Начало премудрости — страх Господень (Пс. 110:10)
Неделя о страшном суде
Время идёт неутомимо и Великий Пост все ближе. Наступает и третья подготовительная седмица. Учебник Закона Божия говорит нам, что эта неделя называется «Мясопустною» или «Сырною», а в народе она называется «Масляной», потому что из скоромной пищи в эту неделю дозволяется вкушать только сыр, молоко, масло и яйца. Само воскресенье «Мясопустной недели» называется
«Неделей о Страшном Суде», т. к. за Литургией читается Евангелие о Страшном Суде и о последнем мздовоздаянии, чем Св. Церковь желает побудить грешников к покаянию».
Евангелие о Страшном Суде
Откроем Евангелие от Матфея на 25 главе и прочтем такие слова:
«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.
Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира…
…Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его…» (Мф.25:31-41)
Блаженны милостивые…
Для чего святая Церковь учредила нам такую седмицу — с напоминанием о неизбежности прихода Судии? Обратимся к святым отцам нашим.
Святитель Игнатий Брянчанинов в своих «Поучениях в неделю мясопустную” мудро разъясняет нам глубинные смыслы этого времени так:
«При получении известия о предстоящем пришествии какого-либо земного начальника и судии мы принимаем все меры, чтоб привести дела наши в должный порядок и заслужить одобрение: тем более должен нас озабочивать суд Христов, на котором решится вечная участь каждого из нас. Судия – страшен, страшен невыразимо. Страшен Он по величию, страшен Он по всемогуществу, страшен потому, что прозирает в глубины духа человеческого, и никакая тайная человеческая мысль, никакое тончайшее ощущение не сокрыты от Него. Оправдания не имеют места на суде Его.
На суде Христовом потребуется в оправдание милость, как деятельное выражение любви, и заслужит помилование одна милость, как опытное доказательство любви.
Неизвестны день и час, в которые Сын Божий прекратит жизнь мира пришествием на суд; неизвестен день и час, в которые по повелению Сына Божия прекратится земная жизнь каждого из нас, и мы будем призваны к разлучению с телом, к отданию отчета в земной жизни, к тому частному суду, прежде общего суда, который ожидает человека после его смерти. Возлюбленные братия! Будем бодрствовать и приготовляться к страшному суду, ожидающему нас на гранях вечности для невозвратного решения нашей участи навеки. Будем приготовляться, запасаясь всеми добродетелями, особливо милостию, которая заключает в себе и увенчивает собою все добродетели, так как любовь – побудительная причина милости – есть совокупность совершенства» (Кол. 3: 14).
Страшные слова о Страшном Суде
Вспомним две прошедшие подготовительные недели. Первая — о мытаре и фарисее — звала нас обличить себя, распознать в себе грех, не оправдываясь и не делая снисхождения. Вторая ободряла примером вернувшегося блудного сына, обещая покаявшимся отеческую всепрощающую любовь. А третья неделя — подстёгивает страхом. Страхом неотвратимости Суда.
Постараемся же следовать словам апостола Павла — «со страхом и трепетом совершайте свое спасение (Фил.2:12). Будем готовиться, подготавливая свои души, запасаясь добродетелями, не забывая и о том, что “надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» (Рим.13:5).
Подготовила Светлана Костюкович
Просмотров: (77)