Человек – существо очень занятое: работа, домашние дела, да и пообщаться надо, отдохнуть, развлечься. На все времени не хватает, и что-то приходится откладывать «на потом». Почему же так часто среди отложенного оказывается то, что должно быть «единым на потребу»?
Помнится, в школе на уроках истории мы, разбирая культ личности Сталина, искренне посмеивались над нашими предшественниками. Казалось очень странным и диким «слепое и безоговорочное, почти молитвенно-благоговейное почитание» одного человека огромной массой других людей. Но мы выросли и не заметили, как сами же добровольно все более и более каждый день лишаемся своей свободы и остановимся уже даже не фанатиками, а рабами. И склоняем свою волю мы не перед каким-то отдельно взятым человеком, а перед удовлетворением своих страстей! Но разве мы признаемся когда-либо в этом? Нет, ни за что!
Каждый год с наступлением весенней «поры любви» Православная Церковь призывает всех к воздержанию и посту. Не осуждать, не вкушать скоромного, не гневаться… Период, когда кажется, что частица «не» ставится церковным уставом перед любым привычным для нас и обыденным словом. И что же мы? Стремимся ли умереть для греха, как умирает каждой осенью природа, и воскреснуть в вечную жизнь, подобно весеннему бурному цветению? «Простите, я занят!», – словно отвечая на телефонный звонок, произносим мы. Не шевеля порой губами, мы видом показываем свою значимость, востребованность и огромную занятость.
«Фанатики»,– думаем мы о старушках на великопостных службах, не перестающих бить поклоны… шесть, двенадцать и еще несколько раз. Считаем, прикидываем… Нееет! Лучше уж в спортзале попотеть. К народу выходит священник. Проповедь. «Главное не воздержание телесное, но цельность ума – целомудрие, которое мы должны стремиться обрести в пост», – предложение, которое почему-то запоминается и долго потом «прокручивается» в голове, наверное, из-за причудливого сочетания диковинных церковнославянских слов. На выходе уже останавливает одна из старушек и настоятельно рекомендует: «В пост надо подготовиться к Таинствам и чаще в храме бывать!» Видно, заметила нового человека – вот и пристает. Слава Богу, все закончилось, теперь смело можно идти домой!
Дом, работа,нехватка денег… Мозг закипает. Прошел еще один год. Весна, капель и… пост! На днях звонила любимая бабуля и просила привезти ей священника, чтобы он ее причастил. «Причастие», – странное слово, будто из судебной практики: «Причастен!» – «Не причастен!» Ни к чему и ни к кому не охота быть причастными! «Сам по себе! Свой собственный», – так говорил персонаж из мультфильма. Да и к тому же постоянная занятость убивает любую мысль об участии или же причастности к кому-нибудь или чему-либо!
Снова храм.Служба кончилась, и молодые ребята (видимо, семинаристы) начинают небольшую уборку. Один из них подходит к мужчине средних лет, стоящему от меня шагах в десяти. «Здравствуйте! Не поможете кафедру перенести?» – произносит он с почтением и легкой улыбкой. «Нет, простите! Не видите – я свечки ставлю!», – резко и обиженно произносит собеседник. С тем же вопросом подходит паренек к другому представителю сильного пола. Ответ заставляет повернуться даже первого собеседника: «Без проблем! Ты только мне покажи, что такое кафедра и куда отнести». Оба персонажа исчезают через боковые двери и появляются минут через десять, занося с собой большой крест. «Пассия будет вечером», – поясняет паренек мужику. Мужик ободрительно кивает в ответ. Неужели понял, о чем речь? Сомневаюсь. Просто помог и стал сопричастен.
Переступить через свое эго не просто трудно – порой представляется, что это вообще невозможно. Нужно альпинистское снаряжение, крюки, веревки, страховка, чтобы начать жизненно необходимый переход через сооруженный своими силами «Пик гордости и самомнения»! Но вначале необходимы обычные регулярные тренировки. Как тренировать душу? Пост, молитва, заповеди и т.д. Причем весь «тренировочный процесс» давно разработан и расписан по пунктам в церковном уставе.
А останавливает нас не боязнь высоты или же нехватка снаряжения, просто мы постоянно очень заняты… или же, говоря начистоту, – боязливы и ленивы. «Простите, я занят!» – повторяем мы день ото дня, подчас не давая себе отчет, в каких ситуациях и кому отвечаем мы этими словами.
«Чем постоянно занят ты, человек?», – спрашивает нас Церковь. «Адам, где ты?», – доносится до нас спасительный глас Христа. «Занят! Очень занят собой!» – всей своей жизнью молчаливо и порой даже озлоблено отвечаем мы, позабыв уроки истории, уроки жизни.
Юрий Кищук, руководитель информационно-издательского отдела Пермской епархии
Просмотров: (22)