Приметы и суеверия

Вы никогда не задумывались, сколько разных примет нас окружает? Думаете ли вы, просыпав соль, что это непременно к ссоре, а черная кошка на улице точно к беде? Статистика говорит, к сожалению, что именно православные — 21-22 % — верят различным приметам и астропрогнозам. Вот и получается, что верят в Бога, но не доверяют Ему. А доверяют дереву, по которому стучат, чтобы не сглазить мифическую удачу. Святые отцы всегда обличали таких христиан, которые видели приметы на каждом своем шагу.

«Многим из христиан, – говорит святой Василий Великий, – кажется делом безвредным слушать истолкователей примет. Чихнул кто на слове, говорят: и это имеет значение. Кто-нибудь сзади назвал меня по имени, нога поскользнулась при выходе, зацепилась одежда – все это помеха. И люди весьма знаменитые, ожидающие Судию с небес, хладнокровно впадают в сей пагубный порок.

Но слушай: отвержен народ, предавшийся сему. Еще древле, по закону Моисееву, очарования, волхвования, ворожба, птицегадания отринуты как изобретения демонов. Сказано: Не вражите, и не сряща смотрите от птиц (Лев. XIX, 26); языцы бо, которых потребит… Господь Бог от лица твоего… сии чарований и волхвований послушают: тебе же не тако даде Господь Бог твой (Втор. XVIII, 12, 14).

Кто может советоваться с оправданиями Божиими, тому при рассуждении, чего не должно делать, не прилично брать себе в советники, даже не в советники, но в учители и законодатели, существу неразумные. Птица не знает собственной своей опасности, которая уже перед глазами; а тебе предвещает она будущее.Вылетев из гнезда, чтобы принести птенцам пищу, нередко возвращалась она ни с чем; а для тебя стала она не лживым предвещанием, и напрасное движение птицы обратилось в откровение будущего! Ежели по действию демонов птицы летают для твоего обольщения; то не сиди и не смотри с отверстым ртом на демонские обаяния, и не отдавай себя под влияние диавола. Он, если однажды уловит душу, легко увлекаемую в погибель, не выпустит ее из рук, а употребит ее на всякое злое дело. Но и каркающий ворон, и кружащийся орел по недостатку лова приводят в страх суеверное сердце. Враг до того издевается над человеком, что, если показалась кошка, выглянула собака или утром встретился человек, хотя самый благорасположенный, но с поврежденным правым глазом или бедром, он отскочит, отворотится, не раз зажмурит глаза. Что бедственнее такой жизни – все подозревать, во всем видеть препятствие, когда все должно возводить душу его к Богу?»

В одном из огласительных слов святого Иоанна Златоустого мы читаем: «Кто, выходя из своего дома, встречает кривого или хромого и разумеет это как примету, тот мыслит дело сатанинское, ибо не встреча с человеком делает день несчастным, а греховная жизнь».

Если взять каждую нелепейшую примету и разобрать ее «по косточкам», то можно удивиться, насколько все банально. Например, примета с просыпанной солью говорит только о том, что когда-то соль была на вес золота. Сейчас купить ее может каждый, а в давние времена соль появлялась на столах по праздникам. Видимо, из-за этого и возникали ссоры — просыпать дорогостоящий продукт слишком расточительно и неразумно. Та же самая дороговизна повлияла на появление другой приметы — разбить зеркало к несчастью. Просто первые стеклянные зеркала, сделанные в Венеции, были дорогими. И чтобы заставить прислугу обходиться бережно с дорогим предметом, хозяева-богачи и придумали эту примету: кто разобьет зеркало, того ждет наказание.Суеверия, крепко прижившиеся в нашей жизни, часто уходят корнями в язычество. А значит не должны иметь над нами власти.

Обличая суеверие, по которому некоторые дни считают счастливыми, а другие несчастными, святой Иоанн Златоуст говорит: «Диавол, стараясь пресечь наши подвиги добродетели и погасить в нас доброе произволение души, внушает нам приписывать успехи и неудачи в делах дням. Если кто верит, что день бывает счастлив или несчастлив, тот в несчастливый день не будет стараться о добрых делах, думая, что по неблагоприятности дня напрасно станет трудиться и не в чем не успеет. Так, напротив, и в счастливый день он ничего не будет делать, надеясь, что по причине счастливого дня ему не повредит собственное его нерадение. Таким образом, то и другое вредит его спасению. Иногда безрассудно, а иногда как бы безнадежно поступая, он проводит жизнь свою в праздности и зле. Итак, мы должны избегать козней диавола, отбросить сокрушение духа и не наблюдать дней, ненавидя один и любя другой».

Слово «всуе» в русском языке значит«по-пустому», то есть – «нет этого вообще». Если есть приставка «суе» – то вера недействительная. Суеверие – это пустая вера, стало быть, есть и не пустая вера. Христианская вера, основанная на любви, далека от суеты и фантазий. Когда люди фантазируют, то они теряют связь с божественной реальностью. Вера осуществляется только молитвой и постом, которые и изгоняют всякую суетность, связанную с беснованием. Почему именно так? Потому что молитва нас соединяет с источником истины, с подлинной реальностью, с основой вечности. А пост ограничивает нас самих в том, что является слишком большим соблазном, – в жадности, эгоизме, всякого рода себялюбии.

Другими словами, суеверие — это то, что базируется на грехе человеческом, и этот грех человеческий таким образом затемняет истину, что истина становится непонятной. А вера, наоборот, – очищает и освящает, потому что она ведёт к источнику, который есть чистота, святость и любовь.

Итак, суеверие — это доверие тому, что не достойно доверия! Когда это осознаешь, то услышав слова : «Не ешь с ножа, будешь злым!», понимаешь,что есть с ножа просто некультурно и опасно — можно порезаться и правда сделаться не совсем добрым от боли. Многое будет звучать просто нелепо. Ведь, вернувшись поздно с работы и выбрасывая в ночь мусор, человек выносит не удачу и благополучие, а неприятный запах и отходы.

Православный человек просто не должен быть суеверным, так как суть нашей веры — это доверие Богу. Открывая Господу свои сердца, мы получаем от Него любовь и свободу, путь без магических закономерностей. «Где Дух Господень, там свобода» (2Кор.3, 17). Суеверия лишают веры, порабощая душу. Поэтому вера и суеверие несовместимы – нельзя служить двум господам, свободе и рабству. Выбор делает сам человек: либо жизнь по Евангелию, либо по закону греха, возмездие за который – смерть (Рим.6, 23). Третьего не дано.

Перед вступлением евреев в обетованную землю, где им угрожала опасность увлечься примером суеверных язычников, Моисей, от имени Господа, дает своему народу такую заповедь: «Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии. Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей. Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии – то мерзости Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего!» (Втор. 18, 9 – 11).

В Новом Завете Апостолы показывают нам пример отношения к суевериям. Апостол Павел поражает Елиму – волхва слепотой. В Филиппах тот же Апостол изгоняет злого духа из служанки, занимавшейся прорицаниями. И это Апостол делает с негодованием, несмотря на то, что служанка, идя за ним и его спутниками, кричала: «Сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения»(Деян. 16: 16 – 28).

Познавшему истинного Бога и имеющему своим Спасителем Иисуса Христа, бессмысленно и преступно искать себе помощи у тварей, а тем более у сил темных и злых. «Если избегшие скверн мира через познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого», — учит ап. Петр (2 Петр.2:20).

Либо истина, либо ложь. Истина — Христос, ложь — дьявол. Чистая вера не должна быть смешана с суеверием и язычеством. В силу своей греховности мы сами являемся причиной своих проблем, а не соседка, которая перешла нам дорогу с пустым ведром. И только Церковь во главе с Иисусом Христом способна помочь нам в борьбе с духовным злом и указать истинный путь.

 

Просмотров: (85)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *