Для чего человеку храм? Беседа с настоятелем. Часть 1

часть 2
В последнее время в СМИ и социальных сетях не утихают бурные дискуссии по поводу строительства храмов. Мы все помним противостояние сторонников “сквера” и “храма” в Екатеринбурге. Но и в нашем городе достаточно жарко обсуждаются как вопросы необходимости строительства храмов, так и места их размещения.


Для чего человеку нужен храм? Зачем ходить в храм, если Бог — в душе? Кому мешает строительство храма? И самое волнующее многих — на чьи средства строят храмы? На эти и другие острые вопросы мы попросили ответить настоятеля нашего храма — иеромонаха Спиридона (Савина).

Беседа получалась обстоятельная, подробная — поэтому публикуем ее в двух частях. Сегодня — первая их них.

 

Настоятель храма — иеромонах Спиридон (Савин)

  • Добрый день!
    Благословите, отец Спиридон.

    Господь благословит! Здравствуйте.

 

 

  • Скажите, батюшка, а как бы Вы ответили на вопрос — для чего человеку нужен храм?

 

 

— Каждый человек ответит на это в силу своей воцерковленности, от того  насколько пришел  «в возраст мужа совершенного»(Еф. 4:13) или же, наоборот от степени своей испорченности. Возрастом апостол называет здесь совершенное познание. Человек в зрелом возрасте бывает тверд и постоянен в мыслях, а дети непостоянны, точно так и между верующими.

 

По простому (что называется “в двух словах”): храм напоминает о Боге, о жизни вечной, о спасении.

 

Но важно помнить, что есть всё-таки и истинная цель основания храма, та, которую заложил сам Господь. Вот о ней можно рассказать подробнее.

Человек, он же как соработник Господу, Который даёт идеи человеку, а тот   их осуществляет. Люди – создания пространства и времени, следовательно человеческие сердечные чувства, благоговение, благодарность не могут ограничиваться только душевными движениями. Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – всё суета!(Еккл.1:2) И вот человеку от этой суеты необходимо отвоевать время и пространство, которое поможет наконец оторваться от мыслей о земном. Людям необходим образ, который обратит к возвышенному наш взгляд, нужно благоухание, которое отвлечет от мирских привязанностей наше обоняние, необходимо действие, которое оторвет от мыслей о будничных делах и планах наше воображение, нужно пение, которое поможет умиротворить душу от шумов мира, пропитанного безумием… 

Наш храм. Лето 2019.

Поэтому, человеку Господь даёт такое место как  храм. По слову Спасителя — “дом Мой домом молитвы наречется” (Мф. 21:13). Поэтому храм без совершения молитвы — просто памятник, в лучшем случае — музей. То есть красивое здание, пустая оболочка, за которой нет жизни.

 

Жизнь храма — молитва и совершение таинств. Человеку необходимо осознать, что  все таинства церкви направлены на исцеление человеческой природы. Коснемся того из них, с которым чаще всего встречается большинство людей.

Таинство крещения дает нам право вхождения в церковь. Но мы забываем, что   с правами мы получаем и обязанности. Ведь если ты получил (даже “по блату”) водительские права, то получаешь и определенные обязанности (в случае “блата” обязанности остаются “по умолчанию”), а незнание закона не освободит тебя от ответственности. Тем более, если речь о правах, которые дает крещение.

Крещение ослабляет действие первородного греха, “облекает нас в нового человека”, по слову апостола Петра “делает нас родом избранным, царственным священством, народом святым, людьми, взятыми в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет” (1Пет. 2:9).

Епископ Покровский и Николаевский Пахомий совершает крещение. Октябрь 2019.

В крещении даруется Божественная благодать, а вот совершение греха удаляет ее от человека. Возвратить благодать уже можно только исповеданием греха, слезами и скорбями.

Примечательно, что это всегда пугает человека,особенно  неосознанно крестившегося. Потому что если с первых шагов совершая грехи человек умудряется   отогнать от себя то что обещал беречь и попасть во власть духов злобы поднебесной (Еф. 6:12)

Кто будет виноват тогда? Разве Господь толкает ко греху? Ответим уж честно — своеволие и любовь ко греху, ложное чувство, что именно так — легче жить…

Причем большинство современных людей абсолютно уверены в этом мнении, потому что считают себя эдакими знатоками, вообще в любой сфере человеческой деятельности, и в церковной жизни, в частности. Знают как лечить, учить, строить, руководить и жить.

 

 

  • Вы сейчас говорите о таких “всезнающих”, которые еще часто говорят — “зачем ходить в храм, если Бог в душе?”

 

 

— Да, как раз о них. Эта фраза — можно сказать “топовая” отговорка нецерковного человека, она уже даже избитая. Бог в душе? А как это проверить?


Проверяется всё очень просто. Даже в народе говорят — дерево познаётся по плодам. А плоды духа есть: “любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона” (Гал. 5:22-23)

Вот нужно посмотреть — если такое обретается в жизни человека, то он действительно духовен и “Бог у него в душе”, признаем. И напротив, если плоды проявляются в виде непрестанного просмотра “зомбоящика”, питья пива, ругани с родными, ссор, лежания на диване, осуждения всех и вся, недовольства всем — то скорее всего в душе у него “бог” с маленькой буквы в кавычках. Это удобное самообольщение,  подменяющее истинное понятие о Боге, Который разговаривает с человеком на доступном для него языке внешних действий и образов, посредством вещественных предметов.

Но даже не смотря на это, Господь явил людям Евангельскую правду, которую логически не поймёшь, и от нее нельзя убежать, не отказавшись от связи с Живым Богом. Один батюшка верно подметил, говоря про таких:  “Бог в душе? Тогда и женись в душе, плати за квартиру в душе, покупай хлеб в душе… Вера в душе — это вообще отсутствие веры”.

 

 

  • А если говорить о количестве, как Вы считаете — сколько храмов должно быть в городе?

 

 

Наш храм на карте города

— Вы знаете, если взять статистику, например за 1910 год — то в Покровской слободе проживало около 30 тысяч человек, и было всего 6 храмов, то есть был 1 храм на 5000 человек.

Если современное число жителей города поделим на 5 тысяч, то получится (по аналогичному расчету) —  45 храмов. Есть в городе столько храмов? Конечно нет. Сегодня до такого количества еще далеко.

 

 

  • Тогда надо уточнить и такой момент: для нецерковного человека — зачем нужен храм рядом с домом?

 

— Мне представляется, что нецерковному человеку, далекому от веры вообще — храм будет напоминать о его нецерковности. А значит (пусть и неосознанно) — обличать и, возможно раздражать одним своим существованием. Поэтому  многим и кажется — чем он от дома дальше, тем лучше.

Но, надеюсь, что по большей части, это происходит по неразумию и неведению. Как говорил еще Христос: люди не идут к свету, чтобы не обличились дела их, потому что они злы (Ин.3:20). Обращение к Богу, покаяние перед Ним предполагает такую честность, такую прозрачность, такую открытость, что одна только мысль об этом у  представителя “рода лукавого, прелюбодейного и грешного” приводит в страх и трепет. 

Человек становится перед выбором: признать свои грехи — именно как грехи или как  “ошибки, свойственные всем людям”, признать свои пороки именно как пороки, или как  “человеческое, которое никому не чуждо”. А гордыня, духовное невежество и непростительное равнодушие к Богу побеждается только той силой, которая уже однажды их победила.

Дети на звоннице храма

Хотя некоторые люди напротив стремятся жильё иметь поближе к монастырю или храму, чтобы слышать колокольный звон. Колокольный звон, и это научно доказано, убивает болезнетворные бактерии и вирусы (у нас есть статья об этом — здесь).

 

 

  • Перейдем тогда к важному, можно сказать больному, вопросу. Как думаете, кому может помешать строительство храма?

 

 

— Современные люди не все хотят признаваться, что духовно расслабились, и поэтому  стали раздражительными. По словам апостола Павла, обращенным к своему ученику Тимофею: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся» (2Тим. 3:1-5). Напоминает сегодняшний день, так ведь? Хотя написаны почти  2000 лет назад. Вот людям такого рода духовная жизнь не нужна, соответственно, храм тоже…


… продолжение следует!

______________Конец первой части беседы_______________
вторая часть здесь

 

20 декабря 2019 года

С настоятелем храма иеромонахом Спиридоном (Савиным) беседовала Светлана Костюкович

Просмотров: (1003)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *