Семинарист, монах, ректор, епископ — Феофан Затворник Вышенский

Мир удивителен, правда? Вы еще умеете удивляться? Может ли вас удивить тот факт, что человек заговорит с вами сквозь время? Заговорит понятно и доступно. Живым, ясным языком доходчиво отвечая на самые сложные вопросы.

Такой чудесной способностью обладает святитель Феофан, известный как Затворник. Поговорим о нем сегодня — 29 июня, в день, когда вспоминается годовщина перенесения его святых мощей.

 

Семинарист, монах, ректор, епископ

 

Георгий Васильевич Говоров (это мирское имя святителя Феофана), родился 10 января 1815 г. в Орловской губернии в семье священника. Окончил Орловскую Духовную Семинарию, Киевскую Духовную Академию и принял монашество с именем Феофан.

Преподавал в Санкт-Петербургской Духовной Академии (СПДА), позже стал ее ректором. В составе Русской Духовной Миссии в Иерусалиме некоторое время жил в Палестине. Посещал святые места, древние монашеские обители, беседовал со старцами святой горы Афон, изучал писания отцов Церкви по древним рукописям. В это время основательно изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским.

В 1859 г. становится епископом Тамбовским и Шацким. Как архипастырь устраивает церковноприходские и воскресные школы, открывает женское епархиальное училище.

“Выше Выши только небо”

 

В 1866 г. святитель Феофан по собственному прошению уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии. Вышу владыка любит, пишет о ней —  “Вышу можно променять только на Царство Небесное”. Но совсем не возможностью покоя влекли к себе сердце владыки тихие монастырские стены, они звали его к себе на новый духовный подвиг.

После Пасхи 1872 г. святитель уходит в затвор. Он устраивает в своих келиях малую церковь во имя Крещения Господня, в которой сам служит Божественную литургию во все воскресные и праздничные дни, а последние 11 лет — ежедневно.

Владыка постоянно интересовался жиз­нью Церкви и своей Родины. Он выписывал множество журналов, был в курсе событий и новостей. В кабинете у него была огромная библиотека.

Сам к затвору он относился спокойно, даже с самоиронией. “Да какой у меня затвор, — писал он — так, всего лишь уединение”. Однако, это был настоящий духовный подвиг. Ни с кем не встречаясь лично, святой Феофан напряженно трудился, помогая сотням и тысячам людей.

В богослужении и молитве, в подвигах телесных и духовных проходила большая часть затворнической жизни архипастыря. В свободное от духовных подвигов время он пишет, пишет и пишет — отвечает на многочисленные письма, ведет переписку с духовными чадами, записывает мысли и наставления.

 

Молитвенно пережитые строки

 

При написании своих произведений Святитель использовал обширную литературу на русском и иностранном языках. Все прочитанное он молитвенно переживал, вынашивал, и постепенно из-под его пера выходили творения, равных которым по разнообразию те­матики и глубине освещения вопроса можно указать немного.

В это время он пишет литературно-богословские труды: истолкование Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей. Сам отмечает: «Писать — это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников».

Особый вид литературных трудов преосвященного Феофана составляют его многочисленные письма. Это богатейшая сокровищница, откуда можно без конца черпать мудрые советы во спасение души.

Святитель мирно почил в своей келье 6 января 1894 г., в день Крещения Господня — престольный праздник своей келейной церкви.

 

Значение творчества святителя Феофана

 

Александр (Милеант), епископ Буэнос-Айресский и Южно-Американский так замечательно написал о святителе Феофане:

«Значение личности, деятельности и особенно писаний слишком велико, чтобы он умер в памяти живущих людей. Его личный высокий, достойный подражания пример истинно-христианской, богоугодной жизни во Христе и для Христа, подобно примерам древних и новых подвижников святой жизни, будет жить в памяти людей во веки. Христиане будут мыслью, духом соприкасаться с его духом и оживлять в своем сознании привлекательные черты его образа. Его деятельность, добрые дела пойдут вслед за его личностью в памяти людей, которым еще удобней не забывать их, ибо они, эти дела, еще более ощутимы, нежели личность, черты которой со временем могут исчезать из сознания. Писания святителя Феофана живут среди нас и будут жить долго и «не состарятся», восстанавливая собою в нашем сознании, в нашей памяти и светлый образ почившего, и его деятельность.

В личности, деятельности и писаниях своих святитель Феофан является не только почитаемым иерархом, не только высоким подвижником Церкви, но и поистине одним из тех, о которых святой апостол Павел говорит, что они являются «светильниками в мире» (Филип. 2:15)».

Подготовила Светлана Костюкович

Просмотров: (33)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *