Такие близкие святые

Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

 

О чем вы думаете, глядя на иконы святых? Вряд ли часто представляете, что человек на ней — совсем близок к нам по времени. А ведь есть и такие прославленные Церковью мученики и исповедники, которые если не родились, то жили с нами в одном веке.

Сегодня хочется рассказать о них — пострадавших за веру и ушедших ко Господу во времена русского лихолетья 30-х годов XX века. Вспомним хотя бы тех, чьи дни памяти приходятся на эту неделю.

 

24 апреля — священномученик пресвитер Николай Гаварин

 

Ни­ко­лай ро­дил­ся 23 де­каб­ря 1870 го­да в го­ро­де Якоб­штад­те в се­мье свя­щен­но­слу­жи­те­ля. Окончил Риж­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка. Во вре­мя Пер­вой ми­ро­вой вой­ны в 1915 го­ду отец Ни­ко­лай стал слу­жить в хра­ме свя­ти­те­ля Ни­ко­лая на Ще­пах близ Смо­лен­ской пло­ща­ди.

В 1930 го­ду со­вет­ские вла­сти ста­ли вы­се­лять из Моск­вы ду­хо­вен­ство. Отец Ни­ко­лай уехал сна­ча­ла в се­ло Кун­це­во, а за­тем по­се­лил­ся в по­сел­ке Нем­чи­нов­ка под Моск­вой и стал слу­жить в хра­ме Рож­де­ства Хри­сто­ва.

20 сен­тяб­ря 1935 го­да и этот храм был закрыт. 29 ав­гу­ста 1937 года свя­щен­ник Ни­ко­лай Га­ва­рин был аре­сто­ван на основании лжесвидетельств и за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве.

15 сен­тяб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Ни­ко­лая к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь, и он был от­прав­лен в Ухт­пе­члаг.

Свя­щен­ник Ни­ко­лай Га­ва­рин скон­чал­ся в Ухт­пе­чла­ге 24 ап­ре­ля 1938 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле. Включен в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

25 апреля — преподобномученик послушник Сергий Крестников

 

Преподобномученик послушник Сергий Крестников

Сер­гей Алек­сан­дро­вич Крест­ни­ков ро­дил­ся 1 июля 1893 го­да в го­ро­де Москве. Окон­чив шко­лу, он в 1905 го­ду по­сту­пил в Мос­ков­ский По­кров­ский мо­на­стырь и до 1915 го­да пел здесь в хо­ре. В 1918 го­ду стал по­слуш­ни­ком Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры, здесь и про­жил до за­кры­тия оби­те­ли в 1922 го­ду. По­сле — пел в хо­ре Пят­ниц­кой церк­ви в Сер­ги­е­вом По­са­де, а в 1928 го­ду стал слу­жить пса­лом­щи­ком в хра­ме на Ку­ку­ев­ском клад­би­ще.

В 1935 го­ду со­труд­ни­ки НКВД аре­сто­ва­ли быв­ших на­сель­ни­ков Лав­ры, 21 ок­тяб­ря и по­слуш­ник Сер­гий был аре­сто­ван и за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве.

5 ян­ва­ря 1936 го­да было за­кон­че­но след­ствие. По­слуш­ник Сер­гий был об­ви­нен в том, что буд­то бы он «яв­лял­ся участ­ни­ком контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пи­ров­ки”.

8 ян­ва­ря 1936 го­да осо­бое со­ве­ща­ние при НКВД при­го­во­ри­ло по­слуш­ни­ка Сер­гия к пя­ти го­дам ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вых ла­ге­рей, и он был от­прав­лен в Ухт­пе­члаг.

15 мар­та 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла по­слуш­ни­ка Сер­гия к рас­стре­лу. По­слуш­ник Сер­гий Крест­ни­ков был рас­стре­лян 25 ап­ре­ля 1938 го­да и по­гре­бен в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле. Включен в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

 

26 апреля — преподобномученица инокиня Марфа (Тестова)

 

Преподобномученица инокиня Марфа (Тестова)

Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Мар­фа ро­ди­лась в 1883 го­ду в де­ревне Там­бов­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на. В 1914 го­ду она по­сту­пи­ла в Се­ра­фи­мо-Ди­ве­ев­ский мо­на­стырь.

По­сле ра­зо­ре­ния Ди­ве­ев­ской оби­те­ли ино­ки­ня Мар­фа по­се­ли­лась в се­ле Раз­ви­лье, где ста­ла тру­дить­ся при хра­ме. Она бы­ла аре­сто­ва­на (по лжесвидетельству о “си­сте­ма­ти­че­ской контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции”) 18 но­яб­ря 1937 го­да и за­клю­че­на в ни­же­го­род­скую тюрь­му.­

13 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла ино­ки­ню Мар­фу к вось­ми го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. Ла­гер­ные усло­вия и тя­же­лая ра­бо­та ока­за­лись для нее непо­силь­ны­ми и она сильно заболела.

Ино­ки­ня Мар­фа (Те­сто­ва) скон­ча­лась 26 ап­ре­ля 1941 го­да в ла­гер­ной боль­ни­це и в тот же день бы­ла по­гре­бе­на на клад­би­ще близ се­ле­ния Спас­ское. Включена в Собор Нижегородских святых, Собор Дивеевских святых и Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

 

27 апреля — священноисповедник пресвитер Александр Орлов

 

Алек­сандр ро­дил­ся в 1878 го­ду в се­ле Мак­ко­ве­е­во Ря­зан­ской гу­бер­нии в се­мье учи­те­ля цер­ков­но­при­ход­ской шко­лы. С 1905 го­да стал слу­жить пса­лом­щи­ком в По­кров­ской церк­ви в род­ном се­ле. В 1919 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к этой церк­ви.

В ян­ва­ре 1932 го­да был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му ве­ли­ко­му­че­ни­цы Па­рас­ке­вы в се­ле Ше­ян­ки Ка­си­мов­ско­го рай­о­на, и с это­го вре­ме­ни он стал ду­хов­ни­ком бла­жен­ной Матроны (святой Матроны Московской), ко­то­рой бы­ло то­гда шесть­де­сят два го­да.

В 1934 го­ду отец Алек­сандр был пе­ре­ве­ден в Тро­иц­кий храм в се­ло Гусь-Же­лез­ный.

Священноисповедник пресвитер Александр Орлов

В июне 1935 го­да со­труд­ни­ки НКВД Ка­си­мов­ско­го рай­о­на на­ча­ли де­ло про­тив бла­жен­ной Мат­ро­ны и ее по­чи­та­те­лей, и в свя­зи с этим 1 июля 1935 го­да аре­сто­ва­ли от­ца Алек­сандра. Он был за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве.

2 ав­гу­ста 1935 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при НКВД при­го­во­ри­ло свя­щен­ни­ка Алек­сандра Ор­ло­ва к пя­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь.

Ко­гда в 1940 го­ду отец Алек­сандр осво­бо­дил­ся из за­клю­че­ния, то стал слу­жить вто­рым свя­щен­ни­ком в хра­ме в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Всех скор­бя­щих Ра­дость». Бу­дучи с дет­ства сла­бо­го здо­ро­вья, он еще бо­лее заболел в ла­ге­ре и прожил лишь ме­нее го­да после за­клю­че­ния.

27 ап­ре­ля 1941 го­да свя­щен­ник по­чил.

Отец Алек­сандр был по­хо­ро­нен у ал­та­ря По­кров­ско­го хра­ма в се­ле Мак­ко­ве­е­во. Мо­щи свя­щен­но­ис­по­вед­ни­ка Алек­сандра (Ор­ло­ва) бы­ли об­ре­те­ны 21 ав­гу­ста 2001 го­да и на­хо­дят­ся ныне в По­кров­ском хра­ме по­сел­ка Сын­тул. Включен в Собор Рязанских святых и Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

 

“И, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их”

 

Немногое осталось в памяти потомков. Краткие, сухие, почти безэмоциональные строки житий. Жил, служил, погиб… А за этими словами большие, даже великие судьбы — нелегкие, непрямые. Но всегда так верно направленные — к Господу, который есть “путь, истина и жизнь”.

Существование святых во все времена — это убедительная проповедь о Православии. И так же, как христиане первых веков —  родные, русские, современные нам исповедники и мученики самими своими жизнями благовествуют Слово Божие. И напоминают нам — Господь “вчера и сегодня и во веки Тот же.” (Евр 13:8). Постараемся же вспоминать о них, хотя бы изредка, повторяя вслед за акафистом новомученикам:

Те́мже, предстоя́ще престо́лу Вседержи́теля,

помина́йте нас, любо́вию вас почита́ющих и вопию́щих:

Ра́дуйтеся, новому́ченицы и испове́дницы Росси́йстии, Це́ркве на́шея похвало́ и украше́ние.

Подготовила Светлана Костюкович

Просмотров: (31)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *