Голос нашей Церкви

Звуки принято разделять на музыкальные и немузыкальные. К последним относят шумы, шорохи. Но как бы музыковеды ни стремились упорядочить знания о звуке и его природе, они так и не смогли определить, к какой же категории следует отнести колокольный звон. В итоге эксперты придумали для него отдельную категорию, которую бесхитростно назвали звонами. Настоятель храма во имя святителя Спиридона Тримифунтского иеромонах Спиридон (Савин) как опытный и талантливый звонарь поможет нам разобраться во всем, что связано с колокольным звоном.

Напоминание о Господе

 

Наверняка каждый задумывался, почему для православного богослужения в качестве музыкального инструмента выбран именно колокол. Поэтому начнем с краткого экскурса в историю. Колокольный звон всегда и считался, и был неотъемлемой частью не только жизни Православной Церкви, но и русского народа. Колокола появились на Руси практически одновременно с принятием христианства в 988 году. Их необыкновенное, словно разливающееся в воздухе звучание особенно полюбилось нашим далеким предкам и с тех пор сопровождает всю жизнь православного человека.

Колокола звучали в праздничные дни, встречали высоких и почетных гостей, созывали благочестивых предков на вече, оповещали о надвигающихся бедствиях, призывали на защиту Отечества, приветствовали вернувшихся из славных походов воинов, давали спасительный знак заблудившимся путникам. Но все же главное назначение колокольного звона — напоминать о Господе, созывая верующих к началу службы и подчеркивая ее важные и торжественные моменты.

Традиция использовать колокола в богослужебной практике пришла не из Византии. Греческая Церковь не знала колокольного звона, который появился здесь только во второй половине IX века, а широкое употребление получил спустя 500 лет. Вместо этого в монастырях для созыва на молитву использовали било — деревянную или металлическую доску, по которой ударяли молотком, и клепало — железную или медную полосу, согнутую в полукруг.

Если мы обратимся к истории Ветхозаветной Церкви, то узнаем, что в те древние времена о богослужении христианам сообщали звуки труб. В период гонений на веру последователи Христа не могли открыто собираться в храме. Соответственно, невозможным становился и открытый призыв к участию в церковной молитве. Трубы смолкли, но втайне от язычников за верующими стали отправлять посыльных — лаосинактов, или народособирателей.

Обычай звонить в колокола пришел с Запада, где господствовал культ колоколов, а искусство колокольного литья было священной профессией. Изобретение колоколов приписывают святителю Павлину, епископу Ноланскому, жившему в IV–V веках. Но его изобретение также не получило распространения. Только в начале VII века Папа римский Савиниан, преемник святителя Григория Двоеслова, сумел ввести колокола в жизнь христианской Церкви.

Доподлинно неизвестно, как проник на Русь чужеземный обычай. Как бы то ни было, русский народ не просто воспринял и колокол, и искусство звона так как есть, а вдохновенно переосмыслил, придал этому явлению высокое духовное и творческое значение, разглядев то сокровенное и могущественное, в чем язычники слышали «голос христианского Бога».


Человеческое начало

В богослужебных книгах колокол именуется кампаном в честь итальянской провинции Кампания, где добывали медь для изготовления колоколов. «Некоторые ученые считают, что слово “колокол” произошло от греческого “калкун”, что означает “било”, или имеет связь со старинным славянским словом “коло” — “круг”», — говорит отец Спиридон.

Колокол имеет форму усеченного конуса и напоминает перевернутую чашу. Его ударная часть называется языком, который подвешивается внутри и, раскачиваясь, производит звук. Язык колокола — важнейшая часть, позволяющая создавать сложные ритмические рисунки. Из названия элементов, составляющих колокол, можно заметить, что он, как и другие музыкальные инструменты, не избежал очеловечивания. Верхняя часть колокола называется головой или короной, отверстия в ней — ушами. Есть у него и губы, шейка, плечи, пояс и рубаха. На Руси колоколам даже давали имена, а за провинность наказывали — секли розгами, вырывали язык и отправляли в ссылку. Первым узником стал колокол одного из соборов города Углича, возвестивший о смерти благоверного царевича Димитрия, младшего сына Ивана Грозного, в 1591 году.

Но есть в жизни колокола и приятные моменты. Его служение начинается с «Чина благословения кампана, сиесть колокола или звона». По словам отца Спиридона, в последовании говорится, что прежде, чем установить колокол на звонницу, ему положено «сверху и извнутрь окроплену быти», затем звучит паремия — ветхозаветное чтение из книги Чисел о серебряных трубах, заменявших колокол, поются стихиры, возносятся молитвы о благословении и даровании колоколам благодатной силы, после чего их устанавливают на колокольне (звоннице).

Стоит отметить, что нынешняя и привычная форма колокола была найдена не сразу. Мастера экспериментировали, создавая четырехгранные, цилиндрические, полусферические и бочкообразные колокола. Преимущественно священные музыкальные инструменты изготавливают из меди и олова, однако истории известны колокола из других материалов: чугуна, камня, серебра, золота и даже стекла.

Что же касается богослужения, то следует усвоить, что используемые в настоящее время на колокольнях православных храмов колокола делят на несколько видов: праздничный, воскресный, полиелейный, будничный, малый и зазвонные колокольца разной величины. На древнерусских колокольнях использовали большие «благовестные» колокола, колокола средних регистров, за благозвучность прозванные «красными», а третий ряд составляли малые зазвонные колокола.

Когда звонит колокол

«Колокол — это голос Церкви, музыкальная проповедь, слушая которую мы отрешаемся от суеты, обращаемся к Богу, чувствуем единение с Ним, с верующими, с близкими, ушедшими из земной жизни», — считает отец Спиридон. По его словам, в соответствии с требованиями Устава, значением богослужений и пошло разделение колокольного звона на виды.

Самым древним звоном, при котором ритмично ударяют в один, как правило, самый большой колокол, является благовест (праздничный, воскресный, будничный и постный). Он несет благую весть о начале богослужения и бывает к вечерне, утрене и к часам перед Литургией. По уставу этот звон считается священнодействием и сопровождается молитвенным пением 118-го псалма и двенадцатикратным чтением 50-го псалма. Благовест звучит во время исполнения «Достойно есть» Евхаристического канона, чтобы оповестить всех о преосуществлении Святых Даров, и чтобы в этот миг каждый мог присоединиться к молитве.

Перезвоном называют одиночные удары в каждый колокол, от самого большого до маленького. В богослужении он подчеркивает важность происходящего. Перезвон бывает водосвятным и погребальным. Погребальный перезвон звучит во время служб Великой Пятницы перед выносом Плащаницы и на утрене Великой Субботы во время обхода храма с Плащаницей. Такой же порядок звона бывает в дни поклонения Животворящему Кресту: в праздник Воздвижения, в Крестопоклонную неделю Великого поста и в день Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня.

Поочередные удары в колокола, начиная от малого и заканчивая большим, именуют перебором — погребальным звоном, символизирующим окончание земной жизни человека. Обязательно перебор завершается трезвоном, выражающим радостную веру в скорое воскресение.

Сложным видом колокольного звона является трезвон, представляющий собой звон во все колокола по особой технологии и продолжающийся в течение трех подходов. Трезвон — выражение ликования и радости. Он бывает к Божественной литургии, на утрене в момент выноса из алтаря Евангелия, перед вечерней после часов и перед Литургией, например, на Благовещение, в Великий Четверток, Великую Субботу и дни Великой Четыредесятницы, когда совершается Литургия Преждеосвященных Даров.

Трезвоном отмечают великие церковные торжества: на Пасху этот звон продолжается весь день и называется «красным звоном», отличающимся особой красотой и разнообразием ритмических фигур. Также трезвон положен по окончании праздничной и воскресной Литургий.

Звон различается своим темпом: в праздники он радостный и бодрый, в дни великопостных и погребальных служб — медленный и печальный. По словам отца Спиридона, в Типиконе отмечено, что в дни Великого поста звонарь звонит медленнее — косным звоном, который начинается с понедельника, а в субботу первой седмицы становится живее.

Непростая наука

Колокольный звон прочно закрепился в богослужебной жизни, став величественным искусством и национальным достоянием. Непосвященному человеку сложно постичь все тонкости непростой науки колокольного звона. Техника и традиции передавались от звонаря к ученику, формируя определенную школу. Отец Спиридон рассказывает, что для русской школы характерна такая система, при которой звонарь контролирует все колокола одновременно. «Всегда считалось, что самые лучшие школы звона — в Троице-Сергиевой Лавре, Даниловом мужском, Новодевичьем женском монастырях и, конечно, в храмах города Ростова, где звонят по нотам, сочиненным на три настроя. К знаменитым ростовским звонам относят сысоевский, акимовский и егорьевский. Что касается мастерства, то, считаю, что каждый звонарь индивидуален и каждый по-своему сможет вызвать изумление и радость у слушателей».

Подготовила Дарья Хохлова

 

Просмотров: (24)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *