Крещение Господне. Богоявление
Приближается праздник Крещения Господня, который православные христиане отмечают 19 января. Он имеет еще одно название – Богоявление.
В этот день мы вспоминаем Крещение Господа нашего Иисуса Христа в реке Иордан:
Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.
И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.
И глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.(Евангелие от Матфея, глава 3)
Богоявлением же праздник называется потому, что при Крещении Господа миру явилась Пресвятая Троица: Христос крестился в Иордане; Бог Отец с неба назвал Христа Своим Сыном; Святой Дух сошел на Христа в виде голубя.
Богоявление входит в число великих двунадесятых праздников. В Православной Церкви он совершается с величием, равным Рождеству Христову. Эти праздники соединены святками
— святыми днями с 7 декабря по 17 января.
День накануне Крещения – 18 января – называется Навечерием Богоявления, или сочельником. В этот день, как и в сочельник Рождества Христова, установлен строгий пост.
После самого праздника восемь дней продолжается его попразднство —период, когда в богослужении присутствуют песнопения и молитвы, посвященные Богоявлению.
Крещенская вода
В честь Крещения Господня ежегодно совершается Чин Великого освящения воды. Чин совершается дважды: в навечерие и в сам праздник он обычно проходит в храмах, а также на сам праздник по традиции — на реках, источниках и в колодцах — в так называемых иорданях, потому что и Христос крестился вне храма. Благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же.
Крещенскую воду называют «Агиасма», что означает «святыня». И отношение к ней должно быть соответствующее.
Пьют крещенскую воду натощак, предварительно помолившись и испросив у Бога благословения. Святая вода помогает излечиться от душевных и телесных недугов, когда ее принимают с верой. Ею также окропляют жилище.
Когда пойдете за крещенской водой — не берите с собой больших бутылок. Можно набрать пол-литровую бутылку, а когда крещенская вода будет подходить к концу, просто добавить в обыкновенную чистую питьевую воду, и тогда вся вода освятится.
Молитва перед вкушением просфоры и святой воды:
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь.
Святые отцы о празднике Богоявления
Хочу, возлюбленные, праздновать и торжествовать, ибо святой день Просвещения есть день торжества.
При крещении Своем Христос приходит на иорданские воды, с тем чтобы омыть грехи мытарей и грешников. Говоря о необычайной чудесности такого события, премудрый Павел восклицает: явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков (Тит.2:11).
Ибо ныне мир просветляется во всех частях своих. Радуется, прежде всего, небо, передавая людям сходящий с небесных высот глас Божий. Освящается полетом Духа Святого воздух. Освящается естество воды, как бы приучаясь омывать вместе с телами и души. И вся тварь земная ликует. Один только дьявол плачет, видя святую купель, приготовленную для потопления его могущества.
О новое чудо! О неизреченная благодать! Христос совершает подвиг, а я получаю почесть. Он воюет с дьяволом, а я оказываюсь победителем. Он крестится, а с меня снимается скверна. На Него сходит Святой Дух, а мне подается оставление грехов. О Нем Отец свидетельствует как о Своем возлюбленном Сыне, а я становлюсь сыном Божьим ради Него. Ему отверзлись небеса, а я вхожу в них. Пред Ним Крещаемым является горнее царство, а я его получаю в наследственное владение. К Нему обращается голос Отца, и вместе с Ним я призываюсь.
Со своей же стороны я прославляю Отца, с небес давшего глас Свой. Прославляю Сына, крещающегося на земле, и Духа сошедшего как голубя. Прославляю Бога единого в Троице, Которому я и буду всегда покланяться. Аминь.
Ныне над водами иорданскими является Бог единый в Троице: Отец – во гласе, Сын – во плоти, Дух Святой – в виде голубя.
Что же Бог производит в этом Своем явлении? Он созидает новый мир и все обновляет, как и в предпраздничном тропаре: сделать новый мир, отличный от первого. «Древнее прошло, – говорит Писание, – теперь все новое» (2 Кор. 5, 17).
Мир первый по природе своей был тяжел, не мог вознестись к небу и нуждался в суше, на коей мог бы стоять, как бы водруженный. А мир новый, изведенный из вод Иорданских, так лёгок, что не нуждается в суше, не созидается на земле, не имеет «преград, но ищет вышину», устремляется быстро из воды к отверстым над Иорданом небесным дверям: «Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса».
Священномученик Иоанн Восторгов
Крещение Господне напоминает нам о том, что и мы некогда погружались в воду крещения, и над нами разверзались небеса, и на нас сходил Дух Святый, посланный Отцом Небесным, по обетованию и по искупительным заслугам Сына Божия.
И в тот миг крещения нашего во имя Святой Троицы о каждом из нас как бы изречено было Отцом Небесным: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
Мы через крещение – дети и сыны Богу, усыновленные Ему, по Его великой милости. Оттого и говорим Ему в молитве с дерзновением: «Отче наш, Иже еси на небесех». Оттого и слышим отрадное слово евангелиста: Тем, которые приняли Его, Иисуса Христа, верующим во имя Его, Он дал власть быть сынами Божиими (Ин. 1, 12).
Ты был младенцем. Как новорожденный и не освященный, ты был во власти диавола. Ты не был причастником искупления, ты был вне Церкви Христа, ибо без крещения невозможно спасение и усыновление Богу. Не могли не пожалеть о тебе твои верующие родители, не могло не тревожиться их сердце. А что, если младенец умрет? А что, если родители умрут и некому будет позаботиться о ребенке и приобщить его к Царству Божию чрез крещение?
Поэтому Церковь Христова разрешает крестить младенцев, руководясь духом заботливости, по примеру древней Церкви, как было и велось непрерывно со времени святых апостолов. Если ждать, когда ты будешь сознательно относиться к вере, то, пожалуй, и не дождешься времени крещения. Ведь сознательность отрока, юноши, мужа и старика различны; ведь область веры, наконец, никогда не может быть усвоена сознанием и умом человека.
Крещение – это духовное рождение. Но ведь от человека никто не спрашивает и не требует, чтоб он сначала был сознательным, а потом бы родился от своей матери. Ты поэтому был крещен; за тебя и за твою веру поручились родители. Но этого мало: по закону церковному, около тебя, крещаемого, стояли восприемники, за тебя и от твоего имени они исповедали веру во Христа, пред Церковью они обещали, что ты будешь возрастать и воспитываться в вере Христовой.
Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской
Воду Господь освящает, чтобы мы, одетые плотию, чрез видимое омовение тела водою тем удобнее подготовляли душу к омовению ее Духом Святым.
Освящение это должно проникнуть глубоко внутрь, в тайники нашего сердца. Тело само только одежда души и нуждается в еще более внешнем покрове разных одежд, то более тонких и легких, то более плотных и толстых. И, конечно, если окропление воды коснется только внешних покровов, одежды или самого тела, то пользы от того не будет: вода останется водою для такого человека. Даже и одних святых мыслей и желаний, возбуждаемых песнями, молитвами и священнодействиями благолепными при освящении воды, мало: и они — только покров и одеяние души.
Освящение должно дойти до самого сердца. Только когда самое сердце начнет омываться потоками умиления от слышания песней праздничных, когда оно будет окропляться и «помазываться» словесами Божественными, сопровождающими освящение воды, пить сладчайшее питие Христовой любви, когда и из самой себя душа будет изводить «реки воды живой», токи смиренных покаянных мыслей и чувств, благодатного умиления, утешения и любви к окружающим людям, — тогда, значит, вода Богоявления не осталась простою водою, но освящающее действие ее проникло глубоко внутрь души, до сокровенных недр сердца, и вода сделалась «источником воды, текущей в жизнь вечную».
В день Крещения Господня хочется сказать всем, кому было дано креститься во имя Христа: вспомните, что вы стали теперь носителями этого святого и божественного имени. Что по вам будут судить Бога, Спасителя вашего, Спасителя всех. Что если ваша жизнь будет достойна этого дара Божия, то тысячи вокруг спасутся. А если будет недостойна — пропадут: без веры, без надежды, без радости и без смысла.
Отзовемся же на это дело Божие, на этот Божий призыв! Поймем, как высоко, как величественно наше достоинство, как велика наша ответственность, и вступим в теперь уже начавшийся год так, чтобы быть славой Божией и спасением каждого человека, который прикоснется нашей жизни! Аминь.
Подготовила Наталья Морозова
по материалам сайта http://www.pravoslavie.ru/
Просмотров: (44)