Тавры, киммерийцы, скифы, греки, готы, хазары, татары, турки, славяне. В чьи только руки не переходила эта благословенная Небом земля, расположившаяся на перекрестке цивилизаций. Каждый народ оставлял здесь глубокий след, вписывая новые страницы в летопись полуострова. Эти истории – живые, яркие, трогательные. И самые важные из них – это жития христианских подвижников, которые во многом определили лик современного Крыма. Сегодня, в день памяти Собора Крымских святых, мы расскажем о некоторых из них.
Апостол Андрей Первозванный
Именно вместе с этим человеком на полуостров проникли первые ростки христианства. Взлелеянная солнцем Таврида досталась апостолу по жребию, который ученики Спасителя бросили после Пятидесятницы, расходясь во все концы Римской империи на проповедь. Андрей, родной брат Петра, направился сначала в Малую Азию, затем, обойдя с Евангелием побережье Черного моря, оказался в Крыму. По преданию, с его именем связано и южные крымские города. Они берут свое начало от древних поселений греков-колонистов, искавших в черноморских бухтах лучшей доли. Наверное, это тоже сыграло определенную роль, когда странствующий миссионер обратился со Словом Божьим к потомкам таких же странников. Так или иначе, ученику Иисуса удалось основать здесь несколько общин. Со временем христиан в Крыму становилось все больше, и к концу I века епископ Рима Климент, сосланный сюда на каторгу, нашел в Тавриде множество единоверцев.
Святые Климент и Мартин, папы Римские
Климент был четвертым Предстоятелем Римской Церкви и происходил из именитого рода Флавиев. Как знатного гражданина его не стали казнить, а отправили в ссылку в каменоломни близ Херсонеса, ныне известные как Инкерманские. Но и здесь неутомимый провозвестник Евангелия не прекращал своих миссионерских трудов. На добыче известняка работали тысячи заключенных, среди которых было немало христиан. В то время возле каменоломен не было воды. Видя страдания каторжан, Климент вымолил у Бога чудо – рядом с местом выработки забил источник. Слух об этом разлетелся по всему полуострову, и многие местные жители приходили креститься. Бывало, Климент крестил до 500 человек в день. Очень скоро число крымских общин перевалило за семьдесят, некоторые языческие храмы были разрушены. Узнав о бурной деятельности проповедника, император Траян направил в Херсонес спецназ с приказом убить Климента и навести порядок в колонии. Во время карательной операции осенью 101 года святого привязали к якорю и утопили в море в расчете, что тело не будет найдено. Однако по молитвам христиан море отступило от берега на полкилометра, и останки были обретены, а в середине IX века перенесены в Рим равноапостольным Кириллом, просветителем славян.
С Херсонесом связана жизнь еще одного понтифика – святителя Мартина. Его тоже отправили в ссылку, и местом заточения снова стала эта колония. Папа Мартин активно выступал против императора Константа II, который на государственном уровне поддерживал еретиков-монофелитов, искажавших учение о Христе. На полуострове святой жил недолго – в 655 году он отдал Богу душу, спустя несколько недель после прибытия в порт.
Святые Ефрем, Василий, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон, епископы Херсонеса
Кроме подвигов святого Климента нам мало что известно о жизни христианских общин Крыма первых трех веков. Большинство исследователей полагает, что постоянные епископские кафедры возникли в колониях только в начале IV века. Первые епископы Херсонеса (кроме Капитона) были посланниками Иерусалимской Церкви. Сначала в городе появился Василий – ему удалось не только укрепить общину, но и увеличить ее за счет крестившихся язычников. Он успешно проповедовал, пока в 309 году не был убит по приказу императора Максимиана Галерия. Узнав об убийстве своего друга и сподвижника, остальные епископы, – Евгений, Елпидий и Агафодор, – до этого благовестившие на берегах Мраморного моря, прибыли в Херсонес продолжить дело Василия. В 311 году они были побиты камнями язычниками-херсонеситами, разделив участь своего собрата. Еферий тоже был сыном Иерусалимской Церкви, но его епископство припало уже на время правления Константина Великого. Этот святитель, как и его предшественники, сначала он тоже встретил противодействие со стороны язычников, но времена уже были другие. Еферий мирно отошел ко Господу. А вот его приемнику Капитону достался мученический венец – однажды корабль со святым прибило в устье Днепра. Местные жители захватили корабль и утопили всех пассажиров, в том числе – и святого Капитона. Это произошло весной 326 года. На крови первых епископов Херсонеса выросла обширная церковная община, которая вплоть до упадка города в XIV веке играла важную роль в жизни христианского Востока. Например, именно отсюда приглашал священников креститель Руси Владимир.
Святители Стефан и Савва Сурожские
Не только в Херсонесе теплилась лампада Православия. Примерно с VIII века стала расцветать христианская община в Сугдее – нынешнем Судаке. На Руси это поселение называлось Сурожем. Оно дало Церкви двух святых – епископов Стефана и Савву.
Стефан был третьим по счету архиереем города. Он родился в конце VII века на Востоке Малой Азии в семье христиан. В возрасте семи лет его отдали обучаться грамоте, и в итоге талантливый мальчик попал в Константинополь. Юноша провел несколько лет при патриархе Германе, но затем тайно удалился в монастырь. Когда в Суроже умер епископ, жители обратились к патриарху с просьбой назначить нового, Предстоятелю явился ангел и повелел поставить на Сурожскую кафедру Стефана. Более тридцати лет епископ управлял общиной города. Он активно противостоял иконоборчеству, за что неоднократно преследовался властями, а при императоре Льве III Исавре претерпел мучения и долго сидел в темнице в Константинополе, откуда вышел лишь после смерти императора. Уже в глубокой старости Стефан снова вернулся к своей пастве в Сурож, где и скончался примерно в середине VIII века.
Другой святитель – Савва – почти неизвестен нам, сведения о нем крайне скудны. Сохранилась лишь запись о нем в месяцеслове XII века. Еще около Судака есть гора Ай-Савва, где сохранились остатки храма и пещера, в прошлом, видимо, связанные с жизнью этого святого.
Святитель Иоанн Готский
Этого человека можно назвать коренным крымчанином – он родился в городке Партенит в первой половине VIII века в семье греческих переселенцев. Его мать Фотина еще до рождения сына дала обет посвятить его служению Богу. К этому времени на Юге Крыма была образована Готская епархия, названная так в честь племени крымских готов, которые вторглись на полуостров еще в III веке, но потом ассимилировались греками и приняли христианство. Иоанн, известный своим благочестием, был всенародно избран епископом готским. В 787 году, с одобрения Иоанна, готы восстали против хазар, установившими над ними контроль. Но мятеж был подавлен, а Иоанн арестован. Его заточили в тюрьму, но ему удалось бежать в Малую Азию, где он и умер спустя четыре года.
Святители Иустин (Полянский) и Лука (Войно-Ясенецкий)
Самые последние в списке крымских святых – практически наши современники. Они не были выходцами
с полуострова, но их судьба тесно связана с ним. Владыка Иустин относится к Крыму опосредовано – с 1885 по 1889 год он возглавлял Новомиргородскую епархию, которая на то время была составной частью Херсонской епархии, объединявшей тогда и крымские приходы. А вот архиепископ Лука пятнадцать лет своей жизни посвятил возрождению Симферопольской кафедры.
Назначенный на нее в 1946 году, владыка до самой кончины нес тяжелый крест управления епархией. В Крыму он развернул широкую деятельность, в которой имеется много миссионерских аспектов. Он обучает молодое поколение военных врачей, делает абсолютно бесплатные частные операции и обследования. На свое нехитрое по тем временам архиерейское жалование (10000 рублей) поддерживает бедных и материально помогает своей родне, которая живет в архиерейском доме. Но главные действия святителя направлены на прославление Господа и укрепление положения Церкви. Свои бои с силами зла святитель вел по трем направлениям – священство, миряне и уполномоченные по делам Русской Православной Церкви.
В отношении священников архиепископ был очень строг. Против всякого нарушения устава у него всегда находились слова скорби и праведного гнева. Так, святитель борется с пьянством и курением, небрежным отношением к иерейским обязанностям и проявлениями малодушия. Он презирает корыстолюбие и настоятельно просит священников не лениться проповедовать. За малейшее нарушение правил отец Лука лишал священников сана, запрещал в служении либо отправлял за штат.
К мирянам владыка относился с любовью, очень важной частью своего пастырского подвига считал проповедь. Сохранилось огромное количество прекрасных речей святителя. В них он поднимал злободневные вопросы – покаянную дисциплину, положение Церкви, обрядоверие и малодушие среди мирян. Миссионерским подвигом можно назвать и чудеса исцелений, которые святой все чаще стал совершать не скальпелем, а молитвой. Чудеса совершались как при жизни архипастыря, так и после его смерти.Однако наиболее трудный подвиг пришлось совершать отцу Луке на фронте с советской властью. С 1947 года эпоха послабления атеистического гнета закончилась, и государство с новой силой стало гнать Церковь. По приезде святителя в Крым в «органах» поняли, что борьба будет жесткой. Уполномоченные стремились очернить владыку перед властями, сместить его с кафедры, рассорить его с окружением.
Брань с врагами внутренними и наружными подтачивала здоровье святителя, и 11 июня 1961 года славный архипастырь отошел к Господу. Несмотря на нежелание городских властей, траурная процессия с гробом святителя в течение трех часов двигалась по центральным улицам Симферополя. Город прощался со своим пастырем и врачом. Через 35 лет, 24 – 25 мая 1996 года, Церковь торжественно прославила владыку в лике святых. Его мощи почивают в Свято-Троицком кафедральном соборе города Симферополя.
Источник: Фома.Ru
Просмотров: (38)