Масленица в мазках художника Бориса Кустодиева

«Масленица… Я и теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны – вызывает оно во мне; пылающие свечи, синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую, снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньи…»

(И. Шмелев. «Лето Господне»)

 

 

Во все времена такие праздники, как Масленица, проходившие на Руси весело и шумно, вдохновляли писателей, поэтов и художников. Не раз обращался к этой теме и известный русский художник Борис Михайлович Кустодиев. Свои работы мастер создавал в нелегкие для России времена. Первая мировая война, революция, гражданская война… 

 

Борис Михайлович Кустодиев

Автопортрет, 1912 г.

Борис Михайлович Кустодиев родился в Астрахани в 1878 году. Учился Борис в церковно-приходской школе, потом в гимназии. С 15 лет он брал уроки рисования, а юношей отправился в Петербург и оказался в мастерской Ильи Ефимовича Репина в Академии художеств. Молодой художник принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». Илья Ефимович говорил такие слова о талантливом юноше: «На Кустодиева я возлагаю большие надежды. Он – художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный, внимательно изучающий природу. Отличительные черты его дарования: самостоятельность, оригинальность и глубоко прочувствованная национальность…»

Саратовский музей имени А. Н. Радищего. Кустодиев, «Ярмарка», 1910 год

Великолепный портретист, Борис Кустодиев все таки в качестве дипломной работы выбирает жанровую живопись и создает по мотивам костромских этюдов работу «На базаре». Именно тогда он знакомится со своей будущей женой — 20-летней Юлией Евстафьевной Прошинской. 31 октября 1903 года закончил учебный курс с золотой медалью и правом на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России.

Побывав и пожив с женою за границей, он возвращается на родину, в Россию. Кустодиев много работает, становится членом Академии Художеств и различных художественных групп. Больше всего его занимает крестьянский быт — так создаются серии «Деревенские праздники» и «Ярмарки».

Но обстоятельства жизни художника и атмосфера в России не так светлы и чисты, как полотна мастера. С 1909 года Кустодиев переносит ряд операций, вызванных опухолью спинного мозга. Последние 15 лет жизни он фактически прикован к инвалидному креслу и пишет картины лежа.

Три «Масленицы» художника

Масленица, 1916 г.

Борис Михайлович не раз обращался к теме проводов зимы. Яркие картины написаны им в тяжелый период жизни для России. Сам художник серьезно болен и давно не брал в руки кисти… Но, превозмогая мучительные боли, находясь в кресле инвалида, Кустодиев начинает работу и создает произведения о провинциальной жизни. Он пишет «Масленицу», полную веселого морозного счастья, словно противопоставляя ее болезни.

1916 год…

Первая картина была написана мастером в 1916 году. Изображает она проводы зимы в русской провинции. Кажется, что слышишь скрип саней — вот их мчит пара лошадей вдоль улицы. А внизу раздается веселый гул ярмарки.

Заходящее солнце освещает заснеженный город и купола церквей. Наверное, звучит колокольный звон, зовущий к вечерней службе…

Вот она — жизнь, на которую больной художник смотрел с оптимизмом.

1919 год…

Масленица, 1919 г.

Вторая картина этой серии написана в 1919 году. И опять мы видим в розовых лучах заката провинциальный город, где проходят массовые гуляния на масленичной неделе. Здесь вам и лихая тройка, и неторопливые купцы, и важная знать.

За всей беззаботностью и веселием художник не забывает о своем отношении к вере, к Богу. Поодаль видны купола небольшой церкви — несмотря на яркие тона светлый храм сразу привлекает к себе взгляд. Церковь возвышается над городом и дарит ей свой покров.

 

1920 год…

В 1920 году из под кисти Кустодиева выходит еще одна картина «Масленица» — это быт народа России и его многовековая история.

Масленица, 1920 г.

Мы видим народные гуляния и ярмарочные балаганы. Этот праздник, любимый в народе, всегда проходил очень шумно, что чувствуется в красочном повествовании художника — вот кто-то торгует пирожками, созывая народ, проехали лихие кони, позвякивая золотистыми бубенцами, а на переднем плане дети со смехом и радостью катаются на санках.

Может ли это кому-то показаться безумным веселием? Ведь все гуляние происходит на фоне высокой церкви. Нет. Все гармонично, а храм напоминает, что сейчас праздник, но о Боге не забывай, благодари и в радости, и в печали. Божий храм как напоминание приближающегося Великого поста…

Любовь к своему, «русскому»…

Многие картины Кустодиева написаны по памяти. Сюжет таких картин часто связан с праздничными образами и передает уклад патриархальной российской жизни. Масленица – массовый праздник. По картинам Кустодиева мы видим, что в нем участвовал не только простой люд, но и знать. Этот праздник объединял все сословия.

Живопись Кустодиева национальна и красочна. Она несет в себе заряд удивительной энергии, лучезарного ощущения полноты жизни. Художник умеет найти радость в любом проявлении жизни.

«Любовь к жизни, радость, бодрость, любовь к своему, «русскому» – были всегда единственным «сюжетом» моих картин», – так сам Борис Кустодиев охарактеризовал свое творчество в конце жизни.

Подготовила Наталья Морозова

Просмотров: (38)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *