Фессалоникский святитель, как это и соответствует святоотеческой традиции, начал учить поздно. Даже первое произведение святого Григория – «Житие Петра Афонского», написанное им в возрасте около 38 лет, – не имело теологического характера. Учить же на богословские темы Григорий был принужден необходимостью защиты православного учения. Проповедничество также было вынужденным, но одновременно и священной обязанностью. После торжества исихастов в Константинопольской Церкви Григория Паламу поставили архиепископом в Фессалониках.
В этом городе святителю однажды пришлось побывать. Этот значительный и по сей день град находился недалеко от Афона, где подвизался новоначальный монах Григорий. Сюда он переселился, уходя от турецких нападений на Святую Гору. Тут он в ответ на просьбы спутников-монахов принял сан священства. Сюда в 50-летнем возрасте он и был назначен архипастырем.
В то время Византия на фоне политического упадка переживала период духовного и культурного расцвета. Святитель-исихаст на протяжении 10 лет до самой своей смерти умиротворял и во всем поддерживал свою паству, решал разные церковные и политические вопросы. В это время он, как архиепископ, активно проповедовал. Его слова были в первую очередь плодом глубокой духовной жизни и досконального знания Священного Писания и святоотеческой традиции. Проповедовал он, даже попав в османский плен (1354), пока его не выкупили и не вернули на родную кафедру.
За время своего архипастырства святитель-исихаст с амвона кафедрального собора произнес большую часть из дошедших до нас проповедей. Он проповедовал на актуальные духовные и земные темы. К примеру, на третий день приезда во враждебные ему Фессалоники он произнес проповедь о сохранении мира друг с другом; речь святого подействовала, и горожане успокоились. Поучения святителя Григория стали «Литургией слова»: он в обыденных вещах указывал на духовные смыслы, уделял много внимания Священному Писанию, священной истории, истории святых и праздников. Глубокие теологические мысли у него нередко сочетались с обычными житейскими вопросами.
Так, во вторую неделю Великого поста святитель Григорий изъяснил евангельскую историю об исцелении Христом расслабленного в Капернауме и кроме этого обратил внимание на печальную реальность – разговоры прихожан в церкви во время богослужений, которые приносят одни несчастья в жизни духовной и земной. В четвертую неделю Великого поста, объясняя евангельское чтение, он посвятил слово правильному отношению к внутренним помыслам. В проповеди о воскрешении отрока Наинской вдовы святитель призывал слушателей взаимно прощать и сострадать друг другу. В одной из проповедей святитель-исихаст подчеркивал, что старательно молящиеся во время церковных богослужений сподобятся великих духовных даров.
В проповедях во время жатвы Григорий Палама поддерживал свою паству в тяжелых трудах и напоминал о недалекой духовной жатве. Во время эпидемии святитель также приходит на помощь своей пастве – молится и проповедует. В изъяснении евангельской беседы о богаче и Лазаре он говорит о богатых и бедных и о трудах, которые могут привести тех и других ко спасению. В проповедях «мирянолюбивый» исихаст выступал против ростовщиков и сребролюбцев как людей, не ценящих духовные блага и не очень разумно проводящих свои земные дни.
Хотя к XIV веку Византия политически ослабла, духовно и культурно она была на высоте. Это подтверждают проповеди святителя-исихаста: они были духовными жемчужинами и совершенными в плане интеллектуальном. Произнесенные в тогдашнем высоком богословском и риторическом стиле, они принуждали слушателей к духовному росту. В проповеди как «Литургии слова», говоря о подробностях Преображения Господнего, святитель призывал к духовному трезвению слушателей: «Напрягите, прошу, внимание на то, что имеет быть сказано». В других беседах он также просил прихожан быть бдительными: «Переводя же мысль к дальнейшему смыслу, напрягите ваше внимание к последующему». Некоторые проповеди святитель-исихаст делил: первая часть приготовляла православных к Литургии верных, вторая – закрепляла услышанное и понятое сердцем и умом. В одной из дошедших до нас гомилий, посвященной Преображению Господнему, он просил: «Чтобы нам не слишком утомлять ваше внимание, остальные из евангельских слов мы сохраним до времени Всесвященного и Божественного Жертвоприношения».
Проповедь – это духовное явление. В проповеди воочию видны плоды деятельности Духа Святого. На амвоне нередко малообразованный проповедник открывает истины и что-то очень важное для жизни ученых, успешных политиков и бизнесменов. Но часто случается и наоборот: мужи великой святости и учености говорят малосведущим в грамоте людям об очень глубоких и одновременно высоких темах – и те их понимают. Последнее было реальностью во время архипастырского служения великого святого в Фессалониках.
Василий Кононенко
Сайт Московского Сретенского монастыря
Просмотров: (32)