Как среди развлечений в святки не забыть о Боге

Рождество Христово… Душа раскрывается и радуется в эти дни. Ведь Рождество после Пасхи второй по значимости праздник. И празднуется он не один день, как многие ошибочно считают, а по сути от Рождества Христова до Крещения Господня. И назван этот период святками от слов «свет», «святость». В древности святки назывались «святыми вечерами». Может быть, оттого, что христиане именно в вечера оставляли свои повседневные работы и славили Рождество Христово и Богоявление. Отдание же праздника Рождества происходит 13 января (ст. ст. 31 декабря).

 

Господь Своим Рождеством щедро излил на нас Свою благодать. Мы должны ее постараться не расплескать, сберечь, поделиться с окружающими — родными и близкими, просто c прохожими на улице и соседями. Поэтому традиционно на Руси было принято ходить по дворам, колядовать и славить Рождество Спасителя. Само название – колядки – имеет гораздо более древнее происхождение: оно восходит к временам, когда славяне пели песни в честь языческого бога Коляды. Теперь колядками славят Христа. В этих песнопениях рассказывается, как и где родился Иисус:

 

Ночь тиха, ночь свята,
В небе свет, красота.
Божий Сын пеленами повит,
В Вифлеемском вертепе лежит.
Спи, Младенец Святой,
Спи Младенец Святой.

 

Многие заранее готовят подарочки, сладости и копеечку для колядующих. Как правило, колядка – это маленький Рождественский рассказ о величайшем событии и прославление главных лиц той ночи, которая принесла самую радостную, самую главную весть – родился Спаситель мира! Наша главная задача в дни святок — праздновать, славить Рожденного Христа. Конечно же, участвовать в богослужениях, творить дела милосердия —  посещать больных, заключенных, пожилых людей. Если вы знаете одинокого человека, к которому никто не приходит, зайдите и поздравьте его с Рождеством, порадуйте хотя бы просто добрым словом.

 

Среди мирских развлечений нужно не забывать, что Господь говорит: «В чем застану, в том и сужу». Во всем должна быть мера. Мы празднуем и радуемся о Боге, но так, как учит наша Святая Православная Церковь. Это Святые дни, а не дни для так называемых «святочных гаданий», маскарадов, безумных поступков и неумеренного винопития. У многих поэтов есть слова о гадании, например, всем знакомые у Жуковского в «Светлане»:

 

Раз в Крещенский вечерок
Девушки гадали

 

Для верующего человека понятно, что это недопустимо. И не только по сути, но и по форме гадания несут в себе антихристианские смыслы. Как православие относится к старинным рождественским гаданиям, принятым на Руси? Вот как на этот вопрос ответил иеромонах Иов (Гумеров):

 

«Желание предугадать, предузнать что-то из будущего было у людей с древности. Сделать это никакими земными средствами невозможно. Человек, ограниченный законами физического мира, неизбежно обращается к сверхъестественным силам. Возникает вопрос, требующий ясного и принципиального решения: каков источник нашего знания о будущих событиях. Священное Писание нам показывает, что будущее ведомо только Богу. Темным демоническим силам, как учат святые отцы, будущее не ведомо. Как существа бесплотные, они больше чем люди могут рассчитывать и предугадывать события. Слово Божие указывает нам опасность обращения к этим силам, называет всякое гадание, ворожбу, заклинание мерзостью и дерзким преступлением (Втор.10-12; Мих.5:12). В книге пророка Даниила говорится о том, как Навуходоносор обратился к гадателям и чародеям, чтобы они рассказали ему виденные им сны и объяснили. Св. Даниил сказал: «тайны, о которых царь спрашивает, не могут открывать царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. Но есть на небесах Бог, открывающий тайны» (Дан.2:27). Чтобы Господь открыл будущее, нужна строгая чистая жизнь, молитва, исполнение заповедей. Но и тогда Бог дает знание о будущем по Своему смотрению в целях нашей пользы. Чтобы вступить в общение с демонами никакого подвига не требуется. Достаточно прибегнуть к известным приемам. Цена, которую человек за это платит очень высокая — духовное здоровье. Иногда это кончается одержимостью. Даже после покаяния долго еще в душе остается болезненный след.

 

Гадания, которые совершаются в святочные дни, по своей природе не отличаются от гаданий в иное время года. Если даже люди не сознают этого, а воспринимают как экзотические игры, безобидным это дело не является, ибо слово имеет бытийную силу. Однажды сказанное, оно не исчезает, а уходит в бесконечную память Божию. На Суде оно нам будет предъявлено в оправдание и осуждение. Магическое же слово привлекает демонов, если даже человек этого не хотел. Существование на Руси гаданий в святочные дни говорит лишь о том, что некоторые греховные обычаи могут быть весьма живучими, ибо имеют в качестве почвы падшее человеческое естество. Святая Церковь настраивает своих чад и в эти дни жить полнокровной духовной жизнью согласно святой тысячелетней традиции».

 

А вот сходить на Рождественский концерт, собраться всей семьей или приходом и попеть духовные песнопения, рождественские колядки, ликовать о Рожденном Богомладенце не возбраняется, а поощряется. Поэтому будем славить Христа и нести весть о Его Рождении в мир:

 

Небо и земля, небо и земля
Ныне торжествуют.
Ангелы, люди, Ангелы, люди
Весело ликуют.

Христос родился, Бог воплотился,
Ангелы поют, славу воздают.
Пастухи играют, Пастыря встречают,
Чудо, чудо возвещают.

Во Вифлееме, во Вифлееме,
Радость наступила!
Чистая Дева, чистая Дева,
Сына породила!

Христос родился, Бог воплотился,
Ангелы поют, славу воздают.
Пастухи играют, Пастыря встречают,
Чудо, чудо возвещают.

Просмотров: (55)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *