Если и ненавистны мы Богу за грехи наши, то снова будем возлюблены за покаяние
(Прп. Нил Синайский)
Неделя о блудном сыне
Вот и подошла уже вторая подготовительная неделя к Великому Посту. И если название ее, что называется “на слуху”, то смысл все же может ускользнуть. Обратимся для начала к основам. Прочитаем в учебнике Закона Божия:
“В трогательной притче «О блудном сыне», которую мы слышим за Литургией в Евангельском чтении, Св. Церковь поучает нас надеяться на милосердие Божие, если мы искренно покаемся в своих грехах.”
Притча о блудном сыне
Не поленимся перечесть притчу, так ласково названную Серафимом Слободским “трогательной”. Хоть и длинна она, но каждое слово — прямая речь Иисуса — а от того становится даром бесценным. Откроем 15 главу Евангелия от Луки:
“Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.
По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.” (Лк.15:11-32)
Всепрощающая Любовь
Какая всепрощающая, всепоглощающая, отеческая любовь! По сюжету, отец из притчи — лишь человек. Христос же оставил нам и такие слова: “если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.” (Лк.11:13)
Даёт эта притча нам надежду на милосердие, на милость Господа, на поистине безграничную и бесконечную любовь Его. Но при покаянии, при добровольном осознании греховности. Как пишет митрополит Антоний Сурожский: “не станем утешаться, что ждет нас Отец с надеждой, с любовью: Он ждет тех, которые покаются. Он ждет тех, которые опомнятся, встанут, и в сокрушении сердца, покаянно, пойдут к Отцу, признавая, что мы, все мы, но каждый из нас за себя — недостоин быть назван сыном нашего Отца небесного, братом нашего Спасителя Христа”.
Есть в словах этой истории и предостережение от соблазна — махнуть рукой, сказав “так и так простится все”. Тут стоит вспомнить слова отца из притчи, сказанные им старшему сыну — ты всегда был со мною, а тот погиб. Потому стоит в этом приготовлении к Святой Четыредесятнице торопиться, спешить к покаянию. Неделя мытаря и фарисея звала нас нелицемерно и себя не жалея покаяться, а наступающая неделя говорит — не бойтесь каяться, торопитесь к покаянию, чтобы “не быть мертвым, но ожить”, чтобы “не пропасть, а найтись”. (Лк.15:32)
Подготовила Светлана Костюкович
Просмотров: (23)