Что же представляет собою Туринская плащаница? Это льняное полотно размером около четырех метров в длину и одного метра в ширину, на котором имеются золотисто-желтые отпечатки обнаженного тела истерзанного Человека. Несмотря на древность святыни, она прекрасно сохранила на себе следы тех событий, которые были описаны в Евангелии и по которым современный человек может узнать о последних часах земной жизни Господа.
Поскольку Плащаница обвивала тело Христово со всех сторон, на ней отпечаталось Его изображение во весь рост спереди и сзади. На одной стороне полотна видно образ мужчины со сложенными на груди руками и прямыми ногами, на второй стороне – этот же образ со спины. Достаточно присмотреться и увидеть черты лица, волосы, небольшую бороду и усы. Исследования подтверждают, что это изображение человека восточной расы, принадлежавшего к родовитым евреям.
Удивительно, но Плащаница запечатлела те страдания, которые претерпел Господь перед смертью: лицо Его ассиметрично из-за ран и ушибов, можно увидеть раздувшиеся брови, опухший нос, порванное правое веко, сильную припухлость на правой щеке, многочисленные кровоподтеки и запекшуюся кровь. Один глаз полностью закрыт, второй немного приоткрыт из-за травм.
Все тело Господа было покрыто ранами и увечьями. На Плащанице запечатлелись приподнятые плечи и грудная клетка, которая характерна для людей, умерших от удушья (именно это этого умирали осужденные на распятие). От плеч до икр ног тело покрыто множеством ран, их не менее 98. Ученые выяснили: такие раны наносились специальными плетьми с гвоздями, гирьками или шариками на концах. Эти бичи назывались «флагрум» и широко использовались в I веке для истязания осужденных. На Плащанице видно, что тело имеет широкую отметину от тяжелой перекладины на правом плече (Господь нес крест к месту казни).
На руках и ногах тела видны раны от гвоздей размером около 8 кв. мм – это в точности соответствует размерам гвоздей, которые нашла святая царица Елена при раскопках в Иерусалиме (в IV веке) и которые хранятся теперь в церкви Святого Креста. Плащаница рассказывает нам о том, что гвозди не были вбиты в ладонь, как часто изображают, но вбивались в центре запястья – именно так распинали осужденных в I столетии. Плащаница запечатлела и рану от копья, которая была нанесена римским воином под ребро Спасителя.
Все эти результаты исследований удивительно точно повторяют описания страданий Иисуса Христа на Кресте, позволяя современному человеку представить, насколько страшной, тяжелой и мучительной была смерть от распятия. И кажется промыслительным, что изучение Плащаницы началось в конце XIX века, когда в мире начался спад духовности, а человеческие умы тяготеют к материальным учениям. Будто Господь хотел снова обратить людей к Себе, раскрывая тайны Туринской плащаницы, которую называют «пятым Евангелием».