Любимая покровительница народа — Владимирская икона Божией Матери

Наверное, каждый православный видел Владимирскую икону Божией Матери. Один Господь знает сколько сердец тронул кроткий и ласковый взгляд Царицы Небесной.

Но почему эта икона — Владимирская? Кто написал чудесный образ? Поговорим об этом в преддверии дня чествования Владимирского образа Божией Матери — 3 июня.

 

Иконография любви

 

Всмотримся в сияющие образы — фигуры Богородицы и Младенца Христа прильнули друг ко другу ликами. Голова Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает Мать рукой за шею. Трогательная композиция заключает глубокую богословскую идею: здесь Богородица представлена не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении, в любви с Богом.


Такой тип икон в иконографии называют Умиление или Елеуса — «милующая». Это наиболее лиричный из всех типов иконографии, приоткрывает личную сторону общения Матери Божией со Своим Сыном. Нам известны и другие иконы этого типа: Донская, Корсунская, Федоровская, Почаевская и Взыскание погибших.

 

История появления образа

Считается, что образ Божией Матери, сейчас именуемый Владимирским, был написан самим евангелистом Лукою (который считается первым иконописцем).

Примечательно, что икона изначально была написана на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом Обручником. По преданию, Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет».

До половины V века икона оставалась в Иерусалиме. Позже ее перенесли в Константинополь, а оттуда через несколько веков она была прислана на Русь как подарок Юрию Долгорукому. Икону поместили в монастыре города Вышгорода. Там она прославилась многими чудотворениями. В 1155 г. сын Юрия Долгорукого, святой князь Андрей Боголюбский, перевез икону на север. Он разместил ее в знаменитом Успенском соборе города Владимира. С того времени икона и получила именование Владимирской.

Икона Божией Матери Владимирская в истории России

 

Удивительно тесно история чудотворного образа связана с судьбой нашей страны. По молитвам к образу не раз происходили победы над врагом. Так случилось, например, во время похода князя Андрея Боголюбского против волжских болгар в 1164 г.

В Москву икону принесли в 1395 году во время нашествия хана Тамерлана. Завоеватель с войском вторгся в пределы Рязани, разорил ее и направил свой путь на столицу. В то время как московский великий князь Василий Дмитриевич собирал войска, в самой Москве митрополит Киприан благословил население на пост и молитвенное покаяние. Василий Дмитриевич и Киприан решили прибегнуть к оружию духовному и перенести из Владимира в Москву чудотворную икону Пречистой Богоматери.

Икону внесли в Успенский собор Московского Кремля. Летопись сообщает, что Тамерлан, простояв на одном месте две недели, внезапно устрашился, повернул на юг и вышел из московских пределов.

В память о чудесном избавлении Руси от нашествия Тамерлана в день встречи в Москве Владимирской иконы Божией Матери 26 августа (8 сентября) был установлен торжественный церковный праздник Сретения этой иконы, а на самом месте встречи был воздвигнут храм, вокруг которого позднее расположился знаменитый Сретенский монастырь.

Чудесная спасительница земли русской

 

Но то спасение не было единственным. Во второй раз Богородица спасла Русь от разорения в 1480 году (память 6 июля), когда к Москве подошло войско хана Золотой Орды Ахмата.

Встреча татар с русским войском произошла у реки Угры — войска стояли на разных берегах и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери, которая чудом обратила в бегство ордынские полки.

Третье празднование Владимирской Матери Божией (как раз теперешнее — 3 июня), вспоминает избавление Москвы от разгрома Махмет-Гиреем, ханом Казанским, который в 1521 году достиг пределов Москвы, но внезапно отступил от столицы, не причинив ей вреда.

С 1999 года Владимирская икона Божией Матери пребывает в храме-музее святителя Николая в Толмачах при столичной Третьяковской галерее.

 

Любимая покровительница народа

 

На Руси издревле благоговейно почитали Богородицу, ощущая особую тесную связь с Пречистой Девой. Одна из первых церквей в Киеве, построенная еще при князе Владимире, была посвящена Богородице. А уже в XII веке князь Андрей Боголюбский даже ввел в русский церковный календарь новый праздник — Покров Пресвятой Богородицы, символично обозначив тем самым идею покровительства Божией Матери русской земле.

Владимирская икона Богородицы сопровождала Россию на протяжении всей ее истории, была ее свидетельницей и непосредственной участницей. За десять веков христианской культуры потрясающее количество икон — но этот образ — особенно любим и почитаем.


И как в день празднования не повторить вслед за словами акафиста Пресвятой Богородице перед Владимирской иконой:

Взбранной Воеводе, Заступнице нашей, взирающе на первописанный образ Твой, хвалебное пение воспеваем Ти раби Твои, Богомати. Ты же, яко имущая державу непобедимую, сохрани и спаси благодарне Тебе вопиющия:

Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.

 

Подготовила Светлана Костюкович

Просмотров: (65)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *