Объясните, пожалуйста, как стоит относится к бурному веселью в последний день перед началом Великого поста? Я имею в виду «проводы зимы» и все связанные народные гулянья.
И можно ли вообще присутствовать на таких праздниках православной семье? Ведь в этот день чуть ли не в каждом дворе и у каждого ДК сжигают чучело — а это языческий обряд.
Отвечает настоятель храма иеромонах Спиридон (Савин):
Здравствуйте!
К “бурному веселью” накануне Великого поста настоящему христианину лучше не быть причастным. Как говорят в народе — “чем веселее вечером, тем грустнее утром”.
Задайте себе вопрос — зачем это нужно? Поводов “погулять” найти всегда можно, для того кто эти поводы ищет.
Это всё от неправильного понимания сути христианской жизни и Великого поста в частности. Пост не наступает “неожиданно”, как кажется. Ведь церковный устав постепенно готовит нас к нему задолго до начала. Причем готовит и в психологическом плане, и в гастрономическом.
Уже за месяц до начала поста в Неделю о мытаре и фарисее Церковь нам напоминает о том, что пост должен быть не напоказ, что он обязательно должен быть совмещен с покаянием. А всю следующую седмицу поста вообще нет (даже в среду и пятницу).
Потом следует Неделя о блудном сыне, которая побуждает любого человека одновременно целесообразности личного покаяния и неосуждению других. А также показывает великое милосердие Бога Отца к своим детям, Его любовь и долготерпение.
Дальше идет Неделя о Страшном Суде (это уже в это воскресенье — 3 марта), которая напомнит нам о том, что после смерти и частного суда будет ещё и всеобщий Суд. Этот Суд — Страшный, потому что после него изменить уже ничего нельзя будет, и люди будут поделены на две части. Одних Он примет, а о других скажет, что не знает их…От этого уже сейчас страшно.
Многие тогда удивятся, скажут “мы и крещёные были и в храм ходили-заходили, как же теперь Он нас не знает??”. А многие другие люди тоже тогда удивятся, что возлюблены Господом и Он их знает, потому что они сами за собой ничего особо достойного не видели, просто помогали ближнему, чем могли и жили по совести. Как говорит нам Евангелие:
Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.(Ин.4.:23-24)
Далее идет сырная седмица или масляная, в это время мясо уже не едят, но молоко\сыр\яйца употреблять можно (это как раз гастрономически готовит к посту — уже наступает время ограничений в пище).
В храмах уже читается по средам и пятницам покаянная молитва Ефрема Сирина, совершаются поклоны и Литургия не служится. Существует традиция на этой неделе ходить в гости (даже названия у дней есть — например золовкины посиделки или тещины вечерки). Такие посещения родных — хороший повод примириться со всеми, с кем есть нелады.
И наконец, наступает Прощеное воскресение и воспоминание Адамова изгнания. Вот здесь мы, с осознанием вышесказанного, вступаем в поприще Великого поста.
Это тщательная осознанная подготовка к трудному пути Великого Поста, а “проводы зимы” — это же куда как легче. Это ж так просто — не надо ни во что вникать, оправданий всегда целый ворох — и времени нет, и работа…
Народные гуляния — это, в принципе, неплохо. Наши дети из Воскресной школы участвуют в них, даже сами готовят праздник на день Прощеного воскресенья — разучивают песни, стихи, частушки.
А по поводу сжигания чучела — знаете, есть такое выражение, которое пришло к нам из английского языка: “There are three things you can watch forever: fire, water, and other people working”. Переводится как “есть три вещи, на которые можно смотреть бесконечно — огонь, вода и то, как другие работают”.
Вот отчасти интерес к тому, что что-то жгут связан именно с самим огнем — неважно, что жгут — чучело или пионерский костер. Там тепло и свет, там интересно — вот и привлекает внимание, тут все просто объясняется.
Государство у нас “светское”, организаторы этих мероприятий видят и понимают Масленицу именно так. Что ж, отстранимся от языческих обрядов и с нас достаточно этого.
Господь не говорил, что соблазны не придут, Он нас наоборот предупреждает, что это невозможно.
Сказал также Иисус ученикам: невозможно не
придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят (Лк.17:1)
Так что, я не против гуляний, но только каждому делу свое время. Как написано в книге Екклезиаста:
Всему свое время, и время всякой вещи под небом:
время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное;время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни… (Еккл.3.:1-5)
Интерактивная рубрика: «Вопрос к батюшке» продолжается!
Вы тоже можете прислать свои вопросы к настоятелю храма отцу Спиридону в комментарии к этой публикации, в сообщениях групп в соц сетях — ВКонтакте, Одноклассники, Фейсбук, Инстаграмм (ссылки на соцсети — на сайте слева) или на почту: spiridon-site@yandex.ru.
Ответы будут публиковаться каждый четверг на нашем сайте и в социальных сетях!
Если вопрос очень личный и вы не хотите, чтобы ответ для вас публиковался — укажите это в письме (и ответ придет только вам).
⇒Наш храм еще строится и вы можете в этом помочь⇐
Просмотров: (85)