О чем вы думаете, глядя на иконы святых? Вряд ли часто представляете, что человек на ней — совсем близок к нам по времени. А ведь есть и такие прославленные Церковью мученики и исповедники, которые если не родились, то жили с нами в одном веке.
Сегодня хочется рассказать о них — пострадавших за веру и ушедших ко Господу во времена русского лихолетья 30-х годов XX века. Вспомним хотя бы тех, чьи дни памяти приходятся на эту неделю.
24 апреля — священномученик пресвитер Николай Гаварин
Николай родился 23 декабря 1870 года в городе Якобштадте в семье священнослужителя. Окончил Рижскую Духовную семинарию и был рукоположен во священника. Во время Первой мировой войны в 1915 году отец Николай стал служить в храме святителя Николая на Щепах близ Смоленской площади.
В 1930 году советские власти стали выселять из Москвы духовенство. Отец Николай уехал сначала в село Кунцево, а затем поселился в поселке Немчиновка под Москвой и стал служить в храме Рождества Христова.
20 сентября 1935 года и этот храм был закрыт. 29 августа 1937 года священник Николай Гаварин был арестован на основании лжесвидетельств и заключен в Таганскую тюрьму в Москве.
15 сентября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Николая к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, и он был отправлен в Ухтпечлаг.
Священник Николай Гаварин скончался в Ухтпечлаге 24 апреля 1938 года и был погребен в безвестной могиле. Включен в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.
25 апреля — преподобномученик послушник Сергий Крестников
Сергей Александрович Крестников родился 1 июля 1893 года в городе Москве. Окончив школу, он в 1905 году поступил в Московский Покровский монастырь и до 1915 года пел здесь в хоре. В 1918 году стал послушником Троице-Сергиевой Лавры, здесь и прожил до закрытия обители в 1922 году. После — пел в хоре Пятницкой церкви в Сергиевом Посаде, а в 1928 году стал служить псаломщиком в храме на Кукуевском кладбище.
В 1935 году сотрудники НКВД арестовали бывших насельников Лавры, 21 октября и послушник Сергий был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве.
5 января 1936 года было закончено следствие. Послушник Сергий был обвинен в том, что будто бы он «являлся участником контрреволюционной группировки”.
8 января 1936 года особое совещание при НКВД приговорило послушника Сергия к пяти годам исправительно-трудовых лагерей, и он был отправлен в Ухтпечлаг.
15 марта 1938 года тройка НКВД приговорила послушника Сергия к расстрелу. Послушник Сергий Крестников был расстрелян 25 апреля 1938 года и погребен в общей безвестной могиле. Включен в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.
26 апреля — преподобномученица инокиня Марфа (Тестова)
Преподобномученица Марфа родилась в 1883 году в деревне Тамбовской губернии в семье крестьянина. В 1914 году она поступила в Серафимо-Дивеевский монастырь.
После разорения Дивеевской обители инокиня Марфа поселилась в селе Развилье, где стала трудиться при храме. Она была арестована (по лжесвидетельству о “систематической контрреволюционной агитации”) 18 ноября 1937 года и заключена в нижегородскую тюрьму.
13 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила инокиню Марфу к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Лагерные условия и тяжелая работа оказались для нее непосильными и она сильно заболела.
Инокиня Марфа (Тестова) скончалась 26 апреля 1941 года в лагерной больнице и в тот же день была погребена на кладбище близ селения Спасское. Включена в Собор Нижегородских святых, Собор Дивеевских святых и Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.
27 апреля — священноисповедник пресвитер Александр Орлов
Александр родился в 1878 году в селе Макковеево Рязанской губернии в семье учителя церковноприходской школы. С 1905 года стал служить псаломщиком в Покровской церкви в родном селе. В 1919 году он был рукоположен во диакона к этой церкви.
В январе 1932 года был рукоположен во священника ко храму великомученицы Параскевы в селе Шеянки Касимовского района, и с этого времени он стал духовником блаженной Матроны (святой Матроны Московской), которой было тогда шестьдесят два года.
В 1934 году отец Александр был переведен в Троицкий храм в село Гусь-Железный.
В июне 1935 года сотрудники НКВД Касимовского района начали дело против блаженной Матроны и ее почитателей, и в связи с этим 1 июля 1935 года арестовали отца Александра. Он был заключен в Бутырскую тюрьму в Москве.
2 августа 1935 года Особое Совещание при НКВД приговорило священника Александра Орлова к пяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь.
Когда в 1940 году отец Александр освободился из заключения, то стал служить вторым священником в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Будучи с детства слабого здоровья, он еще более заболел в лагере и прожил лишь менее года после заключения.
27 апреля 1941 года священник почил.
Отец Александр был похоронен у алтаря Покровского храма в селе Макковеево. Мощи священноисповедника Александра (Орлова) были обретены 21 августа 2001 года и находятся ныне в Покровском храме поселка Сынтул. Включен в Собор Рязанских святых и Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.
“И, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их”
Немногое осталось в памяти потомков. Краткие, сухие, почти безэмоциональные строки житий. Жил, служил, погиб… А за этими словами большие, даже великие судьбы — нелегкие, непрямые. Но всегда так верно направленные — к Господу, который есть “путь, истина и жизнь”.
Существование святых во все времена — это убедительная проповедь о Православии. И так же, как христиане первых веков — родные, русские, современные нам исповедники и мученики самими своими жизнями благовествуют Слово Божие. И напоминают нам — Господь “вчера и сегодня и во веки Тот же.” (Евр 13:8). Постараемся же вспоминать о них, хотя бы изредка, повторяя вслед за акафистом новомученикам:
Те́мже, предстоя́ще престо́лу Вседержи́теля,
помина́йте нас, любо́вию вас почита́ющих и вопию́щих:
Ра́дуйтеся, новому́ченицы и испове́дницы Росси́йстии, Це́ркве на́шея похвало́ и украше́ние.
Подготовила Светлана Костюкович
Просмотров: (31)