Путь Царя, устланный пальмовыми ветвями

Вход Господень в Иерусалим, Михаил Васильевич Нестеров, 1900 год

Все четыре евангелиста описали события, которые предшествовали Крестным Страданиям Христа — Вход Его в Иерусалим. Не зря воскрешение Лазаря переходит именно в этот праздник, именуемый на Руси Вербным Воскресением. Прослышав о чуде, совершенном в Вифании, люди приветствуют Иисуса как Царя, устилая Его путь пальмовыми ветвями и одеждами. Они восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» Народ верил, что Он пришел освободить их.

Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной (Зах. 9:9).

Торжественный и светлый день на пороге Страстной седмицы как бы дает глоток свежего воздуха — его должно хватить до такой близкой Пасхи. Очень важно, чтобы вещественные предметы и вопросы, звучащие в храме: «Будут  сегодня освящать вербочки?», — не закрыли от нас Самого Христа. В этот день загорается Его Слава, Он пришел как Царь избранного народа.

Будут ли вербочки, которые в России освящаются вместо пальмовых ветвей, пылиться на полках? Или, взглянув на маленькие пушистые шарики, мы вспомним путь Христа? Вайи (ветви пальмы) нам заменит символ наступившей весны — верба, знак того, что пробуждается жизнь. Именно с ней мы идем встречать Христа, именно ей устилаем мы Его путь. Так важно, чтобы наш призыв «Осанна!» не перешел в другой, страшный — «Распни!» Стояние с этими ветвями и зажженными свечами — это воспоминание торжественного Входа Царя Славы на вольные страдания. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как победителя ада и смерти.

И так близки уже страдания истинного Бога и истинного Человека… Ведь иудеи ждали освободителя от власти Рима, а пришел Освободитель от власти смерти. Народ сбит с толку первосвященниками, теми, кто должен наставлять духовно. И вот те решают — Он самозванец, Он должен умереть…

В воскресенье вечером богослужебные тексты свидетельствуют о наступлении Страстной, или Великой, седмицы. Начиная с вечерни недели Ваий все песни Триоди Постной ведут нас по следам Господа, грядущего на вольную смерть. И на всю предстоящую неделю мы запомним брызги с кропила, улыбки и мелкающую через них серьезность во взглядах. И будет ожидание только одного, перекрывающего все остальное — возгласа у врат храма: «Христос Воскресе!»

 

Подготовила Наталья Морозова

Просмотров: (114)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *