Таинство Брака (Венчание)

 Брак -Таинство, в котором при свободном пред священником и Церквью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.

Бог благословил брачный союз первых людей в Раю и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею (Быт.1;28), дав им один из первых Своих заветов. В той же книге Бытия, на первых ее страницах, раскрывается тайна брачного союза мужчины и женщины: Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт.2;24). В христианстве брак достигает всей полноты совершенства. Господь Иисус Христос,повторяя ветхозаветные установления, возводит брак на высоту Таинства:И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.(Мф.19;3—6).
Еще в ветхозаветный период  брак считался священным установлением. В христианском чинопоследовании Брака постоянно упоминаются в качестве примера для подражания семьи ветхозаветных праведников: Авраама и Сарры, Исаака и Ревекки, Иакова и Рахили, Моисея и Сепфоры. Бесспорно то, что традиции ветхозаветной брачной церемонии существенно повлияли на христианский брачный обряд.
Новозаветная Церковь  с первых веков подчеркивала святость брака, как богоустановленного союза мужчины и женщины.

«Сам Бог соединяет освящаемых Таинством и посреди их присутствует», — свидетельствует Климент Александрийский.

До IX столетия Церковь не знала обряда бракосочетания. Меняясь столетиями,чин Венчания получает современный вид в XVI веке.

В Таинстве Венчания человек рождается заново, но уже не один, а в семье. В христианском браке двое становятся одной душой и одной плотью во Христе. Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.

Церковно-канонические препятствия к Браку:

1.Не допускается вступление в Брак более трех раз.

2.Запрещается вступать в Брак лицам,находящимся в близких степенях родства, вплоть до четвертой степени (то есть с троюродным братом или сестрой).

3.Церковный Брак невозможен, если один из брачующихся (или оба) объявляют себя атеистами и желают венчаться, руководствуясь посторонними мотивами.

4.Не венчают пару, если хотя бы один из будущих супругов не крещен и не готов принять Крещения перед Венчанием.

5.Не венчают Брак, если один из брачующихся фактически состоит в браке с другим лицом. Если этот брак — гражданский, то он должен быть расторгнут в установленном государственным законом порядке. Если церковный, то необходимо разрешение архиерея на его расторжение и благословение на вступление в новый Брак.

6.Препятствием к совершению Браковенчания является духовное родство между кумовьями, крестившими одного ребенка и между крестными родителями и крестниками.

7.Не венчается Брак,если хотя бы один из брачующихся исповедует нехристианскую религию (мусульманство, иудаизм, буддизм). Но совершенный по католическому или протестантскому обряду, а также нехристианский брак, в случае, если даже только один из супругов присоединился к Православной Церкви, может считаться по их желанию в силе. При переходе в христианство обоих супругов, брак которых заключен был по нехристианскому обряду, совершатьВенчание необязательно, так как их супружество освящено благодатью Крещения.

8.Нельзя венчать принявших монашеские обеты, а также священников и дьяконов после их рукоположения.

Совершеннолетие,психическое и физическое здоровье жениха и невесты, добровольность их вступления в брак являются обязательными для регистрации гражданского брака условиями. Поэтому Церковь не принимает участия в выяснении этих обстоятельств, но требует от приходящих к Таинству Венчания свидетельство о государственной регистрации брака.
Отсутствие родительского благословения на Венчание (особенно,когда они являются атеистами) в случае совершеннолетия жениха и невесты не может воспрепятствовать Венчанию.

Как готовиться к Таинству Венчания

Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления. 

Важнейший вопрос, который стоит перед желающей венчаться парой, — совместное Причащение перед совершением Таинства Брака. Эта традиция сохраняется с первых веков христианства, когда Таинство Венчания совершалось за Божественной Литургией.Для подготовки к Причастию в деньВенчания надо выполнить несколько условий.

1.Поститься (то есть не употреблять мясную и молочную пищу, а если возможно, то и рыбу) в течение трех дней или, по крайней мере, в течение одного дня перед Венчанием.

2.Ничего не есть, не пить и не курить накануне, с 12 часов ночи.

3.Если интимная жизнь до Венчания уже имеет место, необходимо воздержаться от брачных отношений в течение трех дней, или сделать это хотя бы в последний день перед Венчанием.

4.Очень желательно прочесть перед Причащением положенные молитвы: три канона (Господу Иисусу Христу, Божьей Матери и Ангелу-Хранителю) и Последование ко Святому Причащению.

Если выполнение этих условий по каким-либо причинам невозможно, нужно подойти к священнику и взять благословение на то, как в ваших жизненных обстоятельствах подготовиться к Таинству.

Для Таинства необходимы две иконы — Спасителя и Божией Матери. Иконы приносятся родителями или женихом и невестой.

Также приобретаются кольца — знак вечности и неразрывности союза, которые надо заранее отдать венчающему священнику или на свечной ящик.

День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично.

Можно пригласить двух свидетелей, но их присутствие во время Венчания объясняется традицией и не является необходимым.

Для совершения Таинства Венчания нужно иметь:

1.Икону Спасителя.
2.Икону Божией Матери.
3.Обручальные кольца.
4.Венчальные свечи (продаются в храме)
5.Белое полотенце (рушник).

 

В день Венчания жених и невеста должны прийти к началу Божественной литургии, где они будут молиться, исповедоваться и причащаться Святых Таин. Желательно присутствие за Литургией друзей и родственников молодоженов, но, в крайнем случае, они могут прийти к началу Венчания. Поскольку женщины за богослужением должны быть обязательно с покрытыми головами, невесте тоже необходимо иметь какой-нибудь головной убор. Кроме того, ей лучше обойтись без косметики и излишних украшений. Венчающейся паре необходимо иметь нательные крестики.


Суеверия, связанные с Таинством Венчания

Природа суеверий — это языческие баснословия. Например — случайно упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча предвещают несчастья, скорби в браке или раннюю смерть одного из супругов. Распространено суеверие, которое с первых шагов новой семьи провоцирует ее членов к проявлению гордыни и к противлению воли Божьей. Оно заключается в том, что тот из брачующихся, кто первым вступит на расстилаемое полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье. Поэтому иногда даже на свадьбах более или менее воцерковленной молодежи можно видеть стремление невесты к тому, чтобы ее нога оказалась там первой.
Очередная басня гласит: чья свеча после Таинства окажется короче, тот и раньше умрет. Не остались в стороне и «филологи»: положив в основу своего «богословского мнения» сходное звучание корней разных слов, они убеждают, что нельзя венчаться в мае, «потом будешь всю жизнь маяться». Все эти языческие придумки обличают маловерие, неверие, дремучее невежество их последователей, да и просто нежелание мыслить.


Дни, когда Таинство Венчания не совершается

Венчание не совершается:
1) в течение всех четырех многодневных постов;
2)во время Сырной седмицы (масленицы);
3)на Светлой (Пасхальной) Седмице;
4)в период Святок: от Рождества Христова (7 января по н. ст.) до Крещения Господня (19 января по н. ст.);
5) накануне двунадесятых и великих праздников;
6)накануне постных дней — среды и пятницы, а также по субботам в течение всего года;
7) накануне и в день праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи (10 и 11 сентября по н. ст.);
8) накануне и в день праздника Воздвижения Креста Господня (26 и 27 сентября по н. ст.);
9)накануне престольных праздников того храма, в котором планируют совершить Таинство.
Исключение из этих правил может быть сделано только по благословению правящего архиерея, при чрезвычайных обстоятельствах.

По материалам: Вячеслав Пономарев, Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви