Хотим покрестить доченьку. Крестную маму мы нашли, а вот с крестным проблема. Вот в связи с этим вопрос — как поступить, можно ли крестить с одним крестным?
Заранее благодарю за ответ.
Отвечает настоятель храма, иероманах Спиридон (Савин):
Здравствуйте!
На самом деле, несколько крестных — не более, чем благочестивый обычай. У крещаемого (того, кого крестят) может быть один или, максимум, два восприемника (так на самом деле называют «крестных» потому, что они принимают крещаемого от купели).
Важно помнить только, что Церковные правила предписывают иметь для ребенка восприемника того же пола, что и сам крещаемый. То есть, для мальчика – мужчина, а для девочки – женщина.
Главное, чтобы это был действительно верующий человек, который впоследствии добросовестно исполнял бы свои обязанности по воспитанию ребенка в православной вере.
То есть в Вашем случае — да, дочь может быть крещена с одной только крестной мамой.
При храмах проводят специальные («огласительные») беседы, целью которых обычно ставится объяснить человеку все положения православной веры относительно крещения и восприемничества. В нашем храме такие беседы также регулярно проводятся, они бесплатны, время проведения можно уточнить по телефону +7 (8452) 44-84-74 или в церковной лавке (адрес храма — Энгельс, Полтавская, 42д — угол Черниговской дивизии). Там же можно записаться и на само Таинство Крещения.
Подробнее о Таинстве Крещения — можно прочитать на нашем сайте здесь.
Здравствуйте, отец Спиридон.
У меня, конечно, не очень скромный вопрос, который весьма волнует. Речь о КД (критических днях) женщины, когда она прибывает в «нечистоте».
Сейчас очень много мнений батюшек и все они разные, что можно делать в такие дни, а что нельзя. У многих полный запрет на все (поход в храм, участие в таинствах, трогать дома иконы, вкушать просфору и святую воду), у других разрешение на все, в том числе и на причастие.
Батюшка поясните, пожалуйста — можно ли в эти дни приходить в храм, ставить свечи прикладываться к иконам, вкушать просфору и святую воду, участвовать в таинствах, в том числе и причащаться, можно ли ребенка подносить на руках причащаться.
Спаси Господи.
С уважением, И.
Отвечает настоятель храма, иероманах Спиридон (Савин):
Здравствуйте, уважаемая И.!
В самом начале своего ответа хочу подчеркнуть что то, о чем Вы спрашиваете, не является главным в деле нашего спасения.
Хотя волнует такой вопрос, конечно, многих. Поэтому и отвечу на него подробно и развернуто.
1) Для полного понимания всех аспектов этого вопроса предлагаю Вам ознакомится вот с этой статьей на православном сайте. Это выдержка из Библейской Энциклопедии Брокгауза. В ней разбирается понятие «чистота» и «нечистота» с точки зрения Ветхого и Нового Завета.
2) Также нужно упомянуть, о том, что есть специальный документ Церкви «Об участии верных в Евхаристии» (скачать и прочесть можно здесь). Речь в нем идет о подготовке к причастию и правилах, которые эту подготовку сопровождают.
В документе, в частности сказано: «…неоправданная строгость, равно как и чрезмерное снисхождение способны воспрепятствовать соединению человека со Христом Спасителем, принести ему духовный вред».
Строго говоря, каноны запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2-е правило святого Дионисия Александрийского, 7-е правило Тимофея Александрийского). Исключение может быть сделано в случае смертной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием.
3) Отдельно хочется отметить, что вопрос о женской «нечистоте» совсем не новый. Вот, например, какой ответ на него дал в середине III века св. Климент Римский в сочинении «Апостольские постановления»:
«Итак, женщина, если ты, как ты говоришь, во дни очищения месячного не имеешь в себе Духа Святого, то должна быть наполнена духом нечистым. Ибо, когда ты не молишься и не читаешь Библии, то невольно призываешь его к себе…
Поэтому, воздерживайся, женщина, от пустых речей и всегда помни о Сотворившем тебя, и молись ему… ничего не наблюдая – ни естественного очищения, ни законного совокупления, ни родов, ни выкидышей, ни порока телесного. Наблюдения эти пустые и не имеющие смысла изобретения людей глупых.
…Брак почтен и честен, и рождение детей чисто… и естественное очищение не мерзко перед Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин… Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил ее, но сказал: вера твоя спасла тебя».
4) Мое личное мнение в этом вопросе очень близко тому взгляду, который ещё в VI веке выразил Григорий Великий (Двоеслов):
«Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано от природы, и от чего женщина страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее. Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?..
Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать Таинство Святого Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально, но, приняв его, она не совершит греха… И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества…
Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к Таинству Тела и Крови Господних, следует их похвалить за благочестие. Если же они… захотят принять это Таинство, не следует, как мы сказали, им в этом препятствовать».
Интерактивная рубрика: «Вопрос к батюшке» продолжается!
Вы тоже можете прислать свои вопросы к настоятелю храма отцу Спиридону в комментарии к этой публикации, в сообщениях групп в соц сетях (кнопка «написать сообщение») или на почту: spiridon-site@yandex.ru.
Ответы будут публиковаться каждый четверг на нашем сайте и в социальных сетях!
Если вопрос очень личный и вы не хотите, чтобы ответ для вас публиковался — укажите это в письме (и ответ придет только вам).
Просмотров: (76)