Здравствуйте!
Скажите, каким образом Бог говорил с людьми (в ветхозаветных книгах)? Они Его видели или слышали голос Его, или Бог говорил с людьми через их совесть? Заранее спасибо!
С уважением, Елизавета.
Отвечает настоятель храма иеромонах Спиридон (Савин):
Здравствуйте.
По поводу «видели Бога» нужно сказать, что «Бога не видел никто никогда….» (Иоан. 1:18.)
Подробнее об этом можно почитать здесь.
Если и говорится о видении Бога, которое возможно нам — то имеется в виду “видение” умом и мыслию. Самого существа Божия никто не видел.
Первые люди до грехопадения были чисты и непорочны и находились в непрестанном Богообщении (о нем можно прочитать здесь). Но с момента преслушания и грехопадения природа человека покоробилась, огрубела и грех привёл человека в состояние отчуждения от Бога.
Нужно отметить, что в Вашем вопросе уже содержится ответ. Ведь совесть — это не что иное, как запечатленное в сердце знание Божественного закона. Как говорят святые отцы: “Совесть это глас Божий, вопиющий внутри нас, отвращающий и удерживающий нас от зла”. (Тихон Задонский)
Конечно, в Священном Писании упоминаются и случаи, когда люди слышали “глас с небес”. Так было, например при Богоявлении (Крещении Иисуса Христа).
И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.
И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. (Мф.3:16-17)
Кроме того, книга Исхода рассказывает нам и о таком общении Бога с Моисеем:
И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает.
Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает.
Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, [Господи]! (Исх.3:2-4)
Здравствуйте!
Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос. Господь Бог прощает не всех подряд людей, а только покаявшихся и раскаявшихся на Таинстве Исповеди.
А мы должны всех подряд прощать людей или только тех, кто обидел нас и попросил прощения (ведь мы не милосерднее Самого Бога)?
Людмила.
Отвечает настоятель храма иеромонах Спиридон (Савин):
Здравствуйте, Людмила!
Вспомните “Остави нам долги наша как и мы оставляем должникам нашим…” — это ведь слова из молитвы, данной Иисусом Христом (Мф.6:9-13).
Значит, если мы хотим, чтобы нас Господь простил, то и мы должны другим прощать. “Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.” — и это тоже завещает нам Господь (Мф.5:7)
А на счет “всех людей прощать” — не совсем понятно — кто вас просит всех людей прощать?
Знаете, это похоже на то, когда в храме совершается таинство Исповеди, то некоторые исповедники прежде чем подойти к священнику, поворачиваются к людям (совсем им незнакомым) делают поклон в их сторону и говорят “простите”…
Это делать совсем не обязательно. Потому, что ты их ведь не знаешь — в такой “общей просьбе о прощении” никакого смысла нет!
Такое может быть уместно разве что в монастыре. Когда стоит, например, вся братия — они вот только вместе послушания несли. И может повздорили или недопонимание было. Вот тогда да — просишь прощения.
Если нас обидели и попросили прощения, то это замечательно. Тогда и простить легко, правда?
Если обидели и не попросили прощения, то, я считаю, самому необходимо сделать шаги к примирению. Настолько, насколько это будет возможным.
По крайней мере — нужно постараться не держать зла и обид.
Напомню, наши обиды — это как гнилая картошка в душе человека. Они приносят неприятности только той душе, которая эти обиды хранит и не хочет избавиться.
О милосердии Божием многое можем прочитать у святых отцов, вот например, у Иоанна Кронштадского:
“О неизреченное милосердие Божие! О долготерпение! О премудрость и правда Божия безконечная! Господь даровал нам так бесконечно много, а мы что принесли или приносим Ему в благодарность? Свое окаянное, бесчувственное, безумное, многострастное, злое житие…” — дальше прочитать можно здесь.
И нужно обязательно помнить самое главное. Суд не за горами! Вспомните притчу о Страшном Суде.
Ведь оправданными и спасенными, окажутся, к своему удивлению, люди которые были милосердными (как в притче о милосердном самарянине).
И напротив, люди расчетливые, высокомерные и холодные, когда то может даже и в храм ходившие, удивятся, что фарисейское исполнение закона Божия и немилосердие лишат славы Божией, а значит, и самого спасения.
Интерактивная рубрика: «Вопрос к батюшке» продолжается!
Вы тоже можете прислать свои вопросы к настоятелю храма отцу Спиридону в комментарии к этой публикации, в сообщениях групп в соц сетях — ВКонтакте, Одноклассники, Фейсбук, Инстаграмм (ссылки на соцсети — на сайте слева) или на почту: spiridon-site@yandex.ru.
Ответы будут публиковаться каждый четверг на нашем сайте и в социальных сетях!
Если вопрос очень личный и вы не хотите, чтобы ответ для вас публиковался — укажите это в письме (и ответ придет только вам).
⇒Наш храм еще строится и вы можете в этом помочь⇐
Просмотров: (125)
Все очень понятно.А если обидели прошлыми грехами,напомнив о них,то как прощать ,если эти грехи уже мною исповеданы давно,а боль осталась и совесть не забыла,а близкий друг напомнил со злобой.?
Если грех исповедан, и прощение получено, то нужно вспомнить себя — и подумать: сколько раз совершал этот грех? Сколько раз вообще прогневлял Господа грехами?
«До семи ли раз прощать брата?» — вопрошали у Господа, «не говорю до семи, но до семидежды семи» (Мф. 18:21-22). То есть прощать нужно много-много раз..
А все эти злобные напоминания только смиряют душу, и за это надо научиться благодарить обижающего (хотя это и непросто).
Святые отцы таких «злопыхателей» даже ставят в разряд благодетелей!
Сам спаситель говорит в Евангелии «В терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21:19). То есть без терпения нам никуда…
С уважением, иером. Спиридон.
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста можно ли взять в кресные девочку которой 13 лет? Девочка веруящая, ходит в храм, очень хотим. Спасибо за ответ.
Здравствуйте!
В последнее время «очень хотим » определяет всё. Это скорее всего значит, что Вы уже решили, что она будет крёстной.
Но часто бывает, что от крёстных очень мало зависит. Ведь в основном церковное воспитание зависит от родителей.
13 лет возраст «пограничный» скоро паспорт и совершеннолетие, поэтому всё таки нужно крёстной встретиться с батюшкой на приходе и он всё увидит, насколько человек готов БЫТЬ крёстным, не называться а именно БЫТЬ!
Тем более она в храм ходит и там её знают. Значит проблемы не должно быть — батюшка на приходе подскажет как поступить.
С уважением, иеромонах Спиридон (Савин)