Помню, когда я был еще юношей, один опытный священник сказал мне слова, которые я запомнил, наверное, на всю жизнь: «Если ты не научишься быть благодарным, то рискуешь всю оставшуюся жизнь прожить в придуманном, не настоящем мире». Оказывается, неблагодарное сердце лишает человека чувствительности к тому, что он получает, и, напротив, обостряет ощущение потери (пусть и ничтожной), когда таковая случается. Человек сам себя помещает в мир иллюзий. Облагодетельствованный со всех сторон, но не наученный оценивать благодеяния, человек превращается, по сути, в ту пушкинскую старуху, что в посылаемых ей подарках умудрялась увидеть для себя потерю!
Жизненный опыт человека неизменно подтверждает, что «похмельем» подобного дурмана иллюзий непременно станет «разбитое корыто». Промысл Божий, изображенный у Пушкина золотой рыбкой, непременно лишит неблагодарного многих Своих даров, посылаемых через людей, и человек, если не одумается, будет обречен и далее жить в придуманном мире, во всех своих бедах и лишениях обвиняя ближнего. Что мы, в общем, и наблюдаем на каждом шагу.
Если к таким последствиям неблагодарность приводит в нашей повседневной жизни, то в области духовной, относящейся к нашим взаимоотношениям с Творцом, она может привести к последствиям и вовсе необратимым для вечной жизни человека. Неблагодарность отнимает у него способность к прощению, а значит, лишает и самого человека возможности быть прощенным, что очень хорошо иллюстрирует притча Спасителя о немилосердном должнике (см.: Мф. 18: 23–35). Однако притча эта не только о неблагодарности. Она и о великой силе покаяния, и о смертоносной «тле» – жестокосердии, которое способно нейтрализовать эту силу.
Духовный кредит
А теперь обо всем по порядку. Даже при первом знакомстве с этим эпизодом бросаются в глаза не только неблагодарность, но и те духовные последствия, которые она порождает: дикая жадность, слепота и, по сути, безумие первого должника. Наиболее ярко это можно рассмотреть, если мы переведем этот случай в современный нам контекст. Представим себе ситуацию, которую очень легко вообразить, хотя сама она и нереальна: человек взял огромный кредит – например ипотеку на квартиру. Но вот наступил такой период в его жизни, когда он уже совершенно не может его выплачивать. Переговоры по реструктуризации долга ни к чему не приводят, и банк в судебном порядке решает отнять у него и квартиру, и все его имущество. Тогда заемщик в отчаянии идет к генеральному директору банка, бросается ему в ноги и слезно молит: «Прошу тебя, потерпи еще некоторое время, я обязательно все отдам!». И тут вдруг – о чудо! – директор банка прощает ему весь его долг (10 тыс. талантов – около 18 млн. руб.) и отпускает его. Этот необыкновенно потрясенный человек выходит с таким подарком из банка и по дороге встречает своего знакомого, который когда-то взял у него в долг 100 динариев (около 20 рублей), и начинает его трясти, требуя вернуть ему эти рубли. Когда же его знакомый обращается к нему с такой же мольбой, с какой тот сам недавно обращался к директору банка, то он, нисколько не сжалившись, делает все, чтобы… посадить его в тюрьму.
Если бы мы увидели со стороны такую ситуацию, то искренне посмеялись бы и покрутили у виска тому безумцу, который, получив такой подарок, трясет своего должника за копейку. Однако сами мы (и в этом нравственный урок притчи) в духовно схожей ситуации часто поступаем совершенно так же, как этот безумец. Просто, не умея анализировать свои поступки с христианской точки зрения, мы склонны этого не подмечать в себе и не угадываем ситуации, в которых поступаем подобным образом. Если же задуматься над этим, то все станет, в общем-то, очевидным. Достаточно нам вспомнить свою жизнь и то, сколько раз Господь прощал нам наши порой очень и очень серьезные грехопадения. Бесчисленное множество раз Господь прощал и продолжает прощать нам и то, в чем мы согрешаем и каемся постоянно, от исповеди к исповеди, ибо каждый день впадаем в одни и те же грехи по своему нерадению и просто в силу свойственной каждому немощи. Если все наши «долги» перед Богом условно сложить, то и получатся те самые 10 тысяч духовных талантов, которые мы должны Богу и которые Он по Своему милосердию простил нам. Но как поступаем мы?! Не умея помнить и ценить то, что всегда делает для нас Бог, мы бессердечно требуем от ближнего вернуть нам наши «сто динариев» – долго не можем простить обиды, причиненные нам, с раздражением и нетерпением относимся к немощам находящегося рядом человека.
О небезусловном залоге прощения
Так что же нам делать, если мы не желаем разделить лютую участь того неблагоразумного должника, которому по немощи подражаем? Во-первых, конечно, не лишним будет иногда вспоминать те законы духовной жизни, о которых Господь нам напоминает в этой притче. И первый из них мы находим в начале притчи: залог прощения Богом грешника заключен в покаянии. Здесь нам стоит обратить внимание на два малоприметных момента.
Первый момент: царь не сразу прощает должника, а сначала приказывает наказать его; прощает же лишь тогда, когда тот просит о прощении. Это о том, что грех неотвратимо влечет к человеку наказание и лишь покаяние способно изменить ситуацию.
Момент второй: царь не говорит: «Мне трудно тебя простить, ведь твой долг слишком велик» – и ничем не попрекает должника, а сразу же прощает. В духовном смысле это следует понимать так: не имеет значения мера греховности, если есть искреннее покаяние. Если Господь видит в сердце искреннее раскаяние в поступке, то не станет попрекать нас в частых падениях (каемся же всегда в одном и том же!) и не скажет, что устал нас прощать, а сразу вновь простит. И в этом нам открывается неисчерпаемое милосердие Бога и великое значение покаяния. Покаяние – главный залог и гарант того, что Бог будет милостив к душе грешника.
Но при этом покаяние – лишь половина дела. Далее, несмотря на покаяние и обещание исправления, мы видим все же плохой конец нашего «героя». Он не захотел простить своего должника и этим обрек себя на столь худой конец: царь «вернул» его долг и посадил его в темницу. И здесь мы можем усмотреть второй закон: покаяние теряет свою силу, если кающийся не стремится от всего сердца простить своего «должника». Это достойно самого пристального нашего внимания. Мы не можем полагаться лишь на то, что смыли слезами покаяния свои грехи, которые, значит, уже не помянутся нам на суде. Если мы не стремимся прощать своего ближнего, то все наши грехи, и раскаянные, и исповеданные, «вернутся» к нам и мы ответим за них, как и за нераскаянные!
Еще один момент притчи заслуживает внимания. Второй должник обращается к первому с просьбой точно такими же словами, какими первый совсем недавно обращался к царю: «Потерпи на мне, и всё отдам тебе». Это не случайная подробность. Она говорит о том, что как грех ближнего против нас напоминает нам о нашем грехе перед Богом, так и произнесенное ближним «прости» естественным образом должно напомнить нам наше «прости», обращенное к Богу. И не только «прости» должно напомнить, но и то, что тут же мы получили прощение, а с ним получили и необычайное облегчение совести. А в таком случае разве имеем мы право на какой-то иной ответ ближнему, кроме «Господь да простит тебя»?
«Непонятный» поступок должника
Но вернемся к неблагоразумному должнику. Почему он так поступил? Если исключить мысль о его совершенном безумии, то все это выглядит так, что он совершенно забыл то, что с ним сейчас произошло. Поскольку это едва ли возможно, так как произошло только что, то подобная мнимая забывчивость говорит нам в первую очередь о неблагодарности этого должника. Ибо какое расположение духа благодарного человека, который получил подобный подарок? Оно исполнено благодарной радости за полученную милость, а потому склонно само к милосердию. Здесь же мы видим нечто противоположное. Сердце неблагодарное очень быстро забывает о полученной милости и, как следствие, и само не склонно к милосердию. Вот главная причина. Переведя все это в область нашей духовной жизни, заметим: мы, увы, очень склонны забывать то, что нам Бог простил, и хорошо помнить то, что нам сделал ближний. А надо бы наоборот, ибо то, что сделал Бог, гораздо важнее. И если бы мы давали милосердию Божию к нам должную цену, то никогда не страдали бы памятозлобием.
Вторая причина – законнорожденное «дитя» первой – безумное сребролюбие неблагоразумного должника. Что можно сказать о человеке, который даром получил 18 миллионов, но готов «порвать» ближнего за 20 рублей? Можно сказать, что он страшно сребролюбив. А при развитии сребролюбия неизбежно искажение сознания. Это особенно бывает заметно в преуспевающих материально людях. Все более богатея, они, вопреки логике, становятся все более чувствительны к небольшим финансовым затратам или потерям. Прирастая миллионами, они болезненно представляются сами себе нищающими, расставаясь с тысячами. Вспоминается рассказ одного живописца, который приезжал куда-то на Рублевку писать портрет жены хозяина дома. При встрече живописец поделился с хозяином радостью – приобретением нового – очень престижного – автомобиля. В ответ клиент показал ему свой гараж, вместивший 14 подобных автомобилей, на которых он иногда куда-то выбирался. И этот человек, как повествует живописец, расплачиваясь за портрет супруги, препирался с ним за каждую сотню! Подобное устроение и подвигает человека, имеющего миллионы, трясти ближнего за копейку.
Однако сребролюбие в притче лишь образ, как и непрощение копеечного долга, – образ непрощения нами огорчений и обид от ближнего. Сребролюбие происходит от самолюбия, и в нашем случае нужно говорить именно об этом. Мы очень самолюбивы, поэтому так болезненно воспринимаем любые обиды и подолгу не хотим их простить. Вот как пишет об этом святитель Феофан Затворник: «Для самолюбия нашего нет ничего тяжелее, как прощать. Ненамеренную какую-нибудь неприятность, тайно причиненную нам, так, чтоб никто не видал, мы еще, пожалуй, простим; но чуть что почувствительней да при людях, хоть не проси: нет прощения. Бывают обстоятельства, что хочешь не хочешь, а высказать неудовольствия нельзя, – и молчишь; но язык-то молчит, а сердце говорит и строит злые планы. Повысься неприятность еще на одну линию – и удержа нет: ни стыд, ни страх, ни потери – ничто не удержит. Вскипевшая самость делает человека словно помешанным, и поддавшийся ей начинает городить глупости».
Итак, неблагодарность и самолюбие – вот наши враги духовные, коррозия, способная погубить сокровище: покаяние и всепрощение. А потому, человек, если хочешь войти в вечную жизнь, научись быть благодарным. Учись этому везде: дома со своими близкими, на работе с сотрудниками, на молитве с Богом. Если хочешь наследовать спасение, научись прощать ближнего: помни о том, что Бог предусмотрел все эти обиды против тебя, одарив тебя Своим всепрощением. Он подарил тебе целый каравай, чтобы ты не требовал вернуть тебе крошку. Все это Бог даром дал нам, и эту притчу Он подарил нам для того, чтобы показать, что легко можно войти в жизнь вечную, нужно только научиться быть по-настоящему благодарным.
Священник Димитрий Выдумкин
http://www.pravoslavie.ru/115021.html
Просмотров: (18)