19 декабря — день памяти святителя Николая, а через неделю — наш престольный праздник — день памяти святителя Спиридона.
Знаете ли вы как связаны эти два святителя? И при чем тут черепица?
…Будучи в епископском сане, Святитель Спиридон Тримифунтский получил приглашение участвовать в Первом Вселенском Соборе в Никее. Главной темой для обсуждения Собора было учение еретика Ария, утверждавшего, что Христос не являлся Богом от вечности, но был сотворен Богом Отцом.
На Соборе присутствовали 318 епископов, священников и монахов, в том числе такие светильники Церкви, как святители Николай Мирликийский, Афанасий Великий, Пафнутий Фивейский и Александр, Патриарх Александрийский.
В ходе одной из наиболее напряженных и горячих дискуссий святитель Николай так разгневался, слушая эти богохульные речи, вызвавшие столько смущения и беспорядка, что дал Арию звонкую пощечину. Собрание епископов возмутилось этим и поставило вопрос о запрещении его в служении. Однако в ту же ночь нескольким членам Собора явились во сне Господь и Богородица. Господь держал в руках Евангелие, а Пресвятая Дева — епископский омофор. Приняв это как знак того, что дерзновение святителя Николая угодно Богу, они восстановили его в служении.
На одном из собраний святитель Спиридон вышел вперед и начал говорить, держа на ладони кусок простой глиняной черепицы:
«Един Бог на небе и на земле, создавший небесные Силы, человека и все видимое и невидимое. По Его Слову и Его Духом возникли Небеса, появилась Земля, соединились воды, задули ветры, зародились животные, и был сотворен человек, Его великое и чудесное создание… Человеческий ум не в силах объять этого и не обладает способностью это постигнуть, ибо Божественное бесконечно… Я хочу… доказать вам эту истину, показать ее вашим глазам, посредством этого обыкновенного куска черепицы, также составленного из трех стихий, но единого в своем веществе и природе.»
Сказав это, святитель Спиридон сотворил правой рукой крестное знамение и произнес, держа кусок черепицы в левой руке: «Во имя Отца!» В это мгновение, к изумлению всех присутствующих, из куска глины вырвалось пламя, которым его обжигали. Святой продолжал: «И Сына!», и на глазах участников Собора из куска глины истекла вода, с которой его смешивали. «И Святого Духа!», и, раскрыв ладонь, святой показал оставшуюся на ней сухую землю, из которой была вылеплена черепица.
Собрание объял благоговейный страх и изумление, а Евлогий, потрясенный до глубины души, сначала не мог говорить. Наконец он ответил: «Святой человек, я принимаю твои слова и признаю свою ошибку». Святитель Спиридон пошел с Евлогием в храм, где тот произнес формулу отречения от ереси.
Из книги монахини Нектарии «Евлогите»
Просмотров: (0)