор. – Ты часто обращался к Господу и неизменно получал благосклонный ответ... И ныне человеколюбивый Господь услышит твой голос и сохранит мать беспомощному младенцу.

Спиридон оросил землю слезами, взял варварку за руку и, устремив взор к небу, воскликнул:

–Сын Бога Живого, Единородное Слово Отчее, Господи Иисусе Христе, вдохни жизнь в мертвую женщину.

По молитвесострадательного святителя варварка тотчас воскресла, а заботливый владыка поднял ребенка с земли и вернул младенца в объятия матери.

Спиридон попросил всех свидетелей сотворенного им чуда никому не рассказывать о дарованной ему благодати. Лишь когда всеблаженный Спиридон предстал перед Господом, Артемидор, ставший священником, счел далее неразумным умалчивать о поразительных деяниях великого чудотворца.

После возвращения святых отцов в Тримифунт пришел к Спиридону перекупщик скота и попросил продать сотню коз из его стада. Служитель Христов не торговался с гостем о цене, и купец решил воспользоваться доверчивостью и простодушием владыки. Он оставил плату в доме епископа только за 99 коз. Спиридон не стал пересчитывать деньги. Когда они подошли к загону, прозорливый пастырь сказал:

– Входи,чадо, и забери столько коз, за скольких ты расплатился со мной.

Купец отсчитал 100 голов. Все козочки последовали за новым хозяином, лишь одна побежала назад. Жадный торговец выгонял ее из загона и пытался вынести на плечах, но козочка возвращалась к законному владельцу.
Великодушный святитель тихо сказал своему обидчику:

– Эта неразумная тварь неспроста воспротивилась и бьется на твоих плечах... Может быть, ты забыл за нее заплатить?

Торговец раскаялся, попросил прощения у Спиридона и сполна расплатился за стадо. И козочка спокойно последовала за новым хозяином.

Поведаем теперь о том, как Спиридон защитил благочестивого христианина, попавшего в беду.

Одного из самых преданных друзей святителя оклеветали. Правитель Кипра, приняв ложь за правду, приказал заключить в темницу и казнить невинного человека.
Сердобольный владыка поспешил спасти несчастного узника и отправился к игемону в Константиану, но была середина зимы и мелкая придорожная речка на пути вышла из берегов. Спиридон, твердо надеясь на помощь свыше, приказал стихии:

–Река, останови свое течение! Так повелевает тебе Великий и Вечный Царь, дабы мы смогли перейти на другой берег и избавить от несправедливой смерти раба Божьего...

Потоки воды, стекавшие с гор, тотчас иссякли. Знаменосец Христов Спиридон вместе со спутниками легко перешел через обмелевшую речку по обнажившемуся дну. Едва их ноги ступили на сушу, вода наполнила старое русло, но теперь она текла спокойно.

Несколько человек, свидетелей удивительного деяния Тримифунтского епископа, поспешили в Константиану. Правитель был потрясен их рассказом. Игемон приказал немедленно освободить от оков приговоренного к смерти человека и сказал архиерею:

–Владыка праведный, возьми своего друга. Даже если я поступаю против закона, не будет грехом даровать свободу узнику, за которого просит иерарх Церкви, стяжавший такую милость у Господа...

Владыка вознес молитву Богу за игемона и отправился со спасенным от казни другом в Тримифунт.

В тридцати милях от столицы острова Кипр Константианы находилось село Эритра. Важное дело вынудило Спиридона отправиться туда во время нестерпимой жары. Епископ попросил местного дьякона не затягивать службу. Однако честолюбивый клирик продолжал медленно, напоказ возносить молитвы. Духовными очами богомудрый старец увидел пагубную страсть селянина к тщеславию и грозно воскликнул:

–Замолчи,творец ослушания!

Господь без малейшего промедления лишил голоса дерзкого служителя.

Пока святитель сам завершал чтение молитвы, молва о Божьей каре, постигшей дьякона, разнеслась по всему селению. Его родственники стали упрашивать чудотворца избавить их земляка от недуга. А немой клирик припал к ногам владыки и знаками умолял о прощении.

Всеславный иерарх знал, что строптивый муж извлек достаточный урок. Однако Спиридон не счел полезным исцелять немого полностью, ибо благозвучный голос мог подать брату случай к преткновению или соблазну (Рим. 14, 13) и погубить его душу. С тех пор Эритрейский клирик говорил хриплым голосом, немного заикался, но косноязычие не ослабило, а укрепило в нем веру.

Господь, желая показать христианскому миру, какой силой Он наделил Спиридона, являл в соборной церкви владыки дивные чудеса.

Однажды во время светильничного пения в тримифунтском храме не оказалось никого из прихожан. Поэтому прислужники хотели возжечь только одну лампаду. Но Владыка повелел:

– Зажгите, чада, побольше лампад. Нам подобает ярким блистанием света достойно украсить церковь, ибо сегодня усерднее, чем прежде, следует вознести молитву Господу.

Затем Спиридон встал у престола и радостно, в духовном умилении, возгласил: “Мир всем”. В храме некому было ответить архиерею, однако служители услышали, как неисчислимые сонмы святых Ангелов воскликнули: “И духови твоему”. Их небесное необычайно сладкогласное пение многократно превосходило всякое земное искусство. Звук могучих ангельских голосов широко разлился на огромном пространстве вокруг церкви, и изумленные горожане стали выбегать из домов и поспешили приблизиться к церкви, из которой доносилось дивное пение неслыханной красоты.

Когда же люди вошли в храм, то не увидели в нем никого, кроме епископа и клириков, совершавших с владыкой божественную службу. Но они явственно ощущали, что Ангелы веселятся и ликуют вместе с треблаженным Спиридоном на славословии Великого и Вечного Царя.
С тех пор тримифунтцы научились не пренебрегать своим долгом вовремя являться в храм, а священники, совершая святыню в страхе Божием (2 Кор. 1, 7), молились с еще большим благоговением и любовью ко Господу нашему Иисусу Христу.

В другой раз, на вечерне, вовремя светильничного песнопения в лампадах, горевших в Тримифунтском храме, заканчивался елей. Прислужники не нашли в церкви лампадного масла и сказали об этом владыке. Тогда Спиридон вознес сердечную молитву, и тотчас незримой силой Божьей одна из лампад наполнилась бурлящим елеем. Пламя светильника озарило храм ярким, как солнечное сияние, светом. Иподьяконы с благоговением принесли сосуды, поставили их под чудотворной лампадой. Дарованного Богом елея надолго хватило для освещения Христовой церкви.

Церковные историки Созомен и Каллист пишут, что великий наставник благочестия чрезвычайно заботился о строгом соблюдении церковного чина и сохранении в неприкосновенности каждого слова Священного Писания.

Ученик Спиридона Трифиллий, ставший к тому времени епископом Каллиникийским, должен был при совершении соборной службы произнести проповедь. Повествуя о чудесном исцелении, молодой архипастырь захотел показать, сколь изыскан стиль его языка, и заменил слово постель на ложе в известном обращении Господа к расслабленному: встань,возьми свою постель и ходи (Мк. 2, 9).Владыка внимательно слушал проповедь и счел дерзкой попытку Каллиникийского епископа исправить слог Спасителя. Мудрый иерарх встал и с негодованием обратился к Трифиллию:

– Неужели ты лучше Того, Кто произнес слово постель, и стыдишься его повторить?

Спиридон укорил кичившегося красноречием молодого архипастыря, дабы он научился кротости и смирению и постиг истину – всякое изречение Христово – неисследимое богатство (Еф. 3, 8).

И,как видно из последующего рассказа, пока святитель не завершил свой земной путь, Трифиллий всегда следовал наставлениям великого учителя благочестия.

Был на севере острова Кипр древний город Кирина. Спиридону понадобилось побывать в нем, и преславный старец отправился в путь пешком в сопровождении епископа Трифиллия. Их дорога пролегала по горе Пентадактилон и по очень красивой местности под названием Паримна. Любуясь с горы живописным пейзажем, открывшимся перед взорами путников, Трифиллий ощутил сильное желание купить здесь имение. Мысль о покупке и обустройстве имения очень прельстила Трифиллия, но он не словом не обмолвился о возникшей мечте со своим другом Спиридоном.

С людьми,стоящими на высокой ступени нравственного совершенства, бывают такие искушения, предохранить от которых может только опытный в духовной жизни муж, наделенный Господом особой благодатью. Тримифунтский праведник по некоему божественному откровению узнал об увлечении Трифиллия, ослепленного привременной красотой, и ласково пожурил ученика:

– Почему сердце твое помышляет о земных благах – полях и виноградниках? У тебя есть все, чем нужно обладать, – божественные заповеди Христа. Ведь наше достояние на небе... О вышнем думай, о нем пекись, и станешь наследником никогда не преходящих сокровищ, ибо не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9).

Слова прозорливого старца, наделенного свыше чудодейственным даром открывать сокровенные тайны души, произвели сильное воздействие на добролюбивого Трифиллия. Молодой епископ тотчас раскаялся в суетном помышлении. Спиридон с радостью вознес усердную молитву за Трифиллия. С тех пор епископ Трифиллий никогда не помышлял о земных приобретениях. Он унаследовал от своего наставника дар чудотворений, которым наделяет Святой Дух преподобных служителей Христовых по их вере и добродетелям.

Равноангельское житие Спиридона всегда и во всем было примером истинного благочестия для соотечественников. Этот истинный делатель заповедей Божьих с детских лет и до последних дней непрестанно молился и, добывая пропитание простым крестьянским трудом, с неистощимым усердием учил паству не желать чужого, кормиться собственным честным трудом и помогать нищим. Но как бы ни был праведен человек, по неизменному установлению Божьему неотвратим конец его земного пути. И Господь предуказал блаженное успение Спиридона дивным знамением.

Во время летней жатвы святитель трудился на своем поле. Друзья старца помогали ему собирать урожай. Хотя дождя не было, несколько капель, похожих на росу, внезапно упали с неба и оросили только голову Спиридона. После столь странного явления тотчас произошло еще одно неизъяснимое чудо. Волосы владыки изменили цвет: часть их оказалась черной, другая стала белой, третья приобрела желтую окраску. Друзья Тримифунтского епископа с изумлением взирали на поразительную перемену в облике архиерея. А Спиридон благодаря озарению свыше узнал о часе, когда Отец Небесный призовет его в вечные обители, и обрел способность так видеть отдаленные события, словно они происходили теперь. Сердце праведника исполнилось благодатью Святого Духа, и с неизреченной радостью богоносный иерарх пророчески возвестил:

–Предрекаю вам, братья, что Господь увенчает славой память обо мне и многие люди, и старые и молодые, будут ежегодно праздновать у гроба с моим телом день преставления. Я, как вы видите, беден, но по изволению человеколюбивого Бога смогу подавать прихожанам те спасительные блага Горнего Иерусалима, которые сам стяжал у Всевышнего Творца, дабы они познали Нераздельную Святую Троицу – Единственного Истинного Бога. Я стану усердно просить Господа даровать им великую милость и вечную жизнь.

И еще Спиридон ревностно призвал соотечественников возделывать в себе главную, превосходящую все остальные добродетель – чистую любовь к Богу и к ближнему. Говоря так, святитель напомнил слова Блюстителя истины – Христа: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим... и возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22, 37-40).

Народ и ученики Тримифунтского епископа с благоговением слушали подающего нетленные богатства архипастыря, и каждый из них старался достойно следовать наставлениям владыки. Вскоре великий чудотворец Спиридон предал свою чистую душу Ангелам, однако людей не оставил и всегда с дерзновением предстательствует за нас перед Вечным Царем.