Во время Великого поста мы часто нуждаемся в поддержке. Покаяние и смирение достигнуть не просто. Поэтому и даны христианину в научение труды многих святых отцов — ничего нового не нужно искать и придумывать, все стоит на полках, только возьми, читай, впитывай. Одним из подвижников, дающим нам свет Православия, является прп. Ефрем Сирин. Еще в юных годах святой Ефрем отрекся от мира и ушел в пустыню, где стал иноком. Он получил от Бога дар премудрости; из уст его истекала благодать, подобно сладкой реке напоявшая умилением души всех, слушавших его поучения. Многие его труды можно взять на вооружение, ведь святитель учит не только понимать Святое Писание, но прежде всего преподает нам уроки смирения и любви.
Преподобный составил около 1000 духовных творений, в том числе молитвословия и песнопения, которые используются в богослужебной традиции (песнопения на двунадесятые праздники Господни, погребальные песнопения). Составленная им молитва «Господи и Владыко живота моего…» читается в храме в дни Великого поста.
Преподобный Ефрем Сирин говорил: «Господь наш верхом всех добродетелей называет любовь, но кто же богат любовью, как не смиренный? Смирением приобретается как любовь, так и надежда и вера».
Многие творения Ефрема Сирина стали жемчужинами Православной Церкви. И одним из трудов святителя, на который особо хочется обратить внимание Великим постом, стала книга «Псалтирь или богомысленные размышления», составление которой принадлежит свт. Феофану Затворнику. В ней собраны изречения знаменитого учителя покаяния.
Слова свт. Феофана Затворника о Псалтири Ефрема Сирина
Часто мы от лености пропускаем предисловие книги, а порой именно в нем содержится важная и нужная информация. Вот и святитель Феофан Затворник в предисловии книги «Псалтирь или богомысленные размышления» дает необходимые для читателя разъяснения, которые будет не лишним прочесть:
«…Как между пророками святой Давид есть по преимуществу псалмопевец, так между святыми отцами святой Ефрем есть по преимуществу молитвенник. Душа его ни одного божественного предмета не могла коснуться без того, чтобы не восторгаться горе в молитвенных излияниях чувств. Оттого писания его преисполнены молитв. Сего святого отца по справедливости можно назвать христианским псалмопевцем.
Мерой числа выбранных статей послужило число псалмов богодухновенной Псалтири, а указателем содержания их – содержание псалмов. В псалмах кроме молитв есть догмат, есть история, есть нравоучение. Такого же содержания статьи внесены и в настоящее издание избранных молитв из писаний святого Ефрема….
Подражая богодуховенной Псалтири в числе и содержании статей, подражаем ей и в разделении, какое дается ей в церковном употреблении: 150 статей разделены на 20 отделений, как Псалтирь – на 20 кафизм. В начале каждого почти из двадцати отделений помещается догмат, а в конце нравоучение – «Уроки жизни».
Имелось в виду, чтобы каждая молитва содержала нечто особое. Со вниманием читающий тотчас заметит это при всей, по-видимому, одинаковости молитвенных оборотов речи. Но и для того, кому иные молитвы покажутся одинаковыми, не должно быть скучно читать их, как не скучно любящему молиться повторять неисчетное число раз: «Господи, помилуй» или: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».
Сопровождаем сию Псалтирь желанием искренним, чтобы всякий, раскрывающий ее, всегда находил в ней для себя нужное по состоянию своего духа: то вразумление, то сокрушение, то воодушевление, то утешение.
Молитвами святого отца нашего Ефрема Сирина да подаст сие Господь всем нам!»
Псалмопение и молитва…
«Псалом да будет непрестанно в устах твоих. Где псалом с сокрушением, там и Бог с Ангелами…
..Псалмопение и молитва при смиренном помысле возвышают ум над недозволенными страстями…», – так говорил о Псалтири Давидовой преподобный Ефрем Сирин, живший в IV веке Христианства, но близкий нам по сей день.
Псалтирь самого Ефрема Сирина тоже возвышена и пропитана духовной любовью. Красноречивый проповедник слова Божия, преподобный Ефрем, всякое наставление начинал с сурового обличения собственных грехов.
Преподобный Ефрем Сирин родился в Низибии в бедной, но благочестивой семье. И его особое предназначение и будущее величие Бог открыл его родителям, когда он был еще ребенком. Они видели, будто виноградная ветвь выросла в устах Ефрема, разрослась и наполнила многоплодными ветвями всю землю. Птицы прилетали и ели плоды. В молодых летах, сомневаясь в промысле Божием, Ефрем жил не особо благочестиво, но был вразумлен видением, оставил мир и удалился в пустыню. Он упражнялся в подвижнечиской жизни под руководством св. Иакова. По смерти Иакова он переселился в Едессу, в Сирии, где подвизался в пустыне, отчего и получил название «Сирина». Рукоположенный св. Василием Великим во диаконы, свт. Ефрем избежал епископства — приняв на себя юродство, он уклонился от этого. Св. Ефрем имел дар чудотворения. Скончался он в 373 году, оставив после себя множество сочинений, и богословских, и истолковательных, и нравоучительных. Но ни о чем он так много не говорил и не писал, как о сердечном сокрушении.
Давайте раскроем книгу богомысленных размышлений великого подвижника и вознесем хвалу Богу. Ведь Псалтирь и есть хваление и песнь нашему Создателю.
Кондак, глас 2-й
Час присно провидя суда, рыдал еси горько, Ефреме, яко любобезмолвный, делателей же был еси в делех учитель, преподобие: темже, отче всемирный, ленивыя воздвизаеши к покаянию.
Подготовила Наталья Морозова
Просмотров: (47)