Рождество Христово второй по значимости православный праздник. С этого события начинается великая история спасения человечества от греха и смерти, история его искупления и воссоединения с Богом посредством личности пришедшего в мир Богочеловека.
Весь наш мир пронизан христианскими мотивами. Сейчас сам воздух наполнен Рождением Спасителя. Рождество не заканчивается 7 января — оно с нами все дни до Крещения — Святки. Поэтому давайте расскажем все самое интересное, что напоминает нам об этом событии.
История празднования Рождества
Казалось бы, все совсем просто. Но именно о самом праздновании Рождения Спасителя в Писании не говорится.
История Рождества Христова описана в Священном Писании, но празднование этого события появилось позже. Рождество – один из двенадцати великих праздников православной Церкви. В нашей традиции их принято называть двунадесятыми праздниками, это великие торжества Церкви, которые следуют после Пасхи. Традиции праздновать дни рождения у иудеев не было.
Первые упоминания о Рождестве относятся к IV веку. В 360 году римский епископ Либерий упоминал праздник Рождества. Во II веке о Рождении Христа говорили в день Богоявления. Праздник Богоявления отмечал сразу три великих события – Рождение Иисуса, принесение даров и Крещение. В старых требниках Рождество называют «Зимней Пасхой», Воскресение Христово было следствием Рождества. Вокруг них формировалась вся церковная практика. Этот праздник посвящен земной жизни Христа.
Рождество на Аляске
Рождество Христово на Аляске называют «Слави», от русского «слава», так как в рождественские дни славят явившегося во плоти Господа Иисуса Христа. Православие на Аляске в конце XVIII века утвердил наш соотечественник, преподобный Герман. Он говорил об алеутах: «Я — нижайший слуга здешних народов и нянька». Святой очень любил детей и пек для них сухарики и крендельки.
Почему принято дарить подарки на Рождество
Традиция дарить подарки на Рожество, особенно детям, взята из Библии. В Евангелии мы читаем о том, что, когда Иисус был рожден, Ему принесли подарки волхвы: «Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф.2:10,11).
Назначение подарка — сделать приятное человеку, подарить ему радость и показать свое уважение к нему. Можем ли и мы чем-то порадовать Христа в Рождество? Да. И не только в этот праздник. Помогите обездоленным, сиротам, утешьте больных — и услышите от Христа: «алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:35-36).
Рождественские открытки
Еще один интересный факт о Рождестве: в 1843 году сэр Генри Коул отправил из Лондона первую в истории рождественскую открытку. Эскиз для нее нарисовал приятель Коула, художник Джон Герсли. Всего была отпечатана тысяча экземпляров. Но поскольку тысячи адресатов у Коула и Герсли не нашлось, излишки тиража были пущены в продажу. Поначалу новшество было встречено весьма прохладно. Настоящий бум на подобные открытки начался лишь двадцать лет спустя.
В России самыми популярными были именно рождественские открытки. В нашу страну первые такие открытки в 90-х годах XIX века привозили купцы из-за границы, в основном из Англии и Германии. Они сопровождались поздравительным текстом на английском или немецком языках, что считалось особым шиком. Однако душа россиян требовала поздравлений на родном языке. Поэтому всё чаще русские промышленники закупали рождественские открытки, на которых было только изображение, а поздравление «С Рождеством Христовым!» наносили на него позже. Из-за этого открытки стоили дороже и считались роскошью. Когда их начали печатать в Германии специально для России, открытки стали дешевле и доступнее для многих людей. Первые отечественные открытки были выпущены с благотворительной целью — Община св. Евгении в Петербурге издала серию из десяти открыток по акварельным рисункам местных художников к Рождеству 1898 года.
Почему именно ель стала рождественским деревом
Еще в дохристианский период у германских племен ель была символом вечной жизни, как дерево, никогда не теряющее листву. Ею германцы украшали дома, чтобы привлечь к ним жизненную силу и удачу.
В VIII веке святой Бонифаций читал язычникам проповедь о Рождестве. Чтобы убедить идолопоклонников, что почитаемый ими священным дуб не является неприкосновенным деревом, святой срубил один из дубов священной рощи. Когда срубленный дуб падал, он повалил на своем пути все деревья, кроме молодой ели. Святой Бонифаций воспринял выживание ели как чудо и воскликнул: «Да будет это дерево деревом Христа!»
Позже, уже в средние века, этот символ был еще более христианизирован. В 1419 году во Фрейбурге пекари нарядили дерево вкусными украшениями, которые дети могли снимать и есть в Рождественскую ночь. С тех пор ель стала непременным атрибутом Рождества Христова.
В XVIII столетии рождественское дерево перекочевало и в Россию, где император Петр Великий распорядился украшать елями или их ветками дома и общественные места в дни рождественских праздников.
Кстати, в странах с теплым климатом вместо елки украшают пальмы или кофейные деревья. А в Африканских странах, например, рождественским символом является баобаб.
Как появились Санта Клаус и Дед Мороз
Реальный прообраз Санта Клауса — Санта означает святой, Клаус упрощенная форма имени Николай — сильно отличается от сегодняшнего старика в короткой шубе в западной культуре.
А прототипом стал святитель Николай Чудотворец, который выглядел совсем не так. Он был весьма аскетичен и посвятил жизнь служению Богу, хотя детей тоже очень любил.
Однажды святой Николай спас от бесчестия трех девиц, закинув в окно их дома три мешочка с деньгами — чтобы у них появилось приданое и они могли достойно выйти замуж.
Позже, на основе рассказов о его помощи бедным, в Европе широко распространилось поверье о том, что святитель ежегодно тайно навещает детей, раздавая послушным подарки, а непослушных награждая лишь щепоткой соли. Более того, когда-то Санта раздавал подарки 19 декабря — в день памяти святителя Николая, а после, в период католической реакции, начал делать это заметно позже — в ночь Рождества Христова.
К середине XIX столетия Санта Клаус в США, трудами местного учителя воскресной школы и одного известного карикатуриста, сначала «приобрел» оленей и свиту из эльфов, а потом и короткую красную шубу, огромное брюхо, красный нос и остроконечный колпак с помпоном, окончательно утратив связь со святым прообразом.
Русский Дед Мороз появился, вопреки распространенному мнению, не в 1930-е, заменив собой рождественский образ святого, а много раньше.
В России святитель Николай навсегда остался в границах Церкви, где ему молились и благоговейно
почитали.
Во второй половине XIX века в городах России начинают пытаться заимствовать широко распространенный на западе образ рождественского дарителя, чтобы у детей появилась еще одна добрая сказка. Дабы неблагоговейно не смешивать его с образом святого Николая, образ дарителя нашли в русской дохристианской культуре, освятив и облагородив древнего Деда Трескуна — сурового хозяина зимней стужи.
Обновленный Дед Мороз выступил однозначно добрым персонажем. Седой и величественный старец приходил к рождественской елке в длиннополой шубе, боярской шапке и рукавицах, с посохом в руках и мешком подарков за спиной. По-настоящему широкое распространение образ Деда Мороза получил уже в 1910 году, а потом, как раз в 1930-е годы, как и многие другие атрибуты семейного рождественского праздника, был перенесен большевиками на Новый год. Народу образ понравился. Позже к нему добавился и ряд дополнительных персонажей — снегурочка, снеговик и прочие, устраивающих настоящие новогодние представления.
В общем, традиция рождественского дарителя в России так и не прижилась. Дед Мороз стал прочно ассоциироваться именно с Новым годом, а в день Рождества Христова, после богослужения, россияне сами дарят друг другу подарки, прекрасно обходясь без сказочных посредников.
Святки
Святки — это две недели праздников от Рождества Христова до Крещения. Дни радости, колядок, катания с горок.
Православные святки имеют долгую историю. Известно, что уже в IV веке греческие христиане особо выделяли эти две недели после Рождества. На Руси с наступлением святок полагалось позаботиться о том, чтобы подарки и сладости появлялись не только в собственном доме, но и у малоимущих: вдов, сирот и заключенных. Люди анонимно посылали подарки в приюты и богадельни.
Конечно, любимой традицией на Руси всегда были колядки. Но колядка колядке рознь и в православной традиции такие песнопения призваны прославлять родившегося Христа.
Подготовила Наталья Морозова
Просмотров: (844)