Какое объяснение мы слышим чаще всего, когда задаем человеку вопрос о причинах его поступков – неразумных, опрометчивых, греховных, в конце концов?
– Прошу прощения, я не подумал…
И точно такой же ответ даем мы нередко сами себе, если решаемся выяснять, почему подобные поступки допустил не кто-то другой, а лично мы.
Ответ этот настолько распространенный, что кажется универсальным: он всегда представляется лучшим оправданием любой несуразности, глупости, преступной халатности, а подчас и самой настоящей непорядочности. Тем более что в большинстве случаев он носит предельно искренний характер. Одно только смущает: а имеет ли право человек, существо разумное, раз за разом совершать ошибки, «не думая», снова и снова находить для себя в этом «недумании» утешение и совершенно не смущаться тем, что думать – его прямая обязанность, неотъемлемый долг?..
Впрочем, есть и еще один вариант ответа на вопрос о том, как случилось то или иное событие, которого никак нельзя было допускать:
– Я просто подумал, что…
И, надо сказать, этот ответ звучит в ситуациях, которые вызывают максимальное недоумение и вместе возмущение: как же такое вообще может быть?!
И мы, ранее негодовавшие по поводу того, что кто-то не подумал, в гневе противоречим сами себе:
– Да ты лучше не думай, у тебя все равно не получается!
Но в действительности противоречия особого нет.
Люди с такой регулярностью делают глупости, не подумав, и еще большие – подумав – по одной и той же причине: умение думать сегодня – огромная редкость. Это не форма речи, не что-то сказанное ради красного словца, это реальная и притом огромная беда. Мы, священники, как и любой, кто пропускает через себя так или иначе поток самых различных людей, сталкиваемся с этим постоянно: все больше и больше в наши дни тех, кто в принципе не знает, что такое логика, кто не способен делать самые элементарные выводы, для кого мыслить – тяжкий, ибо малознакомый, труд.
Наверное, есть множество факторов, обуславливающих это форменное бедствие, скорее всего это вообще тема для серьезного и кропотливого исследования, и, наверное, даже не для одного, а для многих. Кроме того, нельзя с уверенностью сказать, что оно уникально и является приметой лишь нашего времени. Но однозначно: это и правда бедствие, и развивается ситуация по нарастающей.
Проблема эта, безусловно, такова, что у нее нет какого-то чудесного, сиюминутного разрешения, но есть все же то, что находится хотя бы в какой-то степени в нашей власти. Мы можем делать все зависящее от нас, чтобы учить думать – всерьез, по-настоящему – наших детей, наших учеников и подчиненных, если они у нас есть, наших родных и близких, а главное – учиться сами. Поскольку умение думать таково по своей природе, что стоит начать им пренебрегать, как оно постепенно утрачивается.
Как учиться думать? Полагаю, что не ошибусь, если одно из главных мест отведу здесь хорошему, серьезному чтению.
Помимо всего прочего, что можно сказать о пользе от чтения, оно активизирует мыслительные способности человека, всесторонне развивает мозг. Человек, читая, в течение сравнительно короткого времени переживает множество различных ситуаций, сталкивается с необходимостью их осмысления и оценки, приобретает новые знания, актуализирует знания уже имеющиеся. И, конечно, еще больше пользы от чтения человек получает в том случае, если учится читать не поверхностно, а вдумчиво, в идеале – если он обсуждает прочитанное с другими людьми: членами семьи, друзьями, а то и вовсе с членами литературного кружка. Это относится к разряду прописных истин, но между тем если говорить о России, то наша страна уже давно не может претендовать на звание самой читающей в мире: как свидетельствует статистика, до 44% ее граждан не прочитывают в течение года ни одной книги. Но опять же: мы не можем повлиять на это положение вещей в целом, однако читать и прививать любовь к чтению тем, кто рядом с нами, однозначно в нашей власти.
При этом хорошо бы помнить о том, что «потоковый» просмотр телепрограмм, сериалов и фильмов невысокого художественного уровня, бесконечное зависание в соцсетях, увлеченность всевозможными игровыми приставками и компьютерными играми оказывают на мозг человека совершенно противоположное чтению воздействие: перегружают и «усыпляют» его, делают слабым и ленивым.
Еще один крайне важный для умения думать момент – это неукоснительно соблюдаемое человеком правило: анализировать свою деятельность, жизнь в целом и уж по крайней мере наиболее значимые в ней события. Этому, скажу снова, можно и нужно учить детей, учеников и сотрудников, и к этому можно и нужно регулярно понуждать себя. Ежедневная работа над ошибками – то, что коренным образом меняет и самого человека, и его жизнь.
Еще один навык, который крайне желательно приобрести и который тесно связан с навыком к анализу, это обыкновение обдумывать свои слова и поступки и лишь после этого – говорить и действовать. Собственно говоря, вышеупомянутая работа над ошибками с неизбежностью приводит человека к этому выводу: львиную долю ошибок он совершает именно из-за того, что размышление не предшествует действию.
Есть, безусловно, и то, что всерьез препятствует этому процессу навыкновения. Препятствует до такой степени, что нередко человек предпочитает ошибаться, попадать в одну неприятную ситуацию, переходить из нее во вторую и тут же оказываться в третьей, но ничего не менять – по-прежнему жить не думая.
Думать на самом деле трудно. И не только потому, что мы заставляем работать свой мозг, выводя его из состояния обычного расслабления и разленения, не только потому, что на это требуется определенно время и необходимо сдерживать эмоции, побуждающие нас говорить или совершать какие-то поступки моментально, без отлагательства. Навык анализировать свою жизнь, обдумывать дела уже сделанные и предлежащие, воспринимать осмысленно, критически ту реальность, в которой ты существуешь, с неизбежностью ставит человека перед множеством проблем – не технических, не материальных, не интеллектуальных лишь, но и нравственных. Это и есть самое сложное.
«Не задумываясь», человек проскакивает мимо множества ситуаций, требующих его христианской оценки, его отношения по совести. А задумываясь, неминуемо сталкивается с этими требованиями лицом к лицу. И потому оказывается, что не думая жить проще. Не так все серьезно. Не так ответственно. И даже подчас не так страшно. Стандартная ведь ситуация: совесть беспокоит, пытается что-то подсказать, задержать наше внимание на чем-то очень важном, но параллельно звучит убаюкивающий, усыпляющий нас голос: «Не зацикливайся на этом, не усложняй, будь проще, не думай…» И это точно не забота о нас нашего Ангела-хранителя.
Когда Господь говорит о том, что имеющие уши должны слышать, читающие – разуметь, то речь именно об этом: о том, что каждый человек должен уметь понимать происходящее с ним и вокруг него, что никто не может оправдаться тем, что, имея уши, не слышал и, читая, не разумел, поскольку все мы наделены этим даром: осознавать, мыслить, находить таким образом смыслы – и очевидные, лежащие на поверхности, и те, что кажутся сокровенными, но для внимательного человека становятся столь же очевидными.
Святые отцы называли человека существом словесным, иначе – разумным. И совершенно согласно в этом с ними наука также именует нас homo sapiens. И такими мы должны непременно быть – разумными. Потому что без этого очень трудно оставаться людьми в подлинном смысле этого слова. И совершенно невозможно быть христианами.
А следовательно, обязательно нужно заставлять себя думать. Как бы это ни было подчас неудобно, как бы ни было трудно и даже страшно.
И обязательно нужно прийти рано или поздно к тому, чтобы, объясняя тот или иной свой поступок, нам и в голову не пришло бы сказать:
– Я просто не подумал…
И чтобы никто в ответ на наше: «А я так думал» – не мог нам с досадой бросить:
– Не нужно тебе этого делать, все равно не умеешь!
Просмотров: (26)