IV век: В поисках утраченной святыни

 

Представьте Иерусалим 326 года. Римская империя, еще недавно преследовавшая христиан, теперь во главе с императором-христианином Константином пытается найти величайшую святыню — Крест, на котором был распят Иисус Христос. Эту почти детективную миссию, как сказали бы в современном мире, возглавила мать императора, царица Елена .

 

Проблема была в том, что за три столетия место казни было утрачено. На Голгофе, по воле прежних властей, стоял языческий храм Венеры . Елена приказала разрушить капище и начать раскопки. И под руинами было найдено не один, а три креста, а рядом — табличка с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский» . Встал вопрос: как определить, какой из них — Крест Спасителя?

 

Церковное предание рассказывает о двух чудесах. По одной версии, кресты по очереди приложили к тяжелобольной женщине, которая исцелилась от прикосновения к одному из них . По другой — крест был опознан, когда от его прикосновения воскрес умерший, которого несли мимо места раскопок . Так христиане обрели свою главную материальную святыню.

 

 Возвращение из плена и рождение праздника

 

История Креста на этом не закончилась. В 614 году персидский царь Хосров II захватил Иерусалим и вывез святыню как военный трофей . Целых 14 лет Крест находился в плену, пока византийский император Ираклий не одержал победу над персами и не вернул его в Иерусалим .

 

Согласно легенде, император в пурпурной мантии и золотой короне хотел внести Крест в город, но у ворот на Голгофу его путь преградила невидимая сила. Патриарх Захария пояснил, что Тот, кто нёс Крест на казнь, шёл сюда в уничижении и скорби. Тогда Ираклий снял царские регалии, облачился в простую одежду и босиком внёс святыню в храм .

 

Официально праздник был установлен в 335 году, после освящения в Иерусалиме храма Воскресения Христова, построенного по повелению Константина на месте обретения Креста. Освящение состоялось 13 сентября, а на следующий день, 14 сентября (27 сентября по новому стилю), впервые отпраздновали Воздвижение . Название праздника происходит от традиции «воздвигать» — то есть высоко поднимать крест, чтобы его могли видеть и ему могли поклониться все собравшиеся .

 

Пять необычных фактов о Крестовоздвижении

 

* Праздник-путешественник. Изначально обретение Креста праздновали на второй день Пасхи, так как оно произошло весной. Но после освящения храма Воскресения Христова в 335 году дату перенесли на 14 сентября, где он и остаётся по сей день.

* Строгий пост среди праздника. Воздвижение — это единственный двунадесятый праздник, в который Церковь предписывает строгий пост (нельзя вкушать мясные, молочные продукты, рыбу и яйца). Это делается для того, чтобы радость праздника была соединена с воспоминанием о крестных страданиях Христа.

* Судьба святыни. После обретения Крест был разделён на части и развезён по всему миру. Крупнейшая часть хранится в Иерусалиме, но небольшие частицы есть и в России — например, в Троице-Сергиевой лавре и Московском Богоявленском соборе.

* Особенности богослужения. Во время праздничного богослужения епископ или священник пять раз торжественно воздвигает украшенный цветами крест, обращая его на все стороны света, а хор в это время поет: «Господи, помилуй!» . Облачения священнослужителей в этот день — тёмные, траурные, что подчёркивает двойственную природу праздника: одновременно радостную и скорбную .

 

Почему этот праздник актуален сегодня?

 

Воздвижение — это не просто воспоминание о давних археологических находках. Для верующих Крест — это символ надежды, жертвенной любви и победы добра над злом . История его обретения и возвращения говорит о том, что любая, даже утраченная святыня — будь то вера, надежда или любовь — может быть обретена вновь, если искать её с усердием и верой.

 

Подготовила Наталья Морозова по православным источникам

Просмотров: (6)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *