Чудится в этом слове крепкий, морозный воздух, льдистая чистота и снежность. Самое слово это видится мне голубоватым. Даже в церковной песне
Христос рождается — славите!
Христос с небес — срящите!
Слышится хруст морозный.
Иван Шмелев. «Лето Господне»
Рождество Христово — величайший после Пасхи православный праздник, праздник прихода Бога в телесном облике в земную жизнь. Младенец родился в полутемном холодном хлеву в пригороде небольшого городка Вифлеема. На место Рождения Христа указывала яркая Вифлеемская звезда, за светом которой следовали три восточных царя (или волхва) Валтасар, Гаспар и Мельхиор, которые принесли в дар Божественному Младенцу золото, ладан и смирну. Золото — Царю, ладан — Богу, смирну — Человеку.
Рождественские образы проходят через все дни до самого Крещения Господня. Это Святки, святые дни. В России была целая череда праздников, которая начиналась Рождеством. Рождество по юлианскому календарю праздновалось 25 декабря, после него 1 января приходил Новый год, в народе по-другому именуемый Васильевым днем. И, наконец, наступало Крещение. В колядках, которыми прославляют Христа в Святки, тоже слышится мотив этих праздников:
А первый же праздник
Рождество Христово.
Радуйся, ой радуйся, земле,
Сын Божий родился.
А второй же праздник
Святого Василия.
Радуйся, ой радуйся, земле,
Сын Божий родился.
А третий же праздник
Святое Крещение.
Радуйся, ой радуйся, земле,
Сын Божий родился.
Святки — это особые дни, которые наполнены радостью праздника Рождества Христова. Эти дни нужно посвятить близким, родителям, детям и одиноким людям. Нельзя проводить их бездарно, за просмотром телевизора или безумными плясками, а лучше показать любовь к Богу, посещая храм и принимая в себя дар Христа — Его Тело и Кровь.
На самом деле Рождество — это очень детский праздник. Ведь Сам Христос явился к нам в этот день Богомладенцем. Яркие детские впечатления в какую-то трудную минуту в жизни человека могут всколыхнуть его душу и стать спасительными.
Поэтому детские подарки сейчас и в дореволюционной России под елкой были обязательны. В многодетных дворянских семьях традиционной была игра в «передачу»: подарки завертывались в несколько слоев бумаги. Разворачивать их надо было постепенно, передавая подарок тому, чье имя значилось на очередной обертке. После всенощной на елке ненадолго зажигали свечи для детей, а вокруг дерева водили хороводы. Детские праздники устраивались и на второй и третий день Рождества.
Многие традиции к нам возвращаются. Например, пение рождественских колядок.
Рождественские гуляния и колядки
Чтобы возродить народные гуляния, нужно тонко чувствовать, что допустимо взять из опыта предков, а что нет. Мы должны прославлять Родившегося Христа, а не впадать в крайности. Посетить рождественский концерт, сходить на хороший спектакль вполне уместно.
Особой традицией Святок на Руси являлось колядование, или славление. Молодежь и дети ходили по дворам со звездой, исполняя церковные песнопения — тропарь и кондак праздника, а также духовные песни-колядки, посвященные Рождеству Христову. Обычай колядования был распространен повсеместно, но в разных районах России он имел свои особенности.
Колядка колядке рознь. Православной Церковью приветствуются те колядки, которые рассказывают о Рождении Богомладенца и Его Матери, Деве Марии:
Рождество Христово, Ангел прилетел,
Он летел по небу, людям песню пел:
«Вы люди, ликуйте, все днесь торжествуйте,
Днесь Христово Рождество!»
Пастыри в пещеру первые пришли
И младенца Бога с Матерью нашли,
Стояли, молились, Христу поклонились –
Днесь Христово Рождество!
Все мы согрешили, Спасе, пред Тобой,
Все мы, люди, грешны – Ты Один Святой.
Прости прегрешенья, дай нам оставленье –
Днесь Христово Рождество!
До революции в дворянской среде было принято наносить короткие визиты, разъезжая по городу от дома к дому и поздравляя хозяев. Пока высший свет веселился на балах и маскарадах, простые горожане развлекались на катальных горах. И до сей поры это развлечение всеми любимо.
«Дух Христов, – по замечанию святителя Филарета (Дроздова), – не враг благозаконных радостей». В невинных играх и забавах отдыхает душа, истомленная шумом суеты. С христианской точки зрения, дозволительны игры и развлечения, которые не нарушают чистоты мыслей, чувств и слов, не оскорбляют слуха и очей, не унижают человеческого достоинства. Но нужно твердо помнить, что «где нега и роскошь, – как учит святой Иоанн Златоуст, – где пьянство и всякие забавы, там нет ничего твердого, а все шатко, непостоянно…»
Святочные гадания
Если мы хотим испортить отношения с Христом в самом начале года, то «лучший» способ для этого — это святочные гадания.
Церковь категорически запрещает гадания – будь то святочные или любые другие:
«Предающиеся волшебникам, или другим подобным, дабы узнати от них, что восходят им открытия, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии подвергати и тех, кои произносят гадания о счастии, о судьбе, а равно и так именуемых обаятелей, деятелей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в сем и не отвергающихся от таковых пагубных языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священныя правила повелевают» (61 правило VI Вселенского собора).
Современные святочные гадания, хотя и начинаются иногда шуткой, но оканчиваются всегда великим вредом для души.
Время для дел милосердия
Православные христиане на Святках всегда старались уделять время на дела милосердия. Сделав что-то доброе для нуждающихся и больных, для одиноких людей мы можем поделиться радостью Рождества Христова. Многие в эти дни посещают больницы, детские дома, устраивают Рождественские концерты.
Святая Церковь, празднуя Рождение Христа, поучает нас святой жизни, достойной Господа. К примеру, в древности во время Святок даже цари, переодетые в простолюдинов, посещали тюрьмы и давали заключенным милостыню. Может быть, именно через нас Господь порой протягивает Свою руку тем, кто нуждается в поддержке и добром слове.
«Пришел нищий? Вспомни, как ты был убог, и как обогатился! Он просит у тебя хлеба или пития; или, может быть, другой Лазарь лежит у твоих ворот? Устыдись таинственной Трапезы, к которой ты приступал, Хлеба, которого вкусил, Чаши, которой приобщился, освященный Христовыми страданиями. Припал к тебе странник, не имеющий дома, пришедший издалека? Прими в его лице Соделавшегося ради тебя странником, даже странником между своими, Водворившегося в тебя благодатью, и Привлекшего тебя к горнему жилищу. Будь Закхеем, который вчера был мытарь, а сегодня стал щедр: все принеси в дар Христову вшествию, чтобы оказаться тебе великим, хорошо увидеть Христа, хотя мал ты возрастом телесным. Лежит недужный и изъязвленный? Устыдись своего здравия и тех язв, от которых избавил тебя Христос. Если видишь нагого, одень из уважения к твоей ризе нетления, т. е. ко Христу; потому что елицы во Христа крестихомся, во Христа облекохомся (ср.: Гал. 3, 27). Если встретишь припадающего должника, всякое писание праведное и неправедное раздери (Ис. 58, 6). Вспомни тысячи талантов, которые простил тебе Христос. Не будь лютым истязателем за меньший долг, и притом для кого? — Для подобных тебе рабов, когда прощен тебе Господом больший долг; бойся, чтобы не понести тебе наказания за Его человеколюбие, которое дано тебе в образец и которому ты не подражал» (свт. Григорий Богослов).
Просмотров: (75)