Притча о блудном сыне в живописи
Сюжет Евангельской притчи о блудном сыне глубоко затрагивает сердца людей во все времена. История о падении и всепрощении волновала и занимала умы художников и драматургов, писателей и режиссеров. За всю историю человечества едва ли найдутся более изображаемые события. Особенно очевиден этот факт в живописи.
Фрески, витражи, панно
Исторически первыми появились фрески и витражи. Отдельные “кадры” истории изображены на стенах многих европейских и восточных храмов и кафедральных соборов. Причем изображается не только сама кульминация — возвращение блудного сына, но и события, предшествующие этому.
Так, например, в Назарете в Базилике Благовещения (верхняя церковь) над исповедальней размещается панно «Возвращение блудного сына».
Самое известное полотно по мотивам притчи
А в 1541 году голландский художник Корнелис Антониссен создает гравюру на дереве, на которой изображен коленопреклоненный младший сын перед отцом, в окружении фигур (они подписаны — Вера, Надежда, Любовь, Покаяние и Правда). В среде искусствоведов принято считать, что именно эта работа вдохновила Рембрандта на написание самого известного полотна о блудном сыне в истории.
Рембрандт Харменс ван Рейн — крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Свое “Возвращение блудного сына” он пишет несколько лет, как считается в период с 1661 до 1669 год (фактически, это последнее крупное полотно в его жизни). Обстоятельства написания полотна загадочны и большей частью утрачены. Известно лишь, что картина много раз правилась и переписывалась как частично, так и почти полностью. Сейчас находится в Эрмитаже.
Примечателен и тот факт, что за 30 лет до создания “Возвращения…”, Рембрандт создает другое широко известное полотно — «Блудный сын в таверне». В нем художник изобразил самого себя в роли блудного сына, а также свою жену Саскию. Отсюда и второе название картины — «Автопортрет с Саскией на коленях».
Блудный сын в 20-м веке
Интересным представляется и еще одно довольно современное обращение к этому сюжету, принадлежащее руке Марка Шагала. Художник поместил Евангельских отца и сына … на улицу города Витебска (ныне — это Белоруссия). Шагал родился на окраине этого города, тогда бывшего частью Российской империи, позже уехал в Париж, жил и работал во Франции, возвращался в Москву, Петроград, переезжал в Литву и Германию. Считается, что эта картина во многом автобиографична для автора, так как написана после очередного посещения России (в 1975-1976 гг).
Блудный сын до прощения
Иероним Босх — нидерландский художник 15-16 го веков, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения. Из творчества художника сохранилось всего около десяти картин и двенадцати рисунков, один из них «Блудный сын». Босх легко узнаваем по своей необычной манере письма, насыщенного мелкими, иногда очень странными деталями. Необычен и его подход к интерпретации Евангельского сюжета — в отличие от произведений других живописцев — в его работе отсутствуют радость, покаяние и прощение. Сын возвращается домой в нищете, измученный невзгодами, пристыженный. Он пока еще не знает, как его встретит его отец и не ждет милости.
Самый изображаемый сюжет в истории
Как сложно оценить глубину влияния на сердце человека самой этой притчи, так и невозможно перечислить количество картин, написанных по ее мотивам. А ведь картины эти продолжают писаться! Так, наша современница художница Лиз Свиндл, написала в 2005 году вот такую картину — Возвращение блудного сына.
Живое Слово
Евангелие во все времена волнует сердца людей. Вдохновляет, вразумляет нас и сегодня своими притчами. Призывает переосмысливать и творчество, и саму жизнь нашу. Ведь «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8).
Подготовила
Светлана Костюкович
Просмотров: (82)