Отец монахов

30 января день памяти преподобного Антония — величайшего подвижника, основателя пустынножительства и отца монашества, заслуженно получившего от Святой Церкви наименование Великий.

Возрастание в страхе Божием

Около 251 года в небольшой деревушке в долине реки Нил у богатых и благородных родителей родился сын. Воспитали будущего подвижника в страхе Божием и в истинной вере христианской. Антоний не участвовал в шумных играх сверстников, а покидал дом лишь для того, чтобы отправиться в церковь, где со вниманием слушал чтение священных книг и рассказы о подвигах святых.

Около 20 лет от роду Антоний остался старшим в семье, так как родители его умерли. Он принял на себя заботу о младшей сестре. Однажды по пути в храм, размышляя о жизни апостолов и первых христиан, которым он так хотел подражать, Антоний услышал из уст невидимого чтеца слова Евангелия: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19: 21). Убежденный, что эти слова прозвучали именно для него, Антоний раздал все, что мог и оставил себе лишь малую часть для воспитания сестры.

Но этого оказалось для него мало — Антоний решил окончательно отречься от мира, раздал остатки имения, поручил заботу о сестре добродетельным людям и покинул дом. Так он ступил на путь подвижнической жизни.

Война с бесовскими кознями

В то время не было монастырей, поэтому Антоний, подражая старцам и отшельникам, удалился в пустынное место, где занялся ручным трудом, выручку отдавая бедным. Неустанно он размышлял над священными книгами и прилагал все усилия к достижению непрестанной сердечной молитвы.

Видя столько пыла в столь молодом человеке диавол не мог этого выдержать и начал против него войну. Много лет Антоний упорно сопротивлялся этой сатанинской осаде твердостью веры, терпением и непрестанной молитвой. Он терпел от лукавого непристойные советы, искушение плоти и множество действий, которые смутили бы менее стойкого воина Христова. Но Антоний, будучи бдительным, не позволял себе расслабиться.

И не зря. Однажды, когда он уже в качестве уединенного пристанища избрал себе одну из древних гробниц, высеченную язычниками, его друг, приносивший пропитание, обнаружил святого израненным и лежащим на земле. Злые силы нападали на него много лет и пытались одержать победу над подвижником. Но слышали от него лишь слова: «Крестное знамение и вера – вот моя неприступная стена!» Бесам, бессильным что-либо сделать, оставалось лишь скрежетать зубами от ярости. Однажды крыша склепа словно разверзлась, и луч света, опустившийся на Антония, уврачевал его раны и обратил в бегство духов тьмы. Это Сам Христос пришел ему на помощь. Иисус обещал ему: «Я буду отныне навсегда твоим защитником и прославлю имя твое на земле».

После 20-летнего отшельничества на берегу Нила, где он жил в заброшенной старой крепости, люди, которые слышали о нем и почитали его, в избытке рвения взломали дверь и увидели подвижника, окруженного сиянием. С этого времени Антоний согласился принимать учеников, число которых все возрастало.

Основание монастырей

Около 306 года Антоний основал два монастыря: один – на восток от Нила, а другой – на левом берегу, недалеко от Арсинои.

Вдохновляемый Святым Духом, Антоний наставлял монахов в духовных науках. Он рекомендовал им никогда не сдаваться перед лицом испытаний и не терять первоначального рвения, но, напротив, увеличивать его с каждым днем. Одним своим присутствием подвижник примирял врагов и делал окружающих милосердными.

Монастырь преподобного Антония Великого

Он говорил так: «Постараемся не обладать ничем, кроме того, что мы заберем с собой в могилу: познаем милосердие, мягкость, справедливость и т.д. Добродетель, то есть Царство Небесное, нуждается лишь в нашей воле, так как находится в нас самих. В действительности она состоит в том, чтобы сохранить духовную составляющую нашей души в первозданной чистоте и красоте. Если мы остаемся такими, какими были созданы, то пребываем в добродетели».

Под влиянием преподобного Антония «пустыня, – как сказано в его житии, – превратилась в монашеский город, насельники которого отреклись от мира, чтобы стать жителями Града Небесного». Все эти обители были похожи на храмы, где люди, гармонично объединенные одной целью, которую себе поставили, проводили жизнь в пении псалмов, размышлении над Священным Писанием, постах, радостной молитве и надежде на будущие блага.

Безразличный к мирским почестям

Безразличный ко всем мирским почестям, Антоний при этом был весьма просвещен Богом во всех науках. Но все таки он стремился к более уединенной отшельнической жизни. Поэтому в какой-то момент он решил удалиться дальше в пустыню. Преподобный поселился около Красного моря в трех днях пешего пути от Нила. Там он остановился, получив на это благословение в Божественном откровении. Небольшой огород давал ему пропитание, а сам Антоний окунулся в молитву и битву с бесами.

Молчание он нарушал, лишь когда получал вдохновение от Святого Духа.

Преподобный Антоний относился всегда с большим почтением к духовенству и священноначалию. Конечно, он был совершенно далек от любых церковных дел, но от этого не менее сильно поддерживал православную веру, находившуюся в большой опасности в те смутные времена. Так как александрийские ариане распространили слух, что знаменитый отшельник разделяет их безумное учение, святой решительно отправился в шумную столицу, чтобы там ясно объявить перед всем населением, собравшимся на него посмотреть, о своей вере в Божественность Сына и Слова Божия, о своем безоговорочном одобрении учения, принятого на Никейском Соборе, и всяческой поддержке святителя Афанасия (338).

Когда преподобный достиг 105 лет, он отправился, по своему обычаю, посетить монахов, живших на ближайшей горе, и объявил им с радостью, что Господь вскоре призовет его на настоящую родину. Святой вдохновлял их по-прежнему проводить все дни в подвижнических трудах, как если бы смерть была совсем рядом, подражать примеру святых, тщательно хранить богодухновенную традицию отцов и избегать всякого общения с еретиками. Затем он вновь удалился далеко в пустыню вместе с двумя помогавшими ему учениками: Макарием (память 19 января) и Аматой.

Вход в пещеру преподобного Антония

 

Святой Антоний отошел ко Господу 17 января 356 года. На лице его была радость.

Слава об отце всех монахов распространилась повсюду. Тело преподобного Антония, по преданию, было обретено в результате одного видения в 561 году и перенесено в Александрию. Около 635 года из-за угрозы вторжения арабов его перенесли в Константинополь, а около 1070 года, по свидетельству западных источников, некий феодальный владетель из Дофине привез часть мощей преподобного Антония во Францию (ныне Сент-Антуан-ан-Дофине), где они доныне привлекают множество паломников.

 

 

Духовные наставления Антония Великого

 ***
Язык дракона менее вреден, нежели язык того человека, который любит роптать или клеветать, ибо такой человек производит распри и ссоры между людьми, живущими мирно, посевает зло между ближними и разрушает весьма многие полезные общества. Кто принимает к себе такого человека, того он вовлекает во многие грехи. Кто сообщается с ним, тот сообщается с убийцей.

 ***

Не прельщайтесь сребром. Оно причиняет много зла пристрастившимся к нему.

 ***

Если неопытный человек спросит вас о том, чтó может пользу принести душе его, отвечайте ему. Если же вы видите, что ответ ваш нимало не будет назидателен, то уподобляйтесь глухим, так, как бы вы никогда ничего не слыхали, и немым, так, как бы вы никогда ничего не говорили.

 ***

Человек, любящий мир, находится в общении с Иисусом Христом и Его Ангелами; никакие несчастья не смущают его. Напротив, враги мира мучаются завистью и различными страстями. Зависть — источник обмана и многих грехов — удалила от пути правды и подвергла наказанию сынов Божиих. Она породила смерть и ад. От нее земля лишилась плодоносия и изменилась в своей природе. Зависть была причиной, что в мире пролито много невинной крови. Итак, будем убегать зависти и раздоров.

 ***

Бог не есть виновник зла. Он даровал человеку разум, способность различать добро и зло и самовластие; злые же страсти рождаются уже от нерадения и беспечности людей. Отнюдь не виновен в них Бог. По свободному выбору воли демоны сделались злыми, равно как и большая часть людей.

 

Подготовила Наталья Морозова

Просмотров: (32)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *