Союз Церкви и защитников отечества начал формироваться уже с первых веков христианства на Руси. Война – это всегда бедствие и несомненное зло. Православная Церковь считает войны в защиту Отечества священными, а погибающих в них воинов — совершающими подвиг жертвенной любви. В церковном языке слово «воин» имеет особое значение. Каждый православный христианин – прежде всего борец со злом, воин Христов.
Русское воинство
На Руси защита Отечества, как правило, была неразрывно связана с отстаиванием православной веры. Русское воинство издревле сражалось с именем Господа в сердце. За что его прозвали «христолюбивым». Подступы к городам от вражеских набегов часто защищали монастыри. Русские дружины шли в бой с благословления Церкви, под святыми знаменами, с чудотворными иконами. Вера имела для них огромное значение. Она вселяла уверенность в победе, правоте ратного дела. Среди святых, почитаемых Православной Церковью, целый сонм воинов. Среди них Феодор Стратилат, Дмитрий Донской, святые князья страстотерпцы Борис и Глеб, князья Михаил и Глеб Черниговские, Дмитрий Ушаков и многие другие.
История сохранила немало примеров единения русской армии и Православной Церкви. Наиболее яркий пример из них – Куликовская битва, которая произошла в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы.
Перед битвой (7 сентября 1380 года) князь Дмитрий на военном совете держал такую речь: «Ныне же пойдем за Дон и там или победим и все от гибели сохраним, или сложим свои головы за святые церкви. За православную веру и за всю братию нашу христиан». По свидетельству летописцев, великий князь Московский Дмитрий, прежде чем выступить в поход против Мамая, прибыл в Свято-Троицкий монастырь, где долго и усердно молился и принял благословение от игумена обители преподобного Сергия Радонежского. «Войско готово. Иди и ты победишь», — молвил отец Сергий и вручил Дмитрию икону Божией Матери.
Благословив князя, преподобный Сергий Радонежский послал с Дмитрием двух своих иноков – Пересвета и Ослябю. После разгрома войск Мамая тела погибших рксских воинов перевезли в Москву. По православной традиции на их братских могилах были устроены деревянные церкви. Позже в память о погибших был построен монастырь Иоанна Предтечи. Останки героев Куликовской битвы Пересвета и Осляби похоронили в Симоновом монастыре.
По совету Сергия Радонежского Дмитрий Донской постановил ежегодно церковно поминать погибших воинов в первую субботу после 26 октября, так сложился особый чин поминовения «о православных воинах и обо всех, за веру и Отечество на поле брани убиенных». День этот стали называть Дмитриевой субботой.
За Отечество и веру православную!
Связь Церкви и армии всегда была органичной. Русский публицист и философ С. Н. Булгаков писал: «Русское войско держалось двумя силами: железной дисциплиной, без которой не может существовать никакая армия, да верой. Верой, которая давала возможность ему воевать не за страх, а за совесть. Содержание солдатской веры известно в трех словах: за веру, царя и Отечество. Но все эти три идеи нераздельно связаны: вера православная, царь православный, Отечество тоже православное…»
Поистине, религиозность народов России была одним из факторов бесстрашия и побед ее армии. «Воины, вот пришел час, который решит судьбу Отечества, — обращался к своему войску Петр Великий накануне Полтавской битвы. – Итак, не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и Церковь». Император хорошо поминал значение состояния солдатского духа. Поэтому, наряду с созданием регулярного войска, в начале XVIII века монаршей волей была сформирована основа института военного духовенства
Религиозно окрашена была вся воинская жизнь. Как известно, каждый полк имел святого покровителя в лице того или иного угодника Божия. Полковой святыней считалось знамя – образ, который необходимо защищать до смерти. Священной для воина была и присяга, которую принимали на Евангелии. Нарушение присяги расценивалось как большой грех перед Богом и людьми: «Суровый закон, стоящий на страже интересов, покарает клятвопреступника, как негодного гражданина; гнева Божия не минует он за иудино лобзание Креста и Евангелия».
Священники в бою
Священники Российской армии и флота духовно окормляли свою паству не только под сводами храмов, в учебных классах и в казармах. Они были рядом с воинами в боях, во время походов. Делили с солдатами и офицерами победы и неудачи, все тяготы войны; благословляли на подвиг храбрецов, воодушевляли малодушных, утешали раненых, напутствовали умирающих. Провожали в последний путь убитых.
Многим известно имя командира крейсера «Варяг» капитана 1-го ранга Всеволода Федоровича Руднева. Но мало кто знает его однофамильца – корабельного священника Михаила Руднева. Когда командир управлял боем из корабельной рубки, священник Руднев бестрепетно ходил под огнем по залитой кровью палубе, напутствуя умирающих и воодушевляя сражающихся. Так же действовал корабельный священник крейсера «Аскольд» иеромонах Порфирий во время боя 28 июля 1904 года.
Отец Алексий Оконечников был священником на крейсере «Рюрик». В бою корабль получил тяжелые повреждения. Иеромонах оказывал медицинскую помощь военным морякам и исповедовал раненых, отпевал павших в бою. А когда все, оставшиеся в живых. Кроме командира, покинули крейсер, готовый вот-вот пойти ко дну, он спустился в боевую рубку, омыл раны командира, помог ему добраться до борта и последним бросился в воду.
Особенно велика и показательна роль военного духовенства в годы Первой мировой войны. Еще в середине лета 1914 года в Петербурге был созван Всероссийский съезд военного и морского духовенства. С первых дней войны военно-духовное ведомство немедленно перешло на положение военного времени. Священный Синод призвал монастыри, церкви и всю православную паству к пожертвованиям на врачевание раненых, оказание помощи солдатским семьям.
Монастырям, общинам и всем духовным учреждениям было положено подготовить под лазареты все подходящие для этого помещения. Все обители призывались к подготовке сиделок для ухода за ранеными в госпиталях. Их деятельность определялась инструкцией, которая была разослана в войска уже на второй день после начала войны. Корпус военных пастырей возглавлял с 1911 года протопресвитер военного и морского духовенства, приравненный в своем армейском статусе к генерал-лейтенанту, Георгий Иванович Шавельский. Со всей полевой канцелярией он находился при Ставке верховного главнокомандующего. Следующей после него инстанцией были главные священники фронтов и флотов.
В соединениях, частях и на кораблях по штатам военного времени предусматривались дивизионные, бригадные и гарнизонные благочинные священники. В зависимости от конкретных условий боевой обстановки, характера задач, решаемых войсками, места части в боевом порядке священники использовали различные формы работ. Например, в частях первого эшелона пастыри должны были уметь делать перевязки.
При распределении раненых особое внимание уделялось нуждающимся в утешении священника (по словам А. Н. Беркутова, известного военно-полевого хирурга, «убитые, но не успевшие умереть»). Когда того требовала обстановка, пастырь находился на передовой, в цепи наступающих подразделений или в окопах обороняющихся.
Каждый полк имел походную церковь, состоявшую из палатки, приспособленной под алтарь, и комплекта богослужебных принадлежностей. По праздникам совершались богослужения, в вечернее время проводились беседы с личным составом частей резерва, в первую очередь – с «необстрелянными» бойцами.
Очень многие, прошедшие дорогами войны, в будущем стали священниками. Например, всем известный архимандрит Кирилл Павлов в звании лейтенанта участвовал в обороне Сталинграда, закончил войну в Австрии. Награжден орденом Славы и медалью «За оборону Сталинграда». После войны он принял монашество в Троице-Сергиевой Лавре.
Священство и армия в наши дни
В настоящее время Министерство обороны Российской Федерации и Русская Православная Церковь активно взаимодействуют с начала 90-х годов. В Московском Патриархате создан Отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. В епархиальных учреждениях назначены священники, сотрудничающие с войсками.
Соглашение о сотрудничестве Армии и Церкви было подписано 2 марта 1994 года министром обороны Российской федерации и Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
И в нашем городе Покровске (Энгельсе) также не мало примеров союза Церкви и армии. В Летном городке, в феврале 2004 года был заложен первый камень будущего храма. А 28 июля 2007 года состоялось освящение церкви во имя пророка Божия Илии – покровителя летчиков. Настоятель церкви протоиерей Виктор Лузган в прошлом был военным инженером -строителем и сам разработал проект храма и осуществил его. С той поры в храме можно видеть много военных — офицеров и солдатов.
Иеромонах Виссарион (Самусев), который одно время был клириком нашего храма, сам в прошлом кадровый офицер ракетных войск. Сейчас батюшка является настоятелем храма во имя преподобного Серафима Саровского в селе Березовка, который строился силами военных. На его пастырском попечении находится воинский состав части, находящейся рядом с селом.
Мужчина создан для того, чтобы Богу служить и Родине
Многие задаются вопросом: «А можно ли верующим брать в руки оружие, воевать? Не является ли это грехом?».
Русская Православная Церковь постоянно молится «о Богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея». А в Библии – как в Ветхом, так и Новом Завете – мы не находим осуждения ни военного человека, ни военных действий, когда необходимо применить силу в борьбе со злом и с теми, от кого оно исходит. Самим Богом освящен справедливый военный отпор силам зла : Строгий гнев изострит, как меч, и мир ополчится с Ним против безумцев (Прем. 5, 20). Такую войну мы называем справедливой, ибо она ведется оружием правды за чистые и истинные идеалы. Яркий пример тому Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
И возвращаясь к ответу на вопрос: нельзя быть источником зла, нельзя первым применять силу, но если насилие произошло – чем же ответить, если не силой! Иногда обстоятельства вынуждают тактически применять военную хитрость и даже обман (вспомним подвиг Ивана Сусанина) и наносить удар первыми, тем более, если речь идет о защите Отечества, национальных святынь и святынь Православной веры.
Война влечет за собой гибель людей и уничтожение природы. Поэтому еще до возникновения вооруженного конфликта или в самом его начале должны быть испробованы все мирные способы его разрешения. Если же столкновение все-таки произошло, то во время боевых действий христианская любовь требует милосердия к пленным и раненым. Воин-христианин должен помнить, что никакие ссылки на «исполнение приказа» не оправдают его перед судом Божиим, если то оружие, которое ему было доверено, он сознательно использовал для насилия. Будем помнить слова апостола Павла: «Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его… Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим, 12, 20-21) .
Армия – мощное оружие возмездия. Но армия – и щит. А в сражениях именно по щиту и наносятся самые жестокие удары. Не случайно боевые щиты, которые можно видеть под стеклами музейных витрин, обычно разрублены, погнуты, иссечены. Здесь очень уместно вспомнить стихотворение Э. Асадова:
Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась…
И стрелами звеневшие бои
Лишь прерывали труд ее всегдашний.
Недаром конь могучего Ильи
Оседлан был хозяином на пашне….
Подготовил Вадим Карсаков
Просмотров: (137)