Афон. Путевые заметки. Продолжение…

В первой части заметок мы оставили настоятеля нашего храма на пути в монастырь Пантократор в тот момент, когда он угощал вкусной волжской рыбкой лисичку. На самом деле, отец Спиридон уже вернулся с горы Афон и мог бы рассказать обо всем лично, но раз обещано продолжение — пусть оно будет…

16 июня

Прибытие в Пантократор, по дороге немножко запутался, плюс небольшие остановки. Всё это сказалось на моём прибытии прямо к началу вечерней службы. Меня пригласили на трапезу, а после посещения церковного магазинчика разместили в уютной келейке на несколько человек, в которой я был один. После утреннего богослужения и трапезы отправился в Андреевский скит пешком, но грянул дождь…

Всю ночь шёл дождь, утром уже не было, а когда треть пути до Андреевского скита была пройдена, опять заморосил дождь. Я стал промокать. Как только решил достать из рюкзака дождевик, из за поворота появилась машина, я попросил остановиться. Греческий доктор по имени Томас (Фома) сказал, что подбросит, но не до скита, а где-то ранее высадит. По дороге разговорились (на английском). В итоге узнал, что святитель Лука много ему помогает в жизни. А меня он подвёз до самого скита, где я спокойно зарегистрировался и получил место в 3-х местной келье, в которую позже подселили священника Андрея из Курской области, который, в свою очередь, рассказал о своих планах о восхождении на вершин

17 июня

Человек, я́ко трава дние eго́, я́ко цвет се́льный, тако оцвете́т,
я́ко дух пройде в нем, и не бу́дет, и не позна́ет ктому́ места своего́. Слова из Псалтири (102 псалом) написаны на месте погребения старца Виссариона (Толмачёва), игумена, основателя Андреевского Скита на Афоне, прожившего на Афоне 32 года.

у Святой горы Афон…

18 июня

Из Андреевского скита через Ивирон — в Филофей! Пешком.
После службы, Причастия и трапезы в Андреевском скиту и недолгих собираний зашёл в Карею. В Карее немного поспрашивал про связь (в Уранополисе продавец сим-карты обещал 100 минут в Россию, 100 минут в Грецию и 6 Гб интернета), т.к. звонки в Россию почему-то уже не проходят — баланс 0,05 евро. А интернет пока ещё работает, в общем, трудно что-то понять, да и не интересно, если честно. Отец Андрей из Курской области с сыном собрались таки покорять вершину Афона, дай Бог, чтобы у них это получилось. Меня звали с собой, но я отказался и сказал честно, что не вижу в этом смысла.

В келье святителя Николая (Буразери) был любезно встречен братией. Приложившись к святыням и закупив ладана для своего храма, отправился в Ивирон. Один встретившийся русскоязычный монах (у него на подъеме в гору сломалась машина, сгорело сцепление) сказал, что есть живописный маршрут на Филофей, но я не пошёл им из-за того, что надо было опять возвращаться из Буразери до того самого поворота на этот живописный маршрут (и потом пожалел, потому что по дороге на Ивирон туда-сюда ездили машины, пылили и всё такое). По дороге меня подвёз на минигрузовичке до Ивирона грек мирянин. В Ивироне архондаричного не было, в лавке я попросил, чтобы у меня взяли на хранение ладан. Я пообещал, что приду завтра на ночлег и заберу ладан. Всё, теперь в Филофей! Заглянул по дороге в место, где по преданию вышла на берег Пресвятая Богородица. Далее подъём в гору…

19 июня

Монастырь Филофей. Добрался таки… Ноги и тело от непривычки ходить по горам «гудят», просят пощады. После записи в гостевой книге и традиционного угощения меня размещают в уютной келейке, где рядом есть все удобства, чтобы привести себя в порядок, ведь в 17 : 20 вечерня, затем сразу трапеза. И повечерие…

Как всё прекрасно! Какая удивительная обстановка, служба… Стуком в дверь моей кельи мой замечательный сон прервался. Я проспал вечерню и за мной пришли, чтобы я не проспал трапезу! В трапезной, по традиции, меня посадили как почётного гостя за стол прямо перед игуменом. Ну ничего, все всё понимают! Далее, после повечерия, познакомились с паломниками из Румынии и Англии. Здесь очень пригодился английский. Тим занимается археологией (постигает основы бытия), он англиканин, на службы ему не благословлено ходить. Пригодились пособия о Православной Церкви на английском языке, которые мне любезно предоставил священник-миссионер Георгий Максимов.  У них был намечен свой маршрут, я же отправился в Ивирон.

В Ивирон добрался! Там здорово, меня заселили и вечером был на службе и на молебне перед Иверской иконой Божией Матери.

Из Ивирона на автобус до Кареи.

Как только я собрался сделать фото, некий кот стал по хозяийски переходить дорогу…и брякнулся на тёплые камни…Ну вот и результат фотосъемок.

19 июня

В столице Афона…

20 июня

Гостеприимство братии, внимание и забота, строгость и великолепие богослужения, встреча с интересными людьми, вкуснейшая трапеза — это монастырь Ватопед!

Пеший маршрут в болгарский монастырь Зограф.

В Ватопеде в 4 утра была Утреня, потом литургия и трапеза. Сейчас направляемся в Зограф. Маршрут мне объяснил русскоязычный монах.

По дороге в Зограф встречались паломники из разных стран. Уставшие и не очень, отдохнувшие и отдыхающие…

21 июня

В болгарском монастыре Зограф. Отец Серафим пообещал, что мы съездим в келью святителя Спиридона. Я очень переживал, что туда не попаду. Там живут русские монахи, а келья принадлежит болгарскому монастырю.

«Чудес не бывает!», — говорят скептики, но «где просто, там ангелов со сто». Один из ангелов, отец Серафим, после службы повёз меня на машине в келью свт. Спиридона, чтобы я и на паром успел(а я так переживал, что не успею!)… Нас встретил русский схимонах, отец Спиридон!!!

Прошли в церковку, потом чайку попили, немножко побеседовали. Всё ну очень скромно (мягко сказано). Отец Серафим повёз меня на Хилендарскую пристань. Иваница, там мы с ним

расстались, исспросив молитв друг у друга…