В Библии существует не мало фраз и выражений, которые не всегда и не всем понятны. Многие фразы часто мы используем в разговоре, не задумываясь о том, какого их происхождение и как глубок их смысл. Давайте попробуем разобраться в этом…
«Око за око, зуб за зуб»
В древности была распространена кровная месть, которая могла распространяться на всю семью провинившегося. Борясь с этим, Бог в Ветхом завете говорит о соразмерности наказания: если будет вред, то отдай…глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу…рану за рану, ушиб за ушиб (Исх. 21:23-25). Сейчас так говорят либо о мести, либо о справедливом наказании за проступок.
«Законодатель предписал, – замечает святитель Златоуст, – око за око, – не для того, чтобы мы друг у друга вырывали глаза, но дабы обидящий боялся подвергнуться тому же, чему подвергает он обижаемого».
«Кто не с нами, тот против нас»
В Евангелии Христос противопоставляет Свое Царство и владения сатаны. Любой человек может выбрать свой путь, но он ограничен лишь двумя вариантами: Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает (Мф. 12:30). Сейчас это выражение используют люди, которые требуют от других полной поддержки своих идей или действий.
Святитель Феофан Затворник поясняет: «Что же значит собирать с Господом? Трудиться и действовать по вере в Господа, по заповедям Его, с помощью благодати Его, воодушевляясь обетованиями Его, – жить так, чтоб духом жизни был дух Христов. Есть в мире две области – добра и зла, истины и лжи. Только добро и истина составляют настоящее имение, прочное и ценное; но добро и истина только от Господа, и приобретаются лишь с помощью Его. Понятно, кто не с Господом собирает, тот не соберет истины и добра, не соберет того, что можно назвать настоящим имением, прочным и ценным».
«Метать бисер перед свиньями»
В Нагорной проповеди Христос говорит людям: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга (по-славянски «бисера») вашего перед свиньями» (Мф. 7:6).
В современном русском языке эта фраза означает: доказывать что-то или спорить с человеком, который не хочет или не может вас понять.
«Когда случится быть среди людей в мире, о духовных вещах говорить не должно; особенно, когда в них не примечается и желания к слушанию», — читаем мы слова прп. Серафима Саровского.
«Сучок в чужом глазу»
Одно из самых известных выражений восходит к словам Христа в Нагорной проповеди, запрещающим осуждение ближнего: Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в своем глазе не чувствуешь? (Мф. 7:3). С тех пор так говорят о людях, замечающих чужие мелкие недостатки, ноне обращающих внимание на собственные ошибки и промахи.
«Одному Богу, – говорит преподобный Дорофей, – принадлежит власть оправдывать и осуждать, поелику Он знает и душевное устроение каждого, и силу, и образ воспитания, и дарования, и телосложения, и способности; и сообразно с этим судит каждого, как Он Сам один знает».
«Посыпать голову пеплом»
В Библии несколько раз описан древний обычай, когда горюющий или скорбящий человек посыпает голову пеплом. В современном русском языке это выражение означает горевать, скорбеть, плакать, раскаиваться в чем-либо.
Интересен пример пример из жития святого Амвросия Медиоланского. Когда император Феодосий Великий учинил страшный разгром в Фессалониках, он пришел после этого в храм и желал причаститься. Но святой Амвросий говорит ему: «Ты — убийца, ты не можешь причащаться, ты должен каяться, проводить время в посте и молитве, пеплом посыпать голову». И что же — император посыпал голову пеплом и каялся. Каялся до тех пор, пока святой не увидел: «сильный мира сего» находится в таком сокрушенном состоянии духа, что к нему надо явить милость.
Подготовила Наталья Морозова по материалам https://foma.ru/
Просмотров: (159)