Взгляд на небо — иконы Вознесения Господня

Вознесение Господне — это один из главных двенадцати (двунадесятых) праздников, которые посвящены важнейшим для православия событиям. Праздник переходящий — его дата зависит от дня празднования Пасхи.

В 2020 году Вознесение Господне празднуется 28 мая.

 

В этот день много лет назад святые апостолы увидели невыразимо прекрасное и непередаваемое словами — Иисус Христос во плоти вознесся к небу. Попробуем сегодня через внимательное рассмотрение икон Вознесения Господня чуть ярче ощутить красоту этого удивительного праздника.

 

Евангельские свидетельства

 

Изображения на иконах Вознесения Господня основаны на свидетельстве Евангелия и на Книге Деяний Апостолов.

В Евангелии от Матфея (Мф. 28:16–20) читаем: “Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.”

Апостол Марк пишет (Мк. 16:19) совсем коротко — “И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога” —  но какое величие в этих словах!

Мозаика центрального купола собора Сан-Марко. XII в. Венеция, Италия

У мудрого апостола Луки (24:50–51) повествование заканчивается такими трогательными словами: “И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо”

 

А в тексте Книги Деяний апостолов (Деян. 1:7–11) находим такие слова:  “Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.”

Вот откуда все элементы этих икон — облако, гора, расположение участников. Иконописцы основываются на событиях описанных в Библии.

 

Иконография Вознесения Господня

 

Икона Вознесения, XIX век

У канонических икон праздника существует четкая иконография. Спаситель изображается в круге голубого, синего или зеленого цвета – это символ славы Божией, в которой Христос вознесся в Царствие Отца Своего Небесного. Господь пишется сидящим на престоле, в левой руке Он держит свиток или скрижаль – символ Евангелия, правой рукой благословляет. Мы видим, что у круга славы изображаются два ангела.

На иконах изображаются и фигуры апостолов, между которыми — в центре — Богородица. А рядом с Богородицей пишутся фигуры еще двух ангелов, обращенных ликами к апостолам. Это те самые “мужи в белой одежде”, о которых говорит Священное Писание.

 

Все апостолы пишутся в движении: кто-то смотрит вверх на небо, кто-то слушает ангелов, кто-то, опустив голову, ожидает благословения Господня.

За фигурами Богородицы, ангелов и апостолов символично (в виде скал) изображается гора Елеон, на которой и произошло Вознесение Господне. На некоторых иконах есть интересная деталь — на Елеонской горе, откуда Спаситель взошел на небеса, запечатлен след от Его ноги.

 


Печаль и радость Вознесения Господня

В Вознесении Христовом есть кажущаяся печаль, некоторая утрата. Спаситель оставляет Матерь Свою и учеников.

Но в нем было и великое обетование, ликующая радость надежды — ниспослание ученикам и всей Церкви Утешителя Духа Святого.

А еще в этом событии есть другое обетование, возвещенное Ангелами ученикам: “Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, прийдет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо”. Мы смотрим на иконы и понимаем, что на них возносящийся Христос изображен в той славе и торжестве, в какой придет судить вселенную.

И в Вознесении Спасителя, которое полагает конец Пасхи, уже кроется возвещенное Ангелами обретение непреходящей, немеркнущей, вневременной Пасхи, которая и есть Второе пришествие Христово.

 

Подготовила Светлана Костюкович

Просмотров: (67)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *