Нередко можно услышать в церковной лавке просьбу о получении «земельки» или фразу «хотим предать земле». Ещё спрашивают о так называемом «заочном отпевании».
Как относится к “заочному отпеванию”? Возможно ли оно вообще? При чем тут завешенные зеркала? В каких случаях зажигать лампаду в доме? И что же самое главное?
Большая беседа с ответами на эти и другие очень серьезные вопросы — в специальном выпуске нашей рубрики “Вопросы к батюшке”.
Беседуем с настоятелем нашего храма — иеромонахом Спиридоном (Савиным).
- Здравствуйте, отец Спиридон.
Что же такое заочное отпевание и чем оно отличается от очного?
Здравствуйте! Само слово «заочно» предполагает отсутствие «кого-либо» или чего-либо. Очное отпевание проводится в храме, где поставлен гроб с телом покойного. В случае же заочного отпевания нет тела покойного.
- Как такое может случится?
Такое бывает в нескольких случаях:
1) Если, например, человек скончался в середине 20-го века и был погребен, но при этом отпевания покойного не было в силу тех или иных причин (не было возможности священника пригласить, или не было вообще священника, война была и т.д.), а человек при этом был крещёным и верующим, то такого человека нужно отпевать и теперь только заочно.
2) Ещё вариант: когда человек умер где-то далеко от места, где есть храм (например, в средней Азии, Казахстане, Узбекистане и т.п.) или нет никакой возможности священнику туда добраться, чтобы совершить отпевание. Тогда допускается совершить отпевание заочно, в другом каком-либо храме. С учётом, конечно, того, что человек был крещён в православной церкви.
3) И, наконец, когда факт смерти человека подтверждён, но тела его скорее всего не получить (или не найти). Например, сгорел человек, да так, что ничего не осталось или утонул, а тела долгое время не найдут, или селевым потоком засыпало, да так, что вовек не откопать… Вот тогда тоже допустимо заочное отпевание, по понятным причинам,- нет тела покойного.
- Значит в других случаях следует отпевать очно?
Да, очно. И если люди приходят в храм и просят заочное отпевание, но при этом не сопричастны вышеуказанным трём случаям, то здесь два варианта:
1) Покойный хоть и был крещён, но умер так и не просвещенным. В храм не ходил, в таинствах не участвовал, и это закономерно и одновременно очень печально…
Но — это естественное завершение жизненного пути неверующего человека.
2) Покойный посещал при жизни храм, исповедовался и причащался, и конечно же желал бы, чтобы его отпевали в храме, но родственники не видят смысла в этом. Или они видят в этом только какие-то расходы. В общем, именно родственники не желают очного отпевания в храме. В этом случае грех на родственниках.
- Что ж, значит, заочное отпевание не поможет душе умершего?
“Поможет” или “не поможет” — некорректные слова для такого случая.
Обратите внимание, чин Отпевания проводится в белых облачениях — так же, как и таинства Крещения и Венчания.
Белый цвет принят для поминовения усопших, потому что он очень ясно выражает смысл и содержание заупокойных молитв. В них испрашивается для умерших упокоение со святыми в селениях праведников, облеченных в Царстве Небесном в белые ризы Божественного света. Ведь все они связаны с чистотой, рождением нового чистого и светлого.
Про “не поможет” ещё очень хочется сказать. Однозначно “не поможет”, например, завешивание зеркал.
Я иногда даже спрашиваю в таких домах (где завещаны зеркала, когда покойный в доме): “Зачем?” В ответ молчат или говорят, что «так всегда все делали, и мы тоже делаем, потому что боимся что-то не так сделать». В общем некая «традиция», которая среди верующих практикуется — проще говоря: суеверие, примета.
- А откуда такая «традиция», как считаете?
Корни этой традиции могут быть разные, основных, по моему мнению, два.
Первый — мистический. Считается, например, что душа покойного “уйдёт в зеркало, и тело будет захоронено без неё”, а потом “душа будет метаться по всему дому не находя покоя и докучая одновременно всем домочадцам”.
- Такое возможно?
Не думаю. Но для людей суеверных и маловерных, не живущих полноценной церковной жизнью, вполне падшие духи могут что-то такое «выдать». Опять же опираясь на суеверие, маловерие и всяческие греховные наклонности человека, такие как тяга к мистификации и магии.
Святой Иоанн Кронштадский хорошо об этом писал:
„Не верь в приметы, и они не будут сбываться!“
Есть ещё и корень этой “традиции” чисто практический. До появления электричества, в домах использовали зеркала, чтобы увеличить освещенность комнат (да и сейчас этот приём в обиходе у дизайнеров).
Человек умер, и чтобы понизить градус торжественности, зеркала завешивали. Чтобы свечи меньше светили, и одновременно, чтобы сосредоточить внимание на иконах, перед которыми возжигали лампаду и молились.
- Значит необходимо зажигать лампаду, когда умирает человек? А что лучше свечи или лампаду?
Возжигание свечей или лампады перед иконой символизирует наше молитвенное горение перед Господом и святыми.
Вообще говоря, мне странно видеть, что возжигание лампад, свечей в доме для многих людей (в том числе считающих себя христианами) связано только со смертью. Собственно, как и само появление в доме священника.
Так вот, ЧТО возжигать, лампаду или свечи — решает каждый сам. Плюс у лампады в том, что один раз заправив её маслом как минимум гореть она будет сутки (может и более, в зависимости от размера), пока не закончится масло. Свечи же постоянно догорают (тоже зависит от размера свечи) и их придётся постоянно возжигать снова.
Есть семьи, в домах которых лампады горят много лет подряд (временами гасятся для чистки фитиля, конечно же) и это хороший знак, значит, в семье молятся и почитают Господа и святых.
- Как все таки это правильно сделать — как провести заочное отпевание, если оно необходимо и возможно?
Родственники, которые заказывают заочное отпевание, должны присутствовать на нём, это будет правильно. Неправильно — заказать и не быть.
- Ну а с «земелькой» что делать?
Опишу сначала вкратце, откуда взялось само это понятие “земелька”. По чину священник отпевает покойного в храме, при этом предполагается, что храм стоит на кладбище.
И вот в конце отпевания священник провожает покойного от храма до самой могилы, где взяв горсть земли, посыпает её поверх покойного и говоря слова «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» (Пс. 23:1).
Эти слова означают, что всё Господне: земля, всё что её наполняет и вообще вся вселенная с её обитателями.
Так же, вспоминаются слова Господа при изгнании Адама и Евы из рая: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» ( Быт. 3:19).
Вот отсюда и появилось “понимание”, что священник “обязательно” должен землёй посыпать покойного.
То есть, при заочном отпевании земля особенной важности не имеет, священник может дать её, может не дать. Это просто знак того, что священник провел отпевание, и на загробную участь усопшего посыпание или непосыпание землей никак не повлияет, конечно.
- Есть ещё такое понятие “предать земле”. Что о нем можно сказать?
«Предать земле» — казалось всё просто, передать земле, означает похоронить.
Часто можно услышать, что мол, “похоронили, а земле не предали”, т.е. хотели сказать, что похоронили, но не отпели, а сказали несуразицу «похоронили, но не похоронили». На это, конечно, не стоит обращать внимание. Это не самое важное.
- А что же самое важное?
Самое главное — прежде, чем задуматься об исполнении неписаных “законов” суеверия, я бы советовал обязательно познакомится со Священным Писанием, с Евангелием и толкованиями святых отцов.
Сейчас это стало настолько проще, удивительно просто, я бы сказал, при желании.
Но затуманенный человеческий разум, как заколдованный, упрямо изворачивается и принимает ложь за истину…
Просмотров: (12670)