Дорога к вечной жизни. Окончание.

Начало рассказа о посещении Воскресенского кладбища Саратова — первая часть и вторая часть.

 

В этой части кладбища нам встретилось много могил священнослужителей. Недалеко от усыпальницы Чернышевских лежит протоиерей Павел Иванович Чудновский (30 октября 1845 — 24 июня 1910). В первой половине 70-х годов XIX века он служил в Скорбященской церкви Александровской больницы Саратова. В феврале 1876 года был назначен настоятелем Вознесенского собора Камышина и возведен в сан протоиерея. Все десять лет службы в Камышине отец Павел был благочинным камышинских городских церквей. В 1886 году он перевелся в Саратов и назначен настоятелем Нерукотворенно-Спасской церкви. С декабря 1887 года служил вторым священником саратовской Сретенской церкви, а в 1895 году стал ее настоятелем. Несколько лет отец Павел был председателем Саратовского епархиального училищного совета.

 

Рядом с могилой протоиерея Чудновского стоит  памятник протоиерею Михаилу Александровичу Соколову и его жене.

Протоиерей Михаил Соколов 35 лет был законоучителем Мариинского института благородных девиц в Саратове и служил в институтской домовой церкви. Имел множество наград вплоть до наперсного креста из Кабинета Его Величества. За полтора года до кончины ушел за штат. Умер отец Михаил 7 мая 1909 года в день Вознесения Господня.

Нужно отметить, что очень многое о людях, которые покоятся на кладбище, может пояснить историк Сергей Бондарь. Чтобы понять «кто есть кто», я воспользовалась его статьей «Под сенью креста».

 

Как сказала Лина, на Воскресенском кладбище можно изучать историю города Саратова. Ну а если вспомнить, что порой люди, нашедшие здесь упокоение, успели пожить в разных уголках нашей страны, то немножко получится захватить и историю России.

 

 

Вот мы и у креста на месте упокоения епископа Вениамина (Милова). Здесь всегда есть свежие цветы. Вот и в этот раз стоят букеты красивых кремовых роз. И снова радость — от воспоминаний о первом посещении его могилы, от совместной молитвы, от ощущения, что и отче Виниамине молится с нами и о нас.

За время своего короткого архиерейского служения владыка обрел огромную любовь саратовской паствы. В день его упокоения, 2 августа, здесь всегда много паломников и служатся панихиды. Владыка находился на Саратовской кафедре всего несколько месяцев – с февраля по август 1955 года. Много раз епископ Вениамин претерпел страдания за веру, но оставался благодарным за все Богу. Удивительно, что и в ссылках, терпя сложности и испытания, он, духовник, в письмах поддерживал своих дорогих чад:

«Дорогие о Господе! Прежде всего радуюсь случаю написать Вам, хотя пишу в казахской юрте, сидя на земле. Теперь жнива и казахи кочуют, я, по обстоятельствам своего положения, вынужден участвовать в колхозной работе. Посылку Вашу получил. Горячо благодарю за теплое участие и память о мне. Письма Ваши читаю со всем сердечным вниманием и душой живу Вашими радостями и скорбями». (22 июля 1949 г.)

 

 

«Дорогая Т[атьяна] Б[орисовна]! В распределении обязанностей по дому между Вами и о[тцом] Т[ихоном] Богом установлена пропорция: Ваш удел – хлопоты, Т[ихона] Т[ихоновича] – созерцание и книги. Поэтому Вам нужно искусство и хлопотать, и осторожно раздвигать налегающую на Вас паутину суеты. Здесь поможет Вам сама тонкая до щепетильности Ваша совесть. Она не даст Вам покоя, пока Вы не исполните своего долга пред душой своей. Когда чего не выходит доброго по Вашему желанию – восполняйте все сокрушением и будете помилованы». (3 марта 1950 г.)

 

Последнее письмо адресовано матушке Татьяне Борисовне Пелех, жене священника. Ее судьба тоже удивительна — она хотела принять монашество, но духовный отец, архимандрит Георгий (Лавров), не благословил. После смерти отца Георгия ее духовником стал архимандрит Вениамин (Милов).

Кончина владыки была неожиданной, скоропостижной. В среде его духовных чад существует убеждение, что она была насильственной. Власть вела борьбу даже уже с почившим архипастырем — настолько велико было его почитание в народе. Жива эта любовь и по ныне.

В наш первый приезд на Воскресенское кладбище отец Алексий (Талалаев) рассказал свою историю обращения к епископу Вениамину с какой-то личной просьбой. Он приехал тогда на место его упокоения. Это произошло еще до его священнического служения. «Я, после молитвы, опустил глаза и увидал оловянный крестик, сверху которого прочел слова — «Возьми крест свой и следуй за Мной» (Мф. 16:24). Это и стало ответом на ту жизненную ситуацию, которую я не мог решить», — рассказал нам батюшка…

 

После нашей совместной молитвы мы решили посмотреть, кто еще из священства покоится рядом. Оглянувшись, я увидала, как солнечные лучи пробивались сквозь ветви деревьев рядом с могилой исповедника и пастыря земли нашей.

Пройдя мимо линии крестов, как я поняла, людей, при жизни бывших педагогами, мы попали к более старым надгробиям. Удивительно, но порой надписи на месте упокоения нам говорят достаточно о биографии умершего телом, но не душой. Понятно, когда человек родился и в каком возрасте отошел ко Господу, но так же понятно, кем он был в своей земной жизни. Например, сразу же ясно, что протоиерей Серафим (Казновецкий) был настоятелем Саратовского Духосошественского кафедрального собора и почил 12 апреля 1952 года. О нем я нашла мало сведений — кроме настоятельства отец Серафим преподавал также и церковный устав в Саратовской православной духовной семинарии после ее возрождения — с 1947 по 1950 год. Будучи уже настоятелем Духосошественского собора, открывшегося после войны в Саратове, священник Серафим (Казновецкий) привез в 1948 году в киотах в форме сияющей звезды два образа Почаевской и Казанской икон Божией Матери.

 

протоиерей Серафим (Казновецкий)

Вот какими добрыми словами вспоминает отца Серафима выпускник первого набора возрожденной семинарии протоиерей Всеволод Кулешов: «Больше всего нравились нам лекции протоиерея Серафима Казновецкого — он преподавал церковный устав. Дали мне однажды тему для сочинения: «Устройство православного храма». Написал я на шести листах, получил пять баллов — но с комментарием отца Серафима: «В многоглаголании несть спасения»».

Рядом с отцом Серафимом находится могила Саратовского архиепископа Досифея. Архиепископ Досифей умер в 1942 году, и интересно то, что надпись на памятнике сделана в дореволюционной орфографии.

 

 

 

Архиерейская хиротония Владыки Досифея состоялась 18 января 1909 года и Вольск стал первым местом его епископского служения. Родился Дмитрий Алексеевич Протопопов 16 октября 1866 года в семье священника села Мольчино Сычевского уезда Смоленской епархии, и его судьба складывалась традиционно для сына священнослужителя. Окончив в 1891 году Московскую Духовную Академию, будущий владыка стал преподавателем Смоленского женского епархиального училища. В 1894 году он принимает рукоположение в пресвитерский сан и становится преподавателем Закона Божия в мужской прогимназии и женской гимназии города Егорьевска в Рязанской губернии.

Овдовев в 1903 году, он принимает монашеский постриг и с 1904 года служит иеромонахом при Архиерейском доме в Рязани. За время до принятия Вольской кафедры он был и смотрителем Раненбургского Духовного училища, и побывал в должности инспектора Новгородской Духовной Семинарии, а также, уже в сане архимандрита, был ректором Смоленской Духовной Семинарии.

На Вольской кафедре владыка Досифей пробыл более восьми лет. 25 августа 1917 года он

Владыка Досифей (Протопопов)

становится правящим архиереем Саратовской епархии.

В апреле 1922 года владыка Досифей был арестован по групповому «делу саратовских церковников», по сути дела за неповиновение обновленческому Высшему Церковному Управлению. 21 февраля 1923 года допрашивался как свидетель по делу Патриарха Тихона.

Находился в различных тюрьмах и лагерях, в том числе в лагерях Нарымского края. Предположительно вышел на свободу только в 1934 году. В 20-х годах возведен в сан архиепископа. До 1927 года числился управляющим Саратовской епархией, хотя по причине ареста не мог ею управлять в действительности. Поэтому в период с 1922 по 1927 год назначаются временно управляющие епархией архиереи.

В 1930 году уволен на покой. Жил в Саратове, где и скончался 3 декабря 1942 года. Пользовался большим уважением и любовью верующих Саратова. Авторитет Владыки Досифея помог многим верующим занять правильную позицию в годы видимого торжества обновленчества. По воспоминаниям прихожан Духосошественского Собора, однажды в начале богослужения владыка Досифей, уже находившийся на покое и молившийся по обыкновению в одном из приделов, покинул храм. Сразу же следом за ним вышли почти все прихожане. Церковь оказалась пуста и «красным попам», у которых Владыка все же разрешал принимать Таинства, так и не удалось убедить молиться в их церкви.

 

 

Побывали мы и у креста синего цвета, к которому пришли по стрелочкам, соответственно тоже синим. Как нам пояснил охранник перед нашим отъездом — этот крест знаменует место изначального начала кладбища.

Можно поставить точку в моем рассказе. И написать окончание. Хочется только добавить — в начале кладбища похоронена семья священника (к сожалению, не помню имен), а рядом — член ВКП (б), аббревиатура расшифровывается как всесоюзная коммунистическая партия большевиков. Один — служитель Церкви, второй — неясной мечте о коммунизме… Но Господь их уровнял по смерти и упокоил рядом на кладбище нам в назидание — ибо «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:32) и на Страшном «суде вместе предстанут царь и воин; богатый и убогий; старый и юный; ученый и невежда; мужчина и женщина — в равном достоинстве; каждый от своих дел или прославится или посрамится» (Иоанн Крондштадский о Страшном суде, слово второе).

Подготовила Наталья Морозова

Использованы материалы:

 

Сайт Саратовской епархии «Православие и современность», статьи:

«Под сенью Креста» — http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/pod-senyu-kresta

«Досифей (Протопопов), епископ Вольский, викарий Саратовской епархии (1909 – 1917)» —  https://eparhia-saratov.ru/Articles/article_old_2944

«Мы помогали друг другу, чем могли» — https://eparhia-saratov.ru/Articles/article_old_54687

Сайт «Православие.ру», статья:

«Господь да сохранит Вас для неба». Епископ Вениамин (Милов) и его письма из ссылки семье протоиерея Тихона Пелиха — http://pravoslavie.ru/95821.html

Просмотров: (163)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *