Молитесь друг за друга (Иак.5:16)
Псалтирь — священная книга псалмов, или Божественных гимнов, записанных Царем Давидом по внушению Духа Святаго. Эти древние богослужебные тексты на самом деле составлены разными людьми в разное время, но в основе своей написаны пророком Давидом. Книга эта по преимуществу богослужебная. Главная польза — это молитвенное общение человека с Богом.
Порядок чтения Псалтири
Богослужебный устав чтения Псалтири оговорен в 17 главе Типикона. Вообще православное богослужение в основе своей состоит из Псалтири. Псалмы являются ядром, основанием службы. Из суточного богослужебного круга нет ни одного богослужения, в котором не используются псалмы, практически во всех последованиях Требника используются тексты из Псалтири.
Наряду с чтением кафизм на Вечерне, Утрене и Великопостных Часах в богослужениях используются отдельно псалмы (например Часы в основе своей имеют три псалма) и стихи из них (прокимны, запевы к стихирам).
За неделю в храмах Псалтирь обязательно прочитывается 1 раз полностью, в период Великого Поста дважды в неделю.
Для мирян Псалтирь стала незаменимой книгой в домашней молитве. Здесь нет особых указаний, как следовало бы читать Псалтирь дома, но общие правила схожи с богослужебными. Псалтирь читают с молитвами о здравии, о упокоении усопших, особо в периоды постов.
Почему так важно читать Псалтирь?
В Евангелии от Матфея мы читаем о событиях, которые происходили на Голгофе: А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мф. 27, 46). Этот текст воспроизводится Христом из Псалтири: Боже мой, Боже мой, для чего Ты оставил Меня? (Пс. 21, 2). Таким образом, Господь Иисус Христос учит и нас в тяжелые моменты жизни обращаться к святой Псалтири, находя для себя молитвенные слова утешения.
В Древней Руси Псалтирь была излюбленным чтением. По Псалтири учили детей читать. И когда в Советское время занимались изучением берестяных грамот, то определили, что самой читаемой книгой Древней Руси является именно Псалтирь.
Почему важно читать Псалтирь? Потому что псалмы не просто молитвы, а часть Священного Писания, данного нам Самим Богом. Любая молитва – наше обращение к Богу, стремление к Нему. Псалтирь же – это Божие слово к нам. Псалтирь – книга Богооткровенная. Через царя и пророка Давида Сам Бог дал нам Псалтирь как пример и образец молитвы.
Псалтирь включает в себя всё, все виды молитв: от покаяния во грехах до благодарение Бога за Его многочисленные благодеяния. Псалтирь – духовная защита от любых темных сил.
Как правильно читать Псалтирь Великим постом?
Нельзя относиться к чтению Псалтири, как к рецепту от всех бед. Прежде всего пост — это время покаяния. Не нужно забывать об этом. Ведь не зря Псалтирь содержит не только хвалебные, но и покаянные псалмы.
На чтение Псалтири по усопшим или по другой причине нужно обязательно взять благословение у священника в храме. Псалмы должно читать с умилением и сокрушением сердечным, не торопясь, со вниманием вникая в читаемое.
Псалтирь – это камертон, который задает очень точный тон всей духовной жизни
У нас на приходе сложилась традиция читать во время поста соборно Псалтирь. Как это делать правильно, рассказал настоятель нашего храма иеромонах Спиридон (Савин):
«Это старая практика читать молитвы совместно с единомышленниками, прося Господа о чем-либо или о ком-либо. По слову Спасителя, «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».
(Мф. 18, 20). Сам я познакомился с ней ещё работая в Свято-Троицком соборе г. Саратова и лично ощутил на себе великую силу совместной молитвы.
Псалтирь – это книга Священного Писания, состоящая из двадцати частей или кафизм. Каждая кафизма, в свою очередь, делится на три части – славы. Мы собираемся по двадцать человек (по числу кафизм). Один из прихожан берет на себя бремя составления графика чтения Псалтири на весь пост и списка имен, кого поминать о здравии и упокоении (по пять имен), а потом передает это последование каждому участнику.
Накануне Великого поста совершается в храме молебное пение на начало чтения Псалтири, где мы испрашиваем благословение у Господа на этот подвиг. Батюшка кропит всех святой водой и произносит напутственное слово.
Каждый читает в день всего только одну кафизму, по каждой части (славе) совершая поминовение. После первой части (славы): о здравии духовенства, своих родных и близких , а так же тех девятнадцати человек и их родных и близких, которые тоже поминают тебя и твоих родных и близких. По второй части (славе) также совершается поминовение, но теперь уже усопших. По третьей части (славе) каждый читающий поминает остальных своих родных и близких, которые не вошли в общие списки.
Каждый читает Псалтирь согласно своему графику, и таким образом, в день прочитывается вся Псалтирь. Читать можно Псалтирь дома, на работе – да где угодно! Во времени тоже нет ограничений – главное, успеть прочесть с 00:00 часов до 23:59. Чтение можно включить в состав молитвенного правила, а можно и читать отдельно.
Святые отцы говорят о великой пользе чтения Священного Писания и, в частности, Псалтири».
Святые отцы о чтении Псалтири
Святитель Амвросий Медиоланский:
«Во всем писании дышит благодать Божия, но в сладкой песне псалмов дышит она преимущественно. История наставляет, закон учит, пророчествует, предвозвещает, нравоучение убеждает, а книга псалмов убеждает во всем этом и есть самая полная врачебница спасения человеческого».
Святитель Григорий Нисский:
«Псалмы так приятны и сладки, что их изучают не только совершенные мужи, уже очистившие свои душевные чувства, но и жены усвояют их себе, как собственное достояние, и дети находят в них удовольствие, как бы в забавах, а для слабых они заменяют жезл и дают им покой; веселящиеся почитают пение псалмов даром, им принадлежащим, равно как и те, которые находятся в печальном расположении, по причине своих обстоятельств думают, что эта книга Священного Писания именно им дарована. Люди, путешествующие и плавающие по морю, проводящие жизнь сидячую за своими занятиями, вообще мужи и жены всякого состояния, здоровые и больные, почитают потерей для себя, когда не имеют в устах своих возвышенных поучений Давидовых. Даже на пиршествах и брачных торжествах принимают веселящиеся Псалтирь как одну из принадлежностей веселья, не говоря уже о священном употреблении псалмов на всенощных богослужениях и пении оных в церкви».
Святитель Иоанн Златоуст:
«Уне есть солнцу престати от течения своего, нежели оставити Псалтирь. Вельми бо есть полезно еже поучатися псалмом и прочитати прилежно Псалтирь. Вся бо нам книги на пользу суть и печаль творят бесовом, но не якоже Псалтирь: сего ради да не нерадим».
Святитель Афанасий Великий:
«Я думаю, что в словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояние души, все движение мысли, так что в человеке нельзя найти ничего более. Нужно ли совершать покаяние и исповедь? Угнетают ли тебя скорбь и искушение? Гонят ли тебя или строят против тебя козни? Уныние ли овладело тобой? Или, видя себя счастливым, а врага униженным, желаешь принести Господу благодарность и хвалу? Все могут найти себе наставление в божественных псалмах. Пусть читают слова их о каждом из этих состояний и всякий человек будет возносить их Господу, как будто бы именно о нем они были написаны».
Святитель Василий Великий:
«Псалом – убежище от демонов, вступление под защиту Ангелов, оружие в ночных страхованиях, упокоение от дневных трудов, безопасность для младенцев, украшение в цветущем возрасте, утешение старцам, самое приличное убранство для жен».
«Не мози ни единого дня оставити без пения псалтирного. Аще некою нуждою оставиши, оттоле заложив, во утрие паки начни, а не престани лености ради… И аще исправиши реченная и научишися заповедям Божиим, то открыет Господь очи твои и уразумееши чудеса от Закона Его».
Подготовила Наталья Морозова
Просмотров: (136)