Крест дает нам надежду в отчаянии, отвагу в страхе, облегчение в боли, свободу в насилии.
Святитель Николай Сербский
Недавно прочитала одну забавную историю о туристе из России, впервые выехавшем за пределы Отечества. Путешествуя по разным странам, заходя в ресторанчики и магазины, он всякий раз удивлялся тому, что все к нему обращаются на его родном русском языке. Тогда он задался вопросом: «Как они узнают, что я из России? У меня что, на лице написано»? С этим вопросом он и обратился к хозяйке магазина. Она в ответ улыбнулась: «Нет ничего проще: у вас на груди крестик, а их носят только русские». Так любознательный турист узнал, что мы относимся к числу последних крестоносцев. Получается, что ношение креста – наша русская традиция? Что же значит для нас, христиан, крест? Каков его смысл и как с ним жить? Об этом мы побеседовали с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием.
– Расскажите, Владыка, с каких времен крест стал священным символом христиан? Известно, что за много лет до возникновения христианства крест уже почитался многими народами древности.
– В древней египетской цивилизации, Вавилоне, Индии, Сирии, Китае, у народов Южной и Центральной Америки действительно существовал символ креста. Но он, как и солярный символ, изображающий солнце, использовался для поклонения языческим божествам и силам природы. Эти знаки можно было увидеть на одеждах жрецов, воинов, знатных особ, ими украшали посуду и жилища.
В дохристианскую эпоху крест был, конечно, известен и римлянам. Но он для них был символом смерти, позорной казни. На кресте казнили разбойников, людей самого низкого звания и положения. Иисус Христос тоже был простолюдином. Его признали разбойником, возмутителем спокойствия, потому Он и был осужден на распятие.
Христианство изменило значение этого символа, орудие смерти наполнилось совсем другим духовным смыслом. Крест Христов стал предметом величайшего почитания, олицетворением уже иной реальности, вызывал иные переживания. Он стал символом победы над смертью, символом искупления человеческих грехов, нашего спасения. Через Животворящий Крест, обретенный в начале IV века в Иерусалиме святой царицей Еленой, было сотворено множество чудес.
В православном богослужении мы обращаемся ко Кресту как к одушевленному предмету. Мы ежедневно молимся в вечерних молитвах: «О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки».
– Но почему мы носим крест на себе?
– Мы должны вслед за Христом нести свой жизненный крест, а тот крест, который у нас на груди, нам об этом напоминает. Человек, который носит на себе крест, ощущает себя последователем Бога, членом Православной Церкви, это своего рода паспорт христианина. Нательный крест способен укреплять наши духовные и физические силы, оберегать от разных бед. Крест «всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов», – пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. Однако само по себе ношение крестика на груди не имеет никакого значения для человека, если он осознанно не исповедует то, что символизирует собой Крест Христов.
– Людей часто интересует вопрос, какой крест считается более правильным, существует ли его каноническая форма?
– Наиболее распространенная форма православного креста – восьмиконечный, на обратной стороне может быть нанесена молитва: «Спаси и сохрани». Но существуют и другие варианты, например, древний крест, который пришел к нам из Византии во время Крещения Руси, имеет простую четырехконечную форму.
Сегодня предлагают самые разные кресты, но здесь я бы сделал оговорку. Если на кресте изображен Спаситель, то обязательно должна быть надпись, что это Иисус Христос. Если же ее нет, как мы узнаем, что это Христос? Может, это разбойник, распятый вместе с Ним! Остальные надписи: «Спаси и сохрани», «Да воскреснет Бог», изображения на обратной сторонне Креста образов Божией Матери или какого-то святого – могут быть или не быть, здесь вариантов много. Канонические нательные кресты лучше покупать в церковных лавках. В светских магазинах тоже сегодня продается множество самых разнообразных крестов, но не всегда мы можем их трактовать как христианские символы. Часто это просто ювелирные изделия. Сегодня вообще, к сожалению, многие христианские святыни используются совсем не по назначению, их превращают в мишуру, бижутерию.
– Как Вы относитесь к тому, что православный крест некоторые артисты, певцы используют как дополнение к сценическому образу или кто-то носит крест просто как украшение?
– Конечно, отрицательно. Мне это всегда претит, потому что выглядит пошло, особенно если это эпатажный артист, если за ним тянется скандальный шлейф. Я бы никому не советовал использовать крест как деталь костюма или как бессмысленное украшение. Все-таки это святыня. Кто-то скажет, что на груди священника тоже крест и часто с украшением. Но здесь у креста совсем другая смысловая нагрузка.
– Владыка, известно, что существует множество поверий, связанных с утерей или нахождением чужого креста. Люди придают этому слишком большое значение, не знают, как быть в подобных ситуациях.
– Человеку свойственно мистифицировать какие-то события своей жизни. Это происходит от суеверия, языческого отношения к подобным ситуациям, от которых никто не застрахован. А надо относиться к ним проще, и не думать, что, найдя чужой крест, ты берешь на себя чужие грехи и беды. Как святыня может передавать чьи-то грехи и болезни? Наоборот, крест избавляет человека от греха, тем более, если его носит верующий человек. Надо порадоваться такой находке, и если святыня валяется на земле, нужно поднять ее и сберечь. Возможно, Господь таким образом проверяет нас, проявим ли мы веру или будем руководствоваться суеверием?
Если же кто-то сам потерял крест, попроси у Господа прощение за невнимание и нерадение, приобрети новый крестик, освяти его и бережно носи. Не нужно связывать негативные события в своей жизни с потерей или находкой креста. Когда Бог посылает нам какие-то испытания, то это происходит не потому, что мы подобрали чей-то крест, а потому, что мы нуждаемся в этих скорбях.
– Скажите, Владыка, стоит ли христианину в публичном месте креститься, если он находится вблизи храма или, к примеру, садится за стол в обществе неверующих людей? Человек боится выглядеть эпатажно, неестественно.
– Христианин не должен стесняться проявления своей веры. В нашем обществе мы видим сегодня столько греховного, того, что на самом деле унижает и оскорбляет человеческую личность, человеческое достоинство, и никто этого не стесняется. Почему же самые возвышенные и глубокие переживания человеческого сердца, наше исповедничество, которое мы внешне проявляем, должно доставлять кому-то неудобства, вызывать недоумение? Идешь мимо храма, надо перекреститься, подумать о своем христианском долге; сели за стол – почему же не попросить у Господа благословения?
Как же развивать эту православную традицию в нашем обществе, если верующие будут стесняться проявлять свою религиозность, каждый раз спрашивать себя: «Удобно ли это? Не буду ли я белой вороной?». Но если белых ворон будет все больше и больше, может быть, они перестанут так выделяться?
– Поговорим о евангельском смысле крестоношения. Христос говорит: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16, 24). Но человек не выбирает свой крест и, при всем желании, не может от него отказаться. В чем же свобода крестоношения? Неужели в полной покорности судьбе?
– Это совсем не так. Одного человека не могут излечить от тяжелой болезни, и он во что бы то ни стало ищет выход и обращается к бабке-гадалке. Другой, тоже неизлечимо больной человек, принимает свою болезнь как крест, как волю Божью. Он готов принять от Бога все: и радость, и скорбь. Это не покорность судьбе, а добровольное принятие креста, свобода выбора. Это касается не только болезней, но и, к примеру, терпение своих ближних, к которым мы проявляем свое снисхождение, не раздражаясь и не обижаясь на них. И таких ситуаций в нашей жизни множество, и выбор всегда остается за человеком. Наверное, полезнее не роптать, а смириться с собственным крестом, зная, что Господь больше наших сил никогда нам не попустит.
– Это святые с радостью все принимали и даже просили у Бога испытаний или болезней, но по нашим человеческим меркам крест – это мука. Как научиться нести его безропотно?
– Я знаю только один способ – надо научиться благодарить. Благодарному человеку легче переносить скорби и беды, потому что, когда он благодарит людей, Бога, его скорбь преображается, меняется. Люди часто не понимают, что через страдания они могут многое приобрести. Если человек научается терпению, у него вырабатывается великая добродетель – смирение, а без смирения христианская духовная жизнь невозможна. Если мы предполагаем, что Богу не все равно, как проходит наша жизнь, что Он о нас заботится, что Бог всегда рядом, а я глубоко убежден, что это так, значит, Господь посылает нам то, что нам в данный момент необходимо. Мы же, не понимая этого, ропщем. А может, стоит довериться Богу? Просто поверить, что в страданиях есть необходимость, и терпеливо нести свой крест. И получишь блага.
– Скажите, Владыка, каково священническое крестоношение, в чем его особенность?
– Священников мы называем пастырями, но для каждого пастыря есть архипастырь – Христос, тот Богочеловек, которому мы должны во всем подражать. Христос не только нес Свой Крест, Он взял на Себя кресты и скорби всего мира, всего человечества, верующих и неверующих людей. Так и священник, кроме своих немощей, должен нести, как добрый пастырь, на своих плечах души тех людей, которые ему доверились. Я думаю, это отличительная особенность священнического крестоношения.
Наверное, крест священника чуть-чуть тяжелее, его подвиг чуть-чуть труднее, чем у обычных людей, но и награда больше. Как родителю отрадно, когда его дети преодолевают ошибки и грехи, чего-то в жизни достигают, так и священнику радостно видеть результаты своих трудов. Когда он видит, что храм наполнился людьми, когда эти люди научились молиться, каяться в своих грехах, жить христианской жизнью, большей радости, я думаю, найти нельзя. Это великое утешение для священника.
Просмотров: (63)