всякий, возвышающий сам себя, унижен будет,
а унижающий себя возвысится (Лк.18:14)
Неделя мытаря и фарисея
В 2019 году 17 февраля для православных начнется первая из трёх подготовительных недель перед Великим Постом — неделя мытаря и фарисея. Даже и название ее звучит непривычно для людей далёких от церкви. У некоторых, казалось бы, и воцерковленных людей появляется недоумение — зачем вспоминать таких странных персонажей, как мытарь и фарисей?
Откроем учебник Закона Божия и прочтем:
«Первая приготовительная неделя к Великому Посту называется «Неделею Мытаря и Фарисея». Во время Литургии в это воскресенье читается из Евангелия притча о мытаре и фарисее, с целью показать, что только слезная молитва и смирение, как у мытаря, а не перечисление своих добродетелей, как у фарисея, могут снискать нам милосердие Божие».
Так получается — учится будем у Евангельского мытаря. Поймем ли чему? Постараемся разобраться.
Евангельская притча
Откроем Евангелие от Луки и оживим перед глазами эту глубочайшую по смыслу притчу. Переберем слова ее, как драгоценности сердца, цены не имеющие:
«…два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк.18:10-14).
Слова святого Феофана Затворника
На свои силы не понадеемся, прислушаемся к любимому толкователю нашему — святому Феофану Затворнику Вышенскому. Вот, что он пишет в “Словах во святую Четыредесятницу и приготовительные к ней недели”:
«Господь выставляет двух человек и говорит как бы нам: «Вот, смотрите — приходили ко Мне двое: один смело приступил, уверенный в своей праведности, в своих предо Мною заслугах, и не получил оправдания, а другой воззреть на Меня не мог, а только бил себя в перси и просил милости, и Я помиловал его. Идите и вы — творите так же. Сбросьте эту пагубную одежду самооправдания, облекитесь во вpeтище самоукорения — и будете помилованы».
Самодовольство и самооправдание — это самая пагубная прелесть, в которой враг успевает задерживать очень многих и не совсем худых людей.
Итак, хотите ли, братие, избегать опасного самопрельщения, учитесь сему у фарисея по противоположности: не делая того, что он делал, и делая то, чего он не делал.”
Отказавшись от самооправдания
Так не только у Мытаря, оказывается, учится можно сокрушению, но и на фарисея посмотреть нужно с опаской, чтобы в нем себя не увидеть как в зеркале.
Сложно нам, современным гордецам, себя не оправдывать. А нужно. Спасительно необходимо.
Потому и постараемся повторить, сокрушая сердца: “Боже, милостив буди ми грешному!”
И тем попробуем начать путь к Святой Четыредесятнице.
Подготовила Светлана Костюкович
28/01/2018
Просмотров: (20)